Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Котик - коток»

Программное содержание.

Связная речь: Учить отвечать на вопросы полным ответом.

Грамматический строй речи:   Тренировать в образовании форм имен существительных родительного падежа единственного числа. Учить образовывать уменьшительно-ласкательных имен существительных.

Звуковая культура речи: Учить находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

Словарь: Учить подбирать слова, обозначающие действия предметов. Упражнять в подборе синонимов (слов разных по звучанию, но одинаковых по звучанию). неуклюжий – не подвижный, неповоротливый; вертлявый – непоседливый, вертиться; ловкач – ловкий, внимательный, быстрый. Обогатить словарь словами: пичужка – маленькая птичка; пеночка вид птицы. Закрепить умение подбирать определения к словам бумага и мех.

Обучающая:  Дать представление детям о жанре рассказа. Учить понимать тему и содержание рассказа, развивать интерес к информации, которую несет текст. Учить отгадывать мнемодорожки.

Познавательная: Выяснить, как кошка языком чистит себе шерстку.

Предварительная работа.

1. Запись на магнитофон слов кота.

2. Знакомство с птицей пеночка. Активизация слова «пичужка».

Материал.

Демонстрационный:

1. Мнемодорожка

2. Кот Тюпа.

3. Книга Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой»

4. Магнитофон с записью

5. Мяч

Раздаточный:

1. Пух или вата

2. Наждачная бумага

3. Простой карандаш

4. Тарелочка и рыбки

5. Клей, клеенка, тряпочка

6. Угощение печенье «Рыбки»

 Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Отгадай загадку».

Воспитатель выставляет на доску мнемодорожку.

    

1

Воспитатель: Мы уже играли в такую игру и сами придумали значки, по которым можем определить какое слово здесь зашифровано. Почему изображен дом? (домашнее животное). Что означает вторая клетка? (тело покрыто шерстью). 4 линии – ноги животного, лапа – защищается когтями, питается рыбой и молоком, начинается со звука «к». кто же это?

Дети: кот.

Воститатель: конечно же это кот. Давайте позовем его к нам в гости:

Котик – котенька – коток,

Приходи к нам на порог.

Кот: Мяу – мяу! Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Котик!

Воспитатель: А как же тебя зовут? У вас есть имена, а у котов – кличка. Что есть у людей? А у животных? Ребята а давайте угадаем как зовут кота?

Дети: Мурзик, Васька, Рыжик, Пушок и т.д.

Кот: А вот и не угадали. Меня зовут - Тюпа. Просто Тюпа!

Воспитатель: Вот так интересная кличка у тебя. А почему тебя назвали Топой?

Кот: Я принес вам книгу со своими приключениями. Если вы ее прочитаете, то узнаете много интересного и почему меня назвали Тюпой.

Воспитатель: Послушайте рассказ Е. И. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой». (Чтение книги).

Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: "Тюп-тюп-тюп-тюп...»

Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, -- Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: "Тюп-тюп-тюп-тюп... Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!" Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.

Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает. Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки -- пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.

Ползёт Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает -- боится спугнуть. Близко-близко подполз да как прыгнет -- прыг! Как схватит... Да не схватил.

Не дорос ещё Тюпа птицу ловить. Тюпа -- ловкач неуклюжий.

Воспитатель задает вопросы по прочитанному:

1. Вам понравился рассказ?

2. Что делал Тюпа когда он видел что-нибудь интересное?

3. Кого он увидел в крыжовнике? Кто такая пеночки? пичужка? Что значит вертлявая?

4. Что он тогда сделал?

5. Почему он не поймал птичку? Как вы понимаете: неуклюжий? Ловкач?

6. Почему же его назвали Тюпой?

Игра с мячом «Назови правильно».

Воспитатель: Раз уж Тюпа пришел к нам в гости, то давайте поиграет с ним. Вставайте в круг и приготовьте руки. Игра называется: «Назови ласково»:

  • Кот –котик;
  • Кошка – кошечка;
  • Котенок – котеночек;

А теперь игра «Один – много»:

  • У меня один кот – у тебя два…(кота)
  • У Саши два кота – у тебя пять … (котов)
  • У меня одна кошка – у тебя три …(кошки)
  • У Сережи три кошки – у тебя шесть …(кошек)
  • У меня один котенок – у тебя четыре …(котенка)
  • У Иры четыре котенка – у тебя семь …(котят)
  • Один кот – много …(котов)
  • Одна кошка – много …(кошек)
  • Один котенок – много ….(котят)

Игра «Что умеет».

Воспитатель: Что любит делать кот?

Дети: Лазать по деревьям, лакать молоко, царапаться, мурлыкать, спать, тереться о ноги и т.д. (с имитацией движениями).

Воспитатель: Пока мы играли в мяч, Тюпа испачкал свои лапы. Что же делать?

Дети: Надо их помыть.

Воспитатель: А как умываются коты?

Дети: С помощью языка.

Воспитатель: А хотите узнать, как это происходит? Тогда проходите за столы.

Опыт: Как кошка языком чистит себе шерстку».

Воспитатель: Возьмите в руки кусок бумаги, потрогайте ее и скажите какая она?

Дети: Жесткая, шершавая, не ровная, колючая и т.д.

Воспитатель: Правильно она очень шершавая. Эта бумага похожа на язык кошки. Теперь возьмите простой карандаш и хорошенечко потрите им о свой палец. Вот так. Представим, что это лапка кошки. А теперь возьмем кусочек бумаги и потрем им о грязный палец, как кошка языком. Что произошло? Рука стала чистой, т.к. шершавый язык стер всю грязь с кожи.

Возьмите пожалуйста комочек пуха, потрогайте его. Какой он?

Дети: Мягкий, теплый, гладкий и т.д.

Воспитатель: Конечно, кусочек пуха похож на шерсть кошки. Кошка должна еще ее причесывать, чтобы не было комков. Потрите куском бумаги о пух. Посмотрите на бумагу, что вы видите?

Дети: на бумаге остался пух.

Воспитатель: Правильно, так кошка удаляет ненужные волоска со своей шерсти.

Аппликация «Угощение для Тюпы».

Воспитатель: Почему –то Тюпа у нас приуныл?

Плачет котик в коридоре

У него большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

(Б.Заходер «Кискино горе»).

Как же нам успокоить кота?

Дети: угостить, сделать угощение.

Воспитатель: Давайте приготовим обед для Тюпы? У вас на подносах лежат тарелочка, рыбки и клей. Расположите красиво рыбок и приклейте их.

Тюпа: Большое спасибо, ребята! Мне очень понравилось, как вы занимались, я многое узнал. Я хочу вас тоже угостить печеньем «Рыбки». А можно мне остаться у вас в группе?

Воспитатель: Конечно, можно. Сейчас мы пойдем на прогулку, там ребята научат тебя играть в игры «Кот и мыши», «Мышеловка».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Тема работы «Секреты сахара»

Тема работы «Секреты сахара» Введение Актуальность. Я очень люблю конфеты. Мама сказала, что внутри конфет сахар, но нельзя много есть сладкого, зубки заболят...

Открытое занятие по математике «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей…

Открытое занятие по математике «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша Ход занятия: Приветствие педагога с детьми: Здравствуйте, ладошки! (вытягивают...

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся…

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на 2021 - 2022 учебный год

Читайте также

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу…

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» в подготовительной группе Цель: формирование у воспитанников осознанного...

Сценарий осеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние чудеса»

Сценарий осеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние чудеса» Цель: Продолжать знакомить с временем года, побуждать интерес к сезонным изменениям в окружающем...

Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Зимующие птицы»

Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Зимующие птицы»