Конспект занятия для старших дошкольников с ЗПР (5-6 лет) на тему «Моя мама»
Цель: с помощью сказки развивать у детей чувство глубокой любви и привязанности к маме; закреплять знания о домашних животных.
Материал: тематические картинки, дидактическая игра «Найди маму», дидактическая игра «Третий лишний», цветные карандаши, восковые мелки и бумага для рисования, музыка для релаксации, мягкие игрушки цыпленка, утенка.
1. Приветствие (ритуал входа): Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга ладошками. Теперь ножками (пяточками).
2. Подводка: Скоро у нас будет праздник. Кому посвящен этот день? Какие бывают мамы? А вы знаете сказки о маме? (ответы детей) Я знаю такую сказку «Как цыпленок и утенок маму искали» и хотела бы вам ее рассказать.
3. Чтение сказки. Сказка «Как цыпленок маму искал»: на одном птичьем дворе жил цыпленок. Он был маленький и желтый. Вот такой… (показ цыпленка и его размер). Но он думал, что он очень большой и важно задирал голову. Вот так… на этом же птичьем дворе жил и маленький утенок. Вот такой… утенок был очень добрый и уже умел плавать вместе с братьями за мамой-уткой. Вот так…
И вот однажды мама-курица и цыпленок шли по двору, но т.к. маленький цыпленок был очень любопытный и все время смотрел по сторонам, да так что отстал от мамы-курицы и потерялся. Стоит цыпленок у забора один, испуганно головкой вертит. Вот так… и зовет маму: «Пи-пи-пи!». А в это время мимо проходил утенок, он увидел испуганного цыпленка и решил узнать, что произошло. Утенок подошел поближе к цыпленку и спросил:
- «А почему ты так кричишь?»
- «Я потерялся…», - сказал цыпленок и заплакал.
- «А где твоя мама?», - спросил утенок, который конечно же знал, что мамы есть у всех и всегда нужно ходить вслед за ней.
- «Я не знаю», - ответил маленький цыпленок.
- «А какая она, твоя мама?», - все спрашивал утенок, зная, конечно же, что все мамы разные – «Моя мама – утка».
- «Я не знаю», - и еще сильнее заплакал цыпленок, - «Она самая красивая, добрая…» (Какая еще мама у цыпленка?).
- «Все ясно. Будем искать», - твердо сказал утенок и пошел вперед. А за утенком побежал цыпленок – маму искать.
Вдруг они увидели, двух больших и грозных гусынь, которые что-то очень громко обсуждали. Утенок и цыпленок вместе подошли к гусыням и утенок задал вопрос:
- «Скажите, пожалуйста», - он говорил очень вежливо, ведь он был вежливым утенком, - «А не вы ли его мама?».
- «Что вы!», - удивилась одна из них и затрясла головой, - «У меня свои гусята. Да и не похож он совсем. Мои белые, шеи длинные. Вот такие… а этот маленький, желтенький».
А вторая гусыня только кивала в ответ и поддакивала: «Да-да-да, га-га-га». Вот так…
Цыпленок загрустил еще больше и опустил голову. Вот так… Больше ему не хотелось важно ее задирать вверх.
Но утенок был настроен найти маму цыпленка, поэтому пошел дальше. На заборе сидел большой Черный кот и лениво умывался. Вот так… Утенок решил, что раз кот так высоко, то он обязательно должен был видеть маму цыпленка и пошел к нему.
- «Скажите, пожалуйста, а вы не видали маму цыпленка?», - спросил он у Черного кота.
Черный кот потянулся, зажмурил глазки. Вот так…
- «А какая она ваша мама, мяу?», - промурлыкал кот.
(Ребята, какая мама у цыпленка?)
- «Она добрая, красивая, любимая…», - ответил цыпленок.
- «Нет, не видал, мур-р, но я очень проголодался», - и спрыгнул с забора, широко открыв глаза и рот. Вот так…
Цыпленок и утенок испугались и побежали. Но они же были маленькие, а кот такой большой и страшный.
Вдруг им на помощь пришел красивый большой петух и вытянув шею и захлопав крыльями. Вот так… во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!». Черный кот испугался и отпрыгнул обратно и был таков.
- «Спасибо!»,- закричали вместе цыпленок и утенок.
- «Пожалуйста. А почему вы ходите одни? Где же ваши мамы?», - удивился петух.
- «Моя мама вон там», - ответил утенок.
- «А я потерялся», - сказал цыпленок и опустил голову. Вот так…
Петух обошел вокруг цыпленка, внимательно на него посмотрел. Вот так… И сказал: «Так ты же цыпленок. И твоя мама – курица. Она вон там, у курятника, иди скорее, она волнуется»
Утенок и цыпленок, поблагодарив петуха еще раз, побежали в указанную сторону и увидели маму-курицу. Мама-курица очень обрадовалась, увидев своего цыпленка, и стала очень громко кудахтать: «Куд-куда, куд-куда!» и обнимать птенца крыльями. Вот так…
Утенок смотрел на это и думал о том, как же он соскучился по своей маме и как хочет скорее прижаться к ней. Утенок попрощался с цыпленком и его мамой и отправился к своей маме – утке.
А цыпленок еще долго радовался, что он нашел свою маму и такого хорошего друга.
4. Беседа по сказке и пантомима:
- о ком рассказывается в этой сказке?
- какой был цыпленок? Какой был утенок? Изобразите их.
- назовите семью цыпленка? Какая была мама-курица? А теперь покажите маму – курицу.
- назовите семью утенка?
- кого встретили утенок и цыпленок, когда искали мама - курицу?
- какой был кот? Изобразите кота.
- кто помог утенку и цыпленку найти маму? Как он кричит? Какой петух?
5. Игра «Найди маму» (Цель: закрепить знания о домашних животных и домашних птицах). Цыпленок нашел свою маму, а давайте остальным детенышам тоже найдем и назовем его маму (цыпленок – курица, утенок – утенок, поросенок – свинья, гусенок – гусыня, собака – щенок, кошка – котенок). А как одним словом можно назвать всех этих животных? (домашние животные и домашние птицы).
6. Игра «Третий лишний» (Цель: формирование умения обобщать, классифицировать предметы). Утенок и цыпленок очень любят играть. А вы? Давайте поиграем вместе в игру «Третий лишний». Я вам буду показывать картинки, а вы смотрите на них внимательно и выберете и назовите только того, кто будет лишним. (Детям показываются картинки: цыпленок, курица, кот; утенок, утка, петух; кот, котенок, гусь).
7. Нарисовать портрет мамы (Цель: развитие мелкой моторики рук; закреплять знания о частях тела человека). Мамы бывают разные, а ваша мама какая? Опишите свою маму: какого цвета у нее глаза, волосы? (ответы детей). Сейчас мы нарисуем мамин портрет (начало рисования сопровождается показом психолога - вместе с детьми рисуем овал – голову будущего портрета, глаза, нос, рот, уши. Затем каждый ребенок дорисовывает на своем рисунке волосы, приметы и другие атрибуты).
Какие красивые портреты мам у вас получились! Я предлагаю каждому рассказать о своем рисунке, о своей маме.
8. Релаксация (Цель: снятие психологического напряжения): Вы устали? Давайте теперь отдохнем. Ложитесь на ковер на спинку, закрывайте глаза и послушайте музыку.
9. Подведение итогов (Цель: повторение и закрепление полученных знаний): Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня на занятии?
10. Ритуал прощания (Цель: завершение занятия): Нам пора прощаться и возвращаться в группу. Давайте скажем друг другу «до свидания» нашими ладошками.
Литература.
- Жадько Е.Г., Широкова Г.А. «Практикум для детского психолога».- Феникс, 2012
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии».- Речь, 2010
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Формы и методы работы со сказками».- Речь, 2011
Читайте также |
---|
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...
Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой
Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой
Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности
Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности Ранний дошкольный возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются...