Непосредственно образовательная область «Познание»
Интегрированное занятие «Дружный хоровод»
(старший дошкольный возраст)

Цель: изучение народного костюма, его особенностей, расширять представления детей о национальной культуре других народов, в частности о русском, украинском, азербайджанском, киргизском костюмах. Формировать духовно – нравственное отношение   к культурному наследию и толерантному отношению к другим национальностям. Обогатить словарный запас словами: монисто, плахта, чадра, ребена, шальвары, чутга, тюрбан, койнек, кошуля, спидныця

Задачи образовательных областей:

«Коммуникация»: совершенствовать монологическую речь, учить внимательно слушать рассказы сверстников.

«Социализация»: обогащать знания детей о национальных костюмах, расширять интерес к культуре других народов.

«Художественное творчество»: развивать и совершенствовать навыки аппликации из геометрических фигур, умение составлять орнамент.

«Музыка»: воспитывать интерес к народной музыке других народов.  

Предварительная работа:    

1. Совместная экскурсия в историко - культурный центр «Старый Сургут».

2. Сотрудничество с родителями по пошиву национальных костюмов.

3. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Национальные костюмы».

4. Аппликация «Национальный орнамент».

5. Составление национальных узоров из геометрических фигур.

6. Рассказывание из личного опыта «Национальная одежда моей бабушки, дедушки.

7. Чтение рассказа К.Д.Ушинского « Как в поле рубашка выросла»

Материал: куклы в национальных костюмах, (костюмы изготовлены руками родителей), аудиозапись народных мелодий, наборы геометрических фигур, подносы с материалом для нанизывания бус, клей, салфетки, сундук.

Ход занятия.

Под русскую народную музыку входят дети. Их встречает ведущая в русском народном костюме.

Ведущая. Добрый день, гости званые, желанные

                 Рады мы гостям из всех республик.

                 Всех ждём, встречаем.

                 Рассказать о своём национальном костюме предлагаем.

Собрались мы сегодня, чтобы узнать, какую одежду носили люди разных национальностей в старину. Одежду шили в основном изо льна. Из рассказа К.Д.Ушинского «Как в поле рубашка выросла» мы узнали, как было нелегко получить льняное полотно. Вся одежда хранилась в сундуках. У каждой национальности был свой традиционный орнамент на сундуке. Давайте откроем его и посмотрим, что там внутри (достаёт куклу в русском народном костюме).

Куклы к празднику готовы,

Посмотрите на обновы.

Сарафан – то расписной,

Да с рубашечкой льняной.

1 ребёнок. Девочка в русском национальном костюме. (Звучит русская народная мелодия «Калинка» аудиозапись).

Нет края на свете красивей,

нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, -

Что может быть сердцу милей?

А если бы нас вдруг спросили:

«- А чем дорога нам страна?»

Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, - одна!

                                     В. Гудимов

Русский национальный костюм – это в основном сарафан (показывает на кукле). Его тщательно берегли и передавали из поколения в поколение. Вышивка с золотыми пуговицами, тесьмой, шнурами была одним из украшений сарафана. Надевали сарафан поверх прямой рубахи, пояс ткали на ткацком станке, а концы его оформляли в виде пышных кистей. Головной убор – кокошник, расшитый золотыми нитями, обычно поверх кокошника одевался платок.

2 ребёнок. В украинском национальном костюме (звучит украинская народная мелодия).

О, как прекрасна Украина!

Её таврийские поля,

Её леса, луга, пригорки

И благодатная земля.

Я хочу рассказать вам об украинском национальном костюме (достаёт из сундука куклу в украинском костюме).

- Это украинская сорочка – кошуля, шили её с воротником и без них.

- Это юбка «спидныця», сверху плахта в крупную клетку. Сорочка и «спидныця» вышита украинским орнаментом.

- Головной убор – венок с разноцветными лентами. Обувь – чоботы без каблуков. На шее украшение – монисто.

Дети (девочка и мальчик) исполняют украинский народный танец.

Ведущая. Ой! А бусы (монисто) – то рассыпались! Ребята, давайте соберём кукле бусы. А украиночки носили на шее много ниточек монисто!

Дети берут шнурки, верёвки и нанизывают бусы, затем вешают на шею кукле.

3 ребёнок. В азербайджанском национальном костюме (звучит аудиозапись азербайджанской народной музыки).

Салам! Баку! Красавец – город.

Сердца друзей, как песнь звучат

И движут счастья караван,

Баку, я новой

Встрече буду рада,

Горжусь тобой, Азербайджан!

Я расскажу вам о женском азербайджанском костюме. Это мешкообразное покрывало «чадра» и лицевая занавеска «ребена». Внизу «шальвары» или шаровары, поверх штанов – нижняя юбка, средняя и несколько верхних. Рубашку принято было расшивать монетами, края рукавов сорочки красного или синего цвета. Голову покрывали « чутгой» или платком, чтобы косы были прикрыты. На ногах тапочки в цвет штанов.

4 ребёнок. В киргизском национальном костюме (звучит киргизская народная мелодия).

Известно народ наш для дружбы открыт,

Единство и дружбу он в сердце хранит.

Земля Киргизстана, родная страна

Лучами согласия озарена!

Киргизский женский костюм – это нательная рубашка и верхняя одежда. Нательными были платье – койнек и шаровары. На груди женских рубах имелась вышивка или надевали нагрудник «енур», «жака» - расшитые цветными нитками. Головной убор – тюбетейка – топу. У киргизов не принято бросать головной убор, обменивать, запрещалось перепрыгивать через одежду.

Ведущая. Ребята! Какие геометрические фигуры вы знаете? Давайте попробуем составить из них ковёр дружбы народов. Я покажу вам орнаменты разных национальностей, а вы из каждого орнамента возьмёте частичку. (Дети подбирают геометрические фигуры и выполняют аппликацию). Анализ занятия. Итог занятия.

Литература:

  1. «Занятия аппликацией в детском саду» Богатеева З.А.
  2. Дидактический материал. Окружающий мир. Национальные костюмы – 3. Народы России Вохринцева С.В.
  3. «Костюмы разных времён и народов» Мерцалова М.Н.
  4. «Азербайджанская национальная одежда» под редакцией Азизбековой П.А.
  5. «Стихи про Украину» Геннадий Малыш
  6. «Всё для детей» Стихи В. Гудимова
  7. «Стихи о Баку и Азербайджане» Нормурад Нарзуллаев.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Исследовательская деятельность «Полезный укроп»

Исследовательская деятельность «Полезный укроп»

К здоровью и гармонии через сенсорный сад

К здоровью и гармонии через сенсорный сад Этим летом в одном из солнечных уголков территории детского сада «Ласточка» села Ребрихи появился...

Система работы над патриотическим воспитанием в подготовительной группе комбинированной направленности…

Система работы над патриотическим воспитанием в подготовительной группе комбинированной направленности «С чего начинается Родина» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого...

Читайте также

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши…

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши, выбирай» Цели: образовательная: закрепить знания детей о разнообразных профессиях, их названиях и...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова…

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова. Тема: звук [Р`] Цель: автоматизация звука [Р`] в середине слова Задачи: Коррекционно...

Организация инклюзивного образования в детском саду

Организация инклюзивного образования в детском саду (Опыт работы) Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом...