Внутреннее устроение храма: иконостас, алтарь и светильники в храме.
(конспект занятия по православной культуре в старшей группе детского сада)
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- познакомить детей с внутренним устройством храма;
- дать представление о расположении и назначении главных частей храма (иконостас, царские ворота, главные иконы храма, алтарь – святое место, престол);
- расширять словарный запас детей названиями храмовых светильников: семисвечник, лампада.
Воспитательные задачи:
- воспитывать благоговейное отношение к храму и его святыням;
- воспитывать благодарность к труду рук человеческих, создавших красивое убранство для храма;
- поддерживать в детях желание помогать и бережно относиться к труду людей, прислуживающих в храме.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию образного и символического восприятия внутреннего убранства православного храма;
- способствовать развитию чувства прекрасного и священного.
Материал к занятию:
1. Стихотворения Е. Санина о храме и его устройстве.
2. Небольшие карточки к дидактической игре «Мы в храме или около него».
3. Наша жизнь с Богом. С.-П. Христианское просветительское общество «Кредо» 2000г.
4. Детский молитвослов. Изд-во «Духовный сад». С. Николо-Погост 2004г.
Ход занятия:
1 часть: Беседа
- Ребята, Мы уже говорили о том, что Церковь – это Храм, Дом Божий, куда мы приходим для встречи с Богом. На службе всегда торжественно и красиво, мерцает свет от свечей и лампад, звучит молитвенное пение и люди приходя на Богослужение успокаиваются, на душе у них воцаряется мир и душевная радость. Давайте вспомним, как надо себя вести в храме?
– Что нужно сделать, когда мы входим в храм? (перекреститься, поклониться алтарю, приложиться к главной иконе или святыне храма)
– Какие правила необходимо соблюдать во время литургии? (сохранять тишину, быть внимательными, не смотреть по сторонам)
– Как правильно креститься? (не спеша, повторяя про себя слова молитвы «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»)
– Что должны помнить о внешнем виде мальчики и девочки? (девочки одевают юбочки и платочки, а мальчики без головных уборов)
Необходимо помнить, что хорошее поведение любит Господь и люди уважают тех, кто ведет себя достойно. Вы уже познакомились с внешним видом храма, Сегодня я расскажу вам о том, как храм устроен внутри.
Когда-то давно храм называли книгой для тех, кто не умел читать. Любой человек, посмотрев на изображения Библейских историй, Святых сразу мог понять, о чем рассказывает дом Божий. Сейчас мы с вами попробуем точно так же «почитать»…и познакомимся с тем, что мы видим в нашем Храме.
Начнем мы с загадки. Послушайте внимательно:
Столик высокий, крышка с наклоном
Чтобы удобней было иконам
Из металла витой
Как называется он?..
(Аналой)
Правильно, аналой. Это место для главной иконы храма, давайте на нее посмотрим. Что здесь изображено?
- Рядом с Аналоем стоит подсвечник, для чего он нужен? (Что бы ставить свечи и благодарить Бога за все, что он посылает или обращаться с просьбами).
А сейчас мы познакомимся с вами с самой важной частью храма.
Перед вами иконостас.
Иконостас – такое обозначение рая с изображениями святых и ангелов, которые незримо присутствуют в Храме и молят Бога за людей. Расскажите, кого вы здесь видите?
- За иконостасом находится самое святое и самое таинственное место в Храме – алтарь. В алтарь могут заходить только священнослужители, мужчины, участвующие в службе.
Что бы войти в Алтарь нужно пройти через Царские врата.
Ах, какая красота -
Эти Царские врата!
В них невидимо, как встарь,
Сам Христос идет в алтарь!
Через Царские врата к нам незримо выходит Сам Иисус Христос, поэтому люди кланяются когда они открываются и закрываются.
Алтарь немного напоминает пещеру, где родился Иисус Христос, а еще Алтарь сравнивают с Царством Небесным, где находится Бог, Святые, Богородица, ангелы и все хорошие люди.
Посреди алтаря находится Престол: четырехугольный стол.
На престоле невидимо присутствует Сам Господь. К престолу прикасаются и целуют его только священники. На престоле находятся: Св. Евангелие, Напрестольный крест, Семисвечник и другие священные предметы. Они все очень красиво украшены.. Сравните моё домашнее Св. Евангелие и то которое на престоле… Св. Евангелие священник читает на службе, крестом благословляет всех молящихся в храме.
Священный светильник, посмотрите, он стоит посередине алтаря -это такой подсвечник, на котором горят семь свечей, поэтому он так и называется – семисвечник.
За Престолом семь лампад
Очень празднично горят.
Видно, каждая лампада
Здесь гореть бывает рада.
- Ребята, кто служит в Храме? (Священник) Священник знает всё о храме и умеет правильно обращаться к Богу с молитвами о людях.
Во время службы священник выходит с кадилом. В кадиле уголек и ладан. Вспомните, что волхвы принесли в подарок младенцу Христу? Ладан – это смола дерева. От ладана идет дым с приятным запахом – он обозначает невидимое присутствие Благодати Бога. Священник кадит икону, потом людей, а люди наклоняют голову и невидимый голубок – Святой Дух садится на нее.
Во время литургии священник выносит Святую Чашу, в которой содержится Святая частичка. Священник причащает людей и люди причащаясь, становятся лучше и добрей.
Обобщение
- Ребята, сейчас мы поиграем в игру и проверим, как вы поняли то, о чем мы говорили.
Дидактическая игра «В храме и около него».
Всем детям предлагается выбрать по одной небольшой карточке с изображением различных частей православного храма, предметов церковного убранства и церковной утвари: свечи, лампадка, купол, изображение креста, колокольни, иконостаса, семисвечника, паникадила и др.
В процессе игры детям дается команда собраться в две группы: одна группа как бы «около храма», другая группа детей – «в храме», в зависимости от того, изображение какого предмета или части здания имеется у него на карточке. Ориентирами для сбора групп могут две крупные карточки: одна – с полным изображением храма, другая – с общим внутренним видом храма.
Выигрывает та группа, которая соберется быстрее.
В конце занятия дети изготавливают книжки-раскладушки с внутренним устройством храма. По ходу художественно-продуктивной деятельности дети закрепляют новые понятия.
По окончанию воспитатель хвалит детей и дарит поощрения в виде голубков.
Читайте также |
---|
Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры…
Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников Красота родного края...
Путешествие в мир народной куклы
Путешествие в мир народной куклы Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков…
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет на тему «Спешим на помощь Лунтику» Вид образовательной деятельности...