Познание (познавательно – исследовательская деятельность)
Тема: Путешествие с черепашкой в Африку
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Африки.
Программное содержание:
Образовательная:
- Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных и людей в пустыни;
- Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания (пустыня) через использование игровых проблемных ситуаций; вопросов проблемного характера, опытно-экспериментальную деятельность.
- Развивать у детей способность анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки или подтверждения.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, пробуждать эмоциональную отзывчивость, любознательность.
- Социализация – освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Настраивать детей друг на друга, создавать положительный фон в группе.
- Коммуникация – развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
- Познание – развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.
- Здоровье – ананас полезный экзотический фрукт содержится много витаминов, здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика).
- Физическое – физкультминутка, смена видов деятельности.
- Безопасность – обучение безопасному проведению опытов
Словарные слова: барханы, песчаная буря, баобаб, верблюжья колючка, лианы, анаконда, гиены
Методы и приемы:
- Игровые (игра – путешествие)
- Сюрпризный момент
- Игровые проблемные ситуации
- Опыты
- Вопросы проблемного характера
- Исследовательские методы обучения (развитие личного интереса у детей, учить видеть проблему и пути ее решения)
- Обучение в сотрудничестве (учить ребят решать, четко поставленные задачи при взаимодействие со сверстниками)
Технологии – здоровье сберегающие (дыхательная гимнастика, физкультминутка, смена видов деятельности, обучение безопасному проведению опытов).
Формы работы: групповая, самостоятельная
Предметно развивающая среда:
- черепашка;
- ананас;
- иллюстрации картинки: баобаб, люди караван верблюдов, пустыня, лианы, оазис, барханы;
- иллюстрации животных: слон, гиены, жираф, горилла, попугай, попугай Ара, анаконда, зебра, бегемот, крокодил, геперд, лев обезьянка, суслик желтый, рогатая гадюка, саранча пустынная, скарабей, тушканчик, варан, скорпион, фенек;
- глобус;
- 2 материка Африки;
Оборудование для опытов:
1. тарелочки с мукой, трубочки, маски на каждого ребенка;
2. баночки с песком, трубочки на каждого ребенка, маски;
3. вулкан.
(Дети входят в группу, стают полукругом).
Организационный момент.
В.: Ребята, наступил для нас час,
Поиграем мы сейчас!
Будем играть? Да.
Посмотрите, что у меня глобус? (Включаю).
В.: Скажите, каким цветом на глобусе изображают: леса, поля, луга? (Леса, поля, луга изображают зеленым цветом).
Что, обозначено на глобусе голубым цветом? (Голубым цветом изображают, реки, моря, океаны).
А желтым цветом (песок). Коричневым цветом (Изображают горы, вулканы).
Молодцы все знаете.
Я знаю, что вы все любите путешествовать, открывать что-то новое. Вот и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие и помочь черепашке, узнать о ее родине.
Ч.: Здравствуйте ребята. Меня привезли совсем крошкой в Россию. Мне так хочется узнать о своей Родине. У меня сохранился вот этот рисунок. Как вы думаете, как называется этот материк (иллюстрация Африка).
Поможем Черепашке (да).
Но, как мы туда попадем. На чем можно добраться.
Ребята, а я кажется, смогу помочь у меня есть волшебный ананас. Дружно закрывайте глаза, а к вашим ладошкам сейчас прикоснусь и мы с вами окажемся в Африке. Будем считать от единицы до 10. После того как я скажу можно тогда открыть глаза открыть глаза.
Вот мы с вами и очутились, благодаря ананасу в Африке.
Идите за мной, садитесь на кочки. Смотри, черепашка это Африка. Ребята, давайте вспомним, на какие три зоны делится Африка. (Пустыня, тропики, савана). Черепашка говорит, что в Африке самая большая в мире пустыня. Как она называется? (Сахара).
Как называется самая длинная река в мире, которая протекает в Африке. (эта река называется - Нил).
Пустыня – это царство песков, здесь жарко круглый год. В пустыне очень мало растений. Одно из растений это верблюжья колючка (иллюстрация – верблюжья колючка). Как вы думаете, кто питается верблюжьей колючкой (конечно верблюд). Но в пустыни есть островки зелени, там где есть вода есть жизнь, которые называются оазисы (показ иллюстрации – оазис).
У меня есть, волшебная шкатулка я сейчас буду показывать обитателей пустыни, а вы будете называть.
(иллюстрации: суслик желтый, рогатая гадюка, саранча пустынная, скарабей, тушканчик, варан, фенек).
Вторая зона – это тропический лес, или как по-другому назвать (джунгли). Здесь большая влажность и тепло. В джунглях растут очень высокие деревья, различные травы, грибы, папоротники, лианы. Посмотрите это лианы – это вьющиеся растения, лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева, обвивается вокруг него и постепенно как бы ползет по нему.
Джунгли – это царство, а вот кого, отгадайте загадку:
Не нужны другие страны:
Там, где джунгли, где лианы,
Где кокосы и бананы
Дом родной для (обезьяны).
Вставайте с кочек, я вас всех превращаю в обезьянок:
Вы сегодня обезьянки
По английский просто манки
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки
Головой кивнем друг, другу
И пожмем соседу руку
Сядем – встанем и прыжок
Ты же манки, мой дружок.
Присаживайтесь на кочки.
В джунглях обитают змеи, эта змея называется Анаконда.
А непоседу пеструю,
Птицу длиннохвостую
Птицу говорливую
Самую болтливую вы знаете (это попугай).
Вот это попугай Ара (показ иллюстрации).
Ой, смотрите, человек!
А на теле черный мех.
Мы ошиблись, смотрит мило
Из кустов на нас (Горилла).
Третья зона – это савана, лето здесь длинное, жаркое, засушливое. Зима короткая и дождливая. В саване растут различные травянистые растения, но попадаются островки деревьев. Среди них встречаются великаны (баобабы). В саване живет много животных. Отгадайте загадки:
У этого животного чудесный хобот.
Сам бананы с пальмы рвет,
Льет он воду, как из душа
Песни трубные поет (слон)
Грозный рык раздался вдруг,
Распугал всех птиц вокруг
Ходит в клетке озверев,
Царь зверей. (Кто это лев)
Что за коняшки, все в тельняшках? (зебра)
Толстый, неуклюжий
И огромный, как гора
Любит воду, но не лужи
В речке плещется с утра.
Лотос ест, камыш жует
Житель Нила – (бегемот).
По реке плывет бревно
Ох и злючее оно
Тем кто в речку угадил
Нос откусит (крокодил)
Ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он (жираф)
Самое быстрое хищное животное в мире – это гепард.
Обитают также – гиены. Гиены поедают, мертвых и больных животных они играют роль мусорщиков, собирателей отходов.
Ч.: Какие ребята молодцы, столько много знаете, мне бы хотелось узнать о пустыне. В этом я кажется, смогу помочь, но без помощи ребят мне не справится.
Иллюстрация пустыни. Посмотрите, земля в пустыне холмистая, холмы эти состоят из мелкого песка. Холмы, которые изображены на рисунке, называются барханы.
Так, что же такое барханы – это большие холмы из песка.
Как вы думаете, что может поднять лежащий песок? (ветер).
Когда поднимется сильный ветер, песок поднимается очень высоко. В пустыне это явление называется (песчаная буря).
Посмотрите караван верблюд и у людей закрыты лица. Как вы думаете, ткань защищает от попадания песка в дыхательные пути.
Идите за мной и черепашку возьмем с собой.
Посмотрите на столе много интересных вещей, найдите маску. Наденьте маску как я закройте нос и рот. На столе найдите тарелочку с мукой. Возьмите трубочку и сделайте неглубокий вдох в себя. Посмотрите на маски друг друга. На них мука. Опустите повязки как я, посмотрите есть ли на губах мука. Какой мы можем сделать вывод. Песок в дыхательные пути попасть не сможет.
Чтобы приступить к следующему опыту и увидеть песчаную бурю и появление барханов. Я вас превращаю ветер.
Давайте научимся правильно дышать:
Делаем глубокий вдох – руки поднимаем вверх
Делаем выдох – руки опускаем вниз.
Наденьте повязки. Возьмите маленькие пустыню в руки, сделайте глубокий вдох и изо всех сил выдохните в трубочку.
- Что произошло с песком? (Песок зашевелился)
Дети: Песок закружился, поднялся вверх.
В: - Таким образом, в пустыне поднимается песчаная буря.
В: - А песчаная буря это что?
Д: Когда сильный ветер поднимает песок.
Кто был хорошим ветром, кто смог переместить песок и у кого получились барханы.
Снимите маски.
Ч.: спасибо ребята я знаю, что такое бархан и песчаная буря.
В Африке ребята есть вулкан, который называется Килиманджаро. Он таит в себе опасность для всего живого. Иногда происходит извержение вулкана, из кратера вулкана извергается лава, это жидкое горячее вещество, гибнет все живое. Я вам сейчас покажу, как это происходит.
Ч.: Ребята спасибо большое, что помогли мне узнать о моей родине, я хочу остаться здесь отыскать своих родных. Это твое право. До свидания ребята, пообещайте, что снова побываете в Африке, и я познакомлю вас со своими родственниками.
Ребята ананас теряет свою волшебную силу. Становитесь в круг, закрывайте глаза, я прикоснусь к вашим ладошкам. Считаем обратно 10 -1. Открывайте глаза вот мы и снова в детском саду.
Вот и подошло к концу наше путешествие, ананас потерял свои силу и теперь мы его сможем попробовать. Я сейчас попрошу Елену Алексеевну разрезать это экзотический фрукт.
А мы с вами сейчас побеседуем.
Вам понравилось наше путешествие?
Что интересного вы узнали?
Как вы думаете, мы совершили хороший поступок?
Я предлагаю взять карандаши и нарисовать ваши впечатления о путешествии в Африку.
Читайте также |
---|
Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»
Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...
Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе…
Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе на тему: «В мире насекомых» Цель: Закрепление знаний детей о мире насекомых. Задачи: Обучающие: 1...