Сценарий познавательного занятия средней логопедической группы по теме «Времена года»

Цель. Закрепить и упорядочить временные представления детей, на основе наблюдений изменений в природе.

Задачи.

  • Уточнять и расширять представление детей о природе.
  • Обогащать представления детей о геометрических фигурах при помощи символических изображений предметов.
  • При помощи взрослого выстраивать связи между явлениями природы, основываясь на собственном опыте.
  • Закрепить знания детей о цикличности времен года.
  • Способствовать у детей формированию зрительных, слуховых, осязательных впечатлений через игровую деятельность.
  • Способствовать проявлению инициативности и самостоятельности со взрослыми и сверстниками при решении игровых задач.
  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, сопереживать персонажам игровой ситуации.
  • Продолжать формировать умение детей общаться друг с другом на основе положительных взаимоотношений и дружеских связей.

Оборудование:

  • магнитная доска;
  • голубь, сделанный из бумаги;
  • пакет;
  • «портрет» и письмо «Старика-годовика»;
  • часы;
  • 4 стола;
  • сюжетные картинки, соответствующие временам года;
  • кормушка с птицами;
  • семечки;
  • геометрические фигуры;
  • емкость с водой;
  • кораблики по количеству детей;
  • «осенние листья»;
  • шкатулка с «чесночными бусами».

Предварительная работа.

Беседа с детьми о временах года, рассматривание сюжетных картинок, рассматривание иллюстраций о временах года. Отождествление времен года с определенным цветом.

Форма работы.

  • Решение проблемной ситуации.
  • Путешествие.
  • Игровые упражнения.
  • Игра с правилами.
  • Моделирование.
  • Совместные действия.

Форма организации детей: подгрупповая.

Интеграция образовательных областей.

  • Здоровье.
  • Коммуникация.
  • Физическая культура.
  • Социализация.
  • Музыка.
  • Безопасность.
  • Труд.

Воспитатель: Ой, ребята, а кто это к нам в гости прилетел?

Дети: Голубь.

Воспитатель: Правильно, голубь. А у него что-то в клюве?

Дети: Пакет (дети рассматривают и достают содержимое пакета), часы, письмо.

Воспитатель: Часы, но они сломанные, портрет Старика-Годовичка и письмо.

Дети: Письмо надо прочитать.

Воспитатель: (читает письмо)

Я – Старик-Годовик,

Жаловаться не привык,

Но беда ко мне пришла,

И смешала времена.

 

Я теперь не знаю сам,

Верить ли своим часам?

Те, часы всегда подскажут

Время года на Земле:

То ли лето, то ли осень,

То ли стужа на дворе!

 

Но сломались вдруг они,

Мои верные часы.

Вас прошу помочь, друзья.

Лишь на вас надеюсь я!

Воспитатель: Ребята, мне очень жалко Старика-Годовика, но я не знаю, что делать, подскажите мне.

Дети: Надо починить часы.

Воспитатель: Да, но для этого надо отправиться к нему в гости, и я знаю, как это сделать. Туда могут попасть только дружные и смелые ребята, как вы, подойдите все ко мне, положите свои ладошки на мою ладонь, закройте глаза и повторяйте за мной слова:

Друг за друга будем держаться,

И никого, никогда не бояться.

Дружить всегда, дружить везде,

На суше и в воде

Только дружным, ловким, смелым

По плечу любое дело!

Воспитатель: А где это мы с вами оказались?

Дети: В стране Старика-Годовика.

Воспитатель: Ой, как холодно!

Дети: Зима наступила.

Воспитатель: А как вы догадались, что зима наступила?

Дети: Снег выпал и лежит.

Воспитатель: Зимой бывает снег? А какой он?

Дети: Белый, холодный, липкий.

Воспитатель: Мне очень холодно, что нужно сделать, чтобы согреться?

Дети: Надеть шубу и шапку, перчатки, штаны.

Воспитатель: Замечательно, а чем можно заняться зимой на прогулке, чтобы согреться?

Дети: Слепить снеговика, потанцевать, покататься на санках.

Воспитатель: Конечно. А я вижу какой-то конверт и в нем, что-то есть. Что же там? (высыпает содержимое конверта на стол)

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Правильно, а что из них можно сделать?

Дети: Выложить фигуры.

Воспитатель: Да, дайте скорее с вами согреемся и сделаем различные фигуры.

(дети выкладывают из геометрических фигур: снеговика, зайца, елку)

Какие замечательные фигуры у вас получились!

Ой, ребята, кажется, я что-то слышу (звенит колокольчик и на часах открылся белый сектор), это, наверное, нам небольшая подсказка, давайте найдем картинку, которая соответствует этой части на часах и поместим ее туда.

(Дети ищут картинку с изображением зимы и помещают ее на белую часть круга).

Воспитатель: Мы зимой оделись и нам тепло, а кому-то зимой холодно бывает, они очень часто стучатся к нам в окна?

Дети: Птички.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы они могли согреться?

Дети: Сделать кормушки и покормить птичек.

(Воспитатель ставит кормушку с птичками на стол, достает семечки, раздает детям, они насыпают их в кормушку).

Воспитатель: Ребята, от нашей с вами доброты потеплело, потек ручей и куда-то нас привел. В какое время года?

Дети: Весна, весной бывают сосульки.

Воспитатель: А, может, мы с вами попробуем изобразить сосульку?

Логоритмическое упражнение.

От сосулек – звон, звон                     Хлопают в ладоши.

Просыпайся клен, клен                      Поднимают руки над головой, качаются из стороны в сторону.

Растопился снег, снег                        Трут ладонь об ладонь.

Ручейки в бег, в бег                            Волнообразные движения руками.

Гром шагает: топ, топ.                        Топают.

Почки слышно - хлоп, хлоп .               Разжимают кулачки.

Дети: На часах еще появилась одна часть круга.

Воспитатель: К ней надо подобрать нужную картинку.

(Дети выбирают картинку с изображением весны и помещают ее на голубую часть круга).

Воспитатель: Весной текут ручьи и что любят делать дети?

Дети: Пускать кораблики.

(Воспитатель достает емкость с водой, кораблики).

Воспитатель: Кораблику нужен ветер, давайте станем им. Какой ветер поможет кораблику отправиться в дальнее плаванье?

Дети: Ветерок, ветер, ветрище.

Дыхательное упражнение: “Плыви кораблик ”

(воспитатель раздает кораблики, дети опускают их в емкость с водой, дуют).

Дети: Открылась еще одна часть круга – зеленая.

Воспитатель: И куда мы попали с вами?

Дети: В лето.

Воспитатель: А почему лето зеленого цвета?

Дети: Потому что трава зеленого цвета.

Воспитатель: Давайте починим часы.

(Дети выбирают картинку с изображением лета и помещают ее на зеленую часть круга).

Воспитатель: Дети я слышу чей – то голосок, послушайте:

Я проснулся, улыбнулся,

Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь я

Тише ветер луговой!

Что это? (одуванчик) Он зовет нас к себе на луг.

Игра: «Что сначала, что потом».

Воспитатель: Дождь капает, да и холодно становится.

Дети: Наступила осень.

(Дети рассматривают картинки ).

Открылась еще одна часть.

(Дети находят картинку с изображением осени и помещают ее на оранжевую часть круга).

Воспитатель: А я помню, что вам летом было интересно стоять под листопадом.

(Раздает детям листья, и дети с помощью листьев изображают листопад).

Воспитатель: Часы мы с вами починили, нам нужно возвращаться в детский сад. А я что-то увидела (достает шкатулку). Что же в ней?

Дети: (нюхают) чеснок.

Воспитатель: (открывает шкатулку) В ней чесночные бусы. Это подарок Старика-Годовика. Чеснок имеет сильный запах и острый вкус. Микробы боятся его. Чеснок можно употреблять в пищу или вдыхать его аромат.

Воспитатель: Мы починили с вами часы, чтобы не нарушался порядок времен года, и эти волшебные часы Старик-Годовик дарит нам. А мы с вами, как только захотим, повернем волшебную стрелочку да представим себя в любом из времен года.

А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад.

Кладите ваши руки на мою руку, произнесем волшебные слова:

Друг за друга будем держаться,

И никого, никогда не бояться.

Дружить всегда, дружить везде,

На суше и в воде

Только дружным, ловким, смелым

По плечу любое дело!

Вот мы и в садике, ура!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лэпбук «Фрукты»

Лэпбук «Фрукты» В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игровой форме. Для знакомства детей с фруктами можно использовать дидактические игры...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром с использованием развивающих технологий…

Конспект по ознакомлению с окружающим миром с использованием развивающих технологий (создание проблемной ситуации) в старшей группе. Тема: Путешествие на Таинственный...

Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» …

Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» (Составление рассказа по картине) Задачи: Образовательные задачи: - закрепить знания детей о временах года, признаках...

Читайте также

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к…

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к ежику» Дети под музыку заходят в зал. Ведущая: Ходит осень по дорожке, Промочила в...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Интересные жидкости…

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интересные жидкости в лаборатории профессора Грю»