Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме «Человеческие расы»

Методическая информация

Тема НОД, форма НОД

Тема «Человеческие расы».

Форма «Викторина «Игры Разума»

Основная комплексная образовательная программа (парциальная), разработчик конспекта

Программа «Развитие» (основные положения). – М.: Новая школа, 1994.- 64с.

Разработчик конспекта НОД: зам. зав. по ВМР I категории ДС № 82 «Богатырь» Артурская О.А., воспитатель высшей категории ДС № 82 «Богатырь» Долгополова И.В.

Классификация НОД в системе образовательных мероприятий

Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в познавательной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослым и детьми.

Форма организации детей – подгрупповая.

Предварительная работа:

- сбор информации о человеческих расах (монголоидной, европеоидной) из различных источников (журналов, энциклопедий, Интернет-ресурсов).

- Подбор иллюстраций по темам: «Портреты человека разных рас», «Географические условия проживания в Японии и в России страна, растительный и животный мир)», «Национальная кухня Японии и России»; «Русский национальный костюм», «Японский национальный костюм».

- Лепка из соленого теста игрушки «Матрешка».

- Художественное творчество: роспись матрешки.

- Беседа о людях, проживающих на разных континентах; беседа о расах, населяющих нашу планету.

- Знакомство с пословицами и сказками о дружбе

- Рассматривание кукол в русской и японской национальных одеждах.

- Рисование орнамента и элементов национальных костюмов (японской и русской одежды).

- Просмотр телепередач в семейном кругу.

Цель НОД

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи НОД

Расширять знания детей о многообразии национальностей на планете и человеческих расах (монголоидной, европеоидной, негроидной).

Закреплять представления детей об экологических особенностях проживания людей монголоидной и европеоидной рас (японцев и русских), об особенностях их материальной (быте, одежде, кухне, костюме, жилище) и духовной (традициях, обычаях, праздниках) культуры.

Формировать умение работать со схемами и алгоритмами.

Воспитывать устойчивый познавательный интерес исследовательской и творческой продуктивной деятельности.

Развивать коммуникативные навыки общения – умение работать в паре и команде, совершенствовать умение рефлексии своей деятельности.

Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель)

- Развитие способности к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.

- Развитие умения решать задачу с помощью моделей и схем, обозначая наиболее значимые для решения задачи связи между явлениями и предметами.

- Развитие личностных качеств ребенка: любознательность, самостоятельность, творческая активность.

- Развитие умения соотносить свою позицию с интересами других детей.

- Формирование умения отстаивать свою точку зрения в процессе взаимодействия при решении проблемной ситуации.

Необходимое оборудование и материалы

Демонстрационный материал:

- Таблицы (наборное полотно) «Россия», «Япония».

Раздаточный материал:

- портреты людей монголоидной, европеоидной, негроидной рас, состоящие из отдельных элементов (овал лица, носы, губы, брови, волосы, уши, глаза);

- карточки с условными обозначениями (национальный флаг, температура, почва, вода, свет, односторонние стрелки) для построения модели климатических условий;

- карточки с надписями «страна», «растительный и животный мир», «национальные праздники», «национальные блюда», «национальный костюм»;

- куклы в национальных костюмах, иллюстрации с изображением национальных костюмов, орнамента.

Предметы для жюри:

- 2 шкатулки, фишки красного и синего цветов.

Средства ТСО:

- магнитофон, аудиозаписи с мелодиями японской бамбуковой флейты и русской гармони.

Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)

Этапы НОД

Продолжительность этапа

Подробное описание АМО (активные методы обучения)

Описание действий участников НОД

Инициация

0,30 сек.

1.Проблемная ситуация.

Воспитатель сообщает детям, что поступил звонок из посольства на телефон заведующего детского сада о том, что в наш город Тольятти прибывают иностранные туристы и собираются посетить наш детский сад. Заведующий ДС просит вас, ребята, помочь ей достойно организовать встречу иностранной делегации.

Вхождение или погружение в тему

 

1,5 минуты

1.Поисковые вопросы.

2.Логические умозаключения.

3.Актуализация знаний.

Игровая мотивация.

Воспитатель: посмотрите на предметы, лежащие перед вами (костюм кимоно, деревянные палочки для еды, бумажные фонарики, японские сувениры (черепаха и японский журавль), и догадайтесь, гости какой зарубежной страны собираются посетить наш детский сад (ответы детей).

Воспитатель: в рамках подготовки к встрече гостей я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем о японской и русской культурах и рассказать об этом. У меня для вас приготовлен ряд заданий из викторины «Игры Разума», они помогут нам быстро и качественно подготовиться к встрече. Для этого нам нужно разделиться на команды. (Дети произвольно делятся на 2 команды).

Воспитатель предлагает командам вытянуть фишки-символы, для определения расы, по которой они будут работать.

Воспитатель: оценивать вашу работу по подготовке к встрече мне поможет наше жюри (знакомит с членами жюри). После выполнения задания они голосуют, вкладывая фишку в шкатулку (красная фишка – задание выполнено, синяя фишка – нужно еще постараться).

Формирование ожиданий воспитанников

0,30 сек.

Метод выяснения ожиданий и опасений

Цель:выявить ожидания и опасения дошкольников при проведении викторины.

Участники:14 человек.

Время проведения: 0,30 сек.

Необходимые материалы:

1. мешочек с фишками-изображениями японцев и русских.

Проведение: Воспитатель предлагает командам вытянуть фишки-символы, для определения расы, по которой они будут работать.

Дети имеют возможность вытянуть другую фишку в случае затруднения.

Элементы технологии по формированию ожиданий воспитанников:

Воспитатель: в рамках подготовки к встрече гостей я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем о японской и русской культурах и рассказать об этом. У меня для вас приготовлен ряд заданий из викторины «Игры Разума», они помогут нам быстро и качественно подготовиться к встрече. Для этого нам нужно разделиться на команды. (Дети произвольно делятся на 2 команды).

Воспитатель: оценивать вашу работу по подготовке к встрече мне поможет наше жюри (знакомит с членами жюри). После выполнения задания они голосуют, вкладывая фишку в шкатулку (красная фишка – задание выполнено, синяя фишка – нужно еще постараться).

Интерактивная часть

 

Познаватель-но-коммуника-тивная деятельность, при организации которой действует каждый ребенок.

 

23 минуты

Активный метод организации самостоятельной работы над темой.

Дидактическая игра «Составь фоторобот».

Цель: закрепить знания детей о характерных (внешних) особенностях монголоидной и европеоидной расы;

формировать умение самостоятельно делать умозаключение, а затем вывод по набору выполненных действий, развивать умение рассуждать на предложенную тему.

Участники: подгруппа детей 4-5 человек.

Время проведения: 5 мин.

Необходимые материалы:

- отдельные части лица человека (овал лица, нос, глаза, брови, губы, волосы, уши).

Проведение:

Дети составляют портрет человека (монголоидной или европеоидной расы) из отдельных деталей.

Оценка результата: дети самостоятельно составляют краткое описание составленного портрета (человеческой расы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение модели, отражающей климатические и географические условия проживания человеческих рас.

Цель:

Закрепить действие построения и использования модели, закрепить умение понимать значение знаков-символов.

Участники: 2 подгруппы детей по 7 человек.

Время проведения:

7 минуты.

Необходимые материалы:

Модели, отражающие климатические условия и место проживания на карте данных народов, карточки с уловными обозначениями воды (много, мало), почвы (богатой, бедной), света (мало, много), температуры (низкой, высокой), фотографии японцев и русских, картинки с национальными флагами Росии и Японии.

Проведение: выбрать из предложенных картинок нужную и поместить на модель.

Оценка результата:

1. дети самостоятельно соотносят символ, обозначающий климатические условия и место обитания;

2. поясняют свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическое задание «Расскажи о стране».

Цель: развивать творческие способности; формировать умения работать в команде; умения договариваться друг с другом.

Участники: 2 подгруппы детей по 7 человек.

Время проведения:

10 минуты.

Необходимые материалы: 5 карточек с заданиями: 1. Страна, столица, преобладающее население. 2. Растительный и животный мир. 3. Национальные праздники и обычаи. 4. Национальное блюдо. 5. Национальный костюм.

Проведение: Ребенок вытаскивает карточку (на выбор) и готовит ответ на заданный вопрос.

Оценка результата:

1.анализ предложенного решения;

2.достижение положительного результата.

Дидактическая игра «Составь фоторобот».

1 часть задания.

Воспитатель: перед вами на подносах отдельные элементы лица человека. Вам необходимо составить фоторобот (портрет) человека и объяснить характерные особенности внешнего вида получившегося портрета.                      

Обобщение: Краткое описание монголоидной расы: люди невысокого роста, лицо смуглое, немного желтоватого цвета, волосы жесткие, прямые черного цвета; нос широкий с низкой переносицей; глаза раскосые, узкие; брови черные, под цвет волос.

Краткое описание европеоидной расы: лицо светлое, кожа белая или розовая; волосы могут быть как светлыми, так и темными, волнистые и мягкие; нос прямой, узкий; глаза разных цветов от светло-голубого, серого, зеленого до темно-карего; брови под цвет волос, бывают и светлые и темные.

2 часть задания:

Воспитатель: После составления фоторобота остались части фотографий, на которых изображены люди еще одной расы, которая населяет нашу планету. Объясните, почему вы не отобрали эти фотографии?

(поочередные ответы команд – мы не взяли эти фотографии, потому что они не относятся ни к монголоидной, ни к европеоидной расе (возможны ответы с кратким описанием особенностей внешнего вида - темный цвет кожи, курчавые волосы, темные глаза, широкий и плоский нос.)

Воспитатель: А к какой расе относятся эти люди? (негроидной).

Вывод:В современном человечестве выделяют три основные расы: европеоидную, монголоидную и негроидную. Это большие группы людей, отличающиеся некоторыми физическими признаками, например чертами лица, цветом кожи, глаз и волос, формой волос. К этим расам принадлежит много национальностей, но мы сегодня остановимся на японцах и русских. Потому что именно японская делегация собирается к нам с визитом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

Игра "Деревья, кустарники, травы" направлена на улучшение переключаемости и концентрации внимания детей.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми.

Колокольчик, облепиха, сакура, осина, тополь, зонтичная сосна, малина, тимофеевка, кедр, астра, туя восточная, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

Карточка 1. Страна, столица, преобладающее население. (Япония – Токио, японцы. Россия – Москва, многонациональная страна).

Карточка 2. Растительный и животный мир. (ответы детей).

Карточка 3. Национальные праздники и обычаи.

Детям предлагается прослушать музыкальное произведение, определить, к какой национальности оно относится, и назвать национальные праздники Японии и России (ответы детей).

Карточка 4. Национальные блюда.

Детям предлагается назвать знакомые национальные блюда русской и японской кухни.

Воспитатель: в русской и японской кухне очень много блюд, которые необычно названы. Объясните, как вы понимаете название следующего блюда и назовите, к какой стране оно принадлежит.

- «перепечи» (пирог с рыбой) (ответы детей).

- «якимоно» (рыба, жареная на решетке) (ответы детей).

Карточка 5. Национальный костюм.

Воспитатель: назовите основные мужские и женские одежды и их элементы (ответы детей могут опираться на выставку в мини музее).

Постановка новой проблемы

1,5 минуты

1. Организация поисковой деятельности детей.

2. Формирование навыков продуктивного, творческого изучения темы.

Воспитатель обращает внимание на оставленные фотографии негроидной расы.

Воспитатель:

- Ребята, об этой фотографии мы сегодня не говорили. Единственное, о чем мы упомянули, это наличие ее на земном шаре. Как вы думаете, что мы можем предпринять, чтобы поближе познакомиться с представителями негроидной расы? (ответы детей).

Воспитатель: а что мы можем сделать, когда хорошо познакомимся с негроидной расой? (ответы детей)

Подведение итогов

1,5 минуты

Рефлексия своей деятельности.

Оценка деятельности детей жюри. Члены жюри объективно оценивают участие каждой команды при решении заданий викторины, отметив любознательность, находчивость, память детей и необычные способы решения проблемной ситуации.

Дополнительная информация

Ожидаемые/полученные результаты НОД

Показатели достижений детей (участники занятия – 1 подгруппа: 7 детей, 2 подгруппа – 7 детей):

- доля детей, расширивших свои экологические представления – 100%;

- доля детей, выдвинувших гипотезу – 85%;

- доля детей, способных самостоятельно сформулировать вывод – 100%;

- доля детей, способных с помощью воспитателя обобщить результаты своей деятельности - 80%;

- доля детей, способных самостоятельно договориться о совместных действиях для получения общего результата – 100%;

- доля детей, способных критично относиться к уровню личных познаний по теме «Человеческие расы» - 100%;

Вывод: использование АМО в образовательной деятельности позволяет дошкольникам достичь высокого уровня развития.

Анализ и оценка воспитателем НОД с применением АМО (активные методы обучения)

Формирование знаний и представлений у детей 6-7 лет о человеческих расах и способах их приспособленности к окружающей среде с опорой на принцип тематического единства и соблюдение деятельностного подхода, позволяет обеспечить участие каждого ребенка в процессе познавательно-коммуникативной деятельности. Введение соревновательного метода и технологии проблемного обучения позволяет развить:

- умение самостоятельно продумывать и находить способы действий;

- выдвигать гипотезу и делать выводы на основе результатов и обобщения полученных сведений;

- находить решение проблемной ситуаций;

- подводит детей к пониманию важности умения договариваться о совместных действиях.  

Использование АМО позволяет формировать ключевые компетентности дошкольника: технологические, информационные, социально-коммуникативные, способствует развитию личностных качеств дошкольника.

Использованная литература, источники информации.

1. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа. /Под ред. О.М.Дьяченко – М. Учебный центр им. Л.А. Венгера.

2. А.А. Плешаков. Назарова З.Д. "Зелёный дом"- система учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. Часть 1. 2010.

Примечания

Материал, используемый на занятии, доступен, не требует больших материальных вложений. Возможно использование материала, собранного в рамках проектной деятельности по данной теме.

 


Литература:

1.Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа. /Под ред. О.М.Дьяченко – М. Учебный центр им. Л.А. Венгера. - 1999

2. Плешаков, А. "Зелёный дом"- система учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. Часть 1. / А.А. Плешаков, З.Д. Назарова. - 2010. 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Воспитание маленького гражданина

Воспитание маленького гражданина Дошкольный возраст — доступны ли в этот период жизни первые чувства патриотизма? Самые распространённые патриотические чувства в дошкольном...

Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста

Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Счет до 5» предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Данная...

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!»

Читайте также

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования Сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского...

ООД в подготовительной к школе группе «Полезный и опасный интернет»

ООД в подготовительной к школе группе «Полезный и опасный интернет» В рамках муниципальной акции «Правовой марафон», приуроченной к международному дню прав...

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей…

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей подготовительной группы (Группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) Апрель 1...