Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме «Человеческие расы»
Методическая информация |
|||||
Тема НОД, форма НОД |
Тема «Человеческие расы». Форма «Викторина «Игры Разума» |
||||
Основная комплексная образовательная программа (парциальная), разработчик конспекта |
Программа «Развитие» (основные положения). – М.: Новая школа, 1994.- 64с. Разработчик конспекта НОД: зам. зав. по ВМР I категории ДС № 82 «Богатырь» Артурская О.А., воспитатель высшей категории ДС № 82 «Богатырь» Долгополова И.В. |
||||
Классификация НОД в системе образовательных мероприятий |
Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в познавательной деятельности. Интеграция образовательных областей: «Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослым и детьми. Форма организации детей – подгрупповая. Предварительная работа: - сбор информации о человеческих расах (монголоидной, европеоидной) из различных источников (журналов, энциклопедий, Интернет-ресурсов). - Подбор иллюстраций по темам: «Портреты человека разных рас», «Географические условия проживания в Японии и в России страна, растительный и животный мир)», «Национальная кухня Японии и России»; «Русский национальный костюм», «Японский национальный костюм». - Лепка из соленого теста игрушки «Матрешка». - Художественное творчество: роспись матрешки. - Беседа о людях, проживающих на разных континентах; беседа о расах, населяющих нашу планету. - Знакомство с пословицами и сказками о дружбе - Рассматривание кукол в русской и японской национальных одеждах. - Рисование орнамента и элементов национальных костюмов (японской и русской одежды). - Просмотр телепередач в семейном кругу. |
||||
Цель НОД |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. |
||||
Задачи НОД |
Расширять знания детей о многообразии национальностей на планете и человеческих расах (монголоидной, европеоидной, негроидной). Закреплять представления детей об экологических особенностях проживания людей монголоидной и европеоидной рас (японцев и русских), об особенностях их материальной (быте, одежде, кухне, костюме, жилище) и духовной (традициях, обычаях, праздниках) культуры. Формировать умение работать со схемами и алгоритмами. Воспитывать устойчивый познавательный интерес исследовательской и творческой продуктивной деятельности. Развивать коммуникативные навыки общения – умение работать в паре и команде, совершенствовать умение рефлексии своей деятельности. |
||||
Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель) |
- Развитие способности к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения. - Развитие умения решать задачу с помощью моделей и схем, обозначая наиболее значимые для решения задачи связи между явлениями и предметами. - Развитие личностных качеств ребенка: любознательность, самостоятельность, творческая активность. - Развитие умения соотносить свою позицию с интересами других детей. - Формирование умения отстаивать свою точку зрения в процессе взаимодействия при решении проблемной ситуации. |
||||
Необходимое оборудование и материалы |
Демонстрационный материал: - Таблицы (наборное полотно) «Россия», «Япония». Раздаточный материал: - портреты людей монголоидной, европеоидной, негроидной рас, состоящие из отдельных элементов (овал лица, носы, губы, брови, волосы, уши, глаза); - карточки с условными обозначениями (национальный флаг, температура, почва, вода, свет, односторонние стрелки) для построения модели климатических условий; - карточки с надписями «страна», «растительный и животный мир», «национальные праздники», «национальные блюда», «национальный костюм»; - куклы в национальных костюмах, иллюстрации с изображением национальных костюмов, орнамента. Предметы для жюри: - 2 шкатулки, фишки красного и синего цветов. Средства ТСО: - магнитофон, аудиозаписи с мелодиями японской бамбуковой флейты и русской гармони. |
||||
Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности) |
|||||
Этапы НОД |
Продолжительность этапа |
Подробное описание АМО (активные методы обучения) |
Описание действий участников НОД |
||
Инициация |
0,30 сек. |
1.Проблемная ситуация. |
Воспитатель сообщает детям, что поступил звонок из посольства на телефон заведующего детского сада о том, что в наш город Тольятти прибывают иностранные туристы и собираются посетить наш детский сад. Заведующий ДС просит вас, ребята, помочь ей достойно организовать встречу иностранной делегации. |
||
Вхождение или погружение в тему
|
1,5 минуты |
1.Поисковые вопросы. 2.Логические умозаключения. 3.Актуализация знаний. |
Игровая мотивация. Воспитатель: посмотрите на предметы, лежащие перед вами (костюм кимоно, деревянные палочки для еды, бумажные фонарики, японские сувениры (черепаха и японский журавль), и догадайтесь, гости какой зарубежной страны собираются посетить наш детский сад (ответы детей). Воспитатель: в рамках подготовки к встрече гостей я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем о японской и русской культурах и рассказать об этом. У меня для вас приготовлен ряд заданий из викторины «Игры Разума», они помогут нам быстро и качественно подготовиться к встрече. Для этого нам нужно разделиться на команды. (Дети произвольно делятся на 2 команды). Воспитатель предлагает командам вытянуть фишки-символы, для определения расы, по которой они будут работать. Воспитатель: оценивать вашу работу по подготовке к встрече мне поможет наше жюри (знакомит с членами жюри). После выполнения задания они голосуют, вкладывая фишку в шкатулку (красная фишка – задание выполнено, синяя фишка – нужно еще постараться). |
||
Формирование ожиданий воспитанников |
0,30 сек. |
Метод выяснения ожиданий и опасений Цель:выявить ожидания и опасения дошкольников при проведении викторины. Участники:14 человек. Время проведения: 0,30 сек. Необходимые материалы: 1. мешочек с фишками-изображениями японцев и русских. Проведение: Воспитатель предлагает командам вытянуть фишки-символы, для определения расы, по которой они будут работать. Дети имеют возможность вытянуть другую фишку в случае затруднения. |
Элементы технологии по формированию ожиданий воспитанников: Воспитатель: в рамках подготовки к встрече гостей я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем о японской и русской культурах и рассказать об этом. У меня для вас приготовлен ряд заданий из викторины «Игры Разума», они помогут нам быстро и качественно подготовиться к встрече. Для этого нам нужно разделиться на команды. (Дети произвольно делятся на 2 команды). Воспитатель: оценивать вашу работу по подготовке к встрече мне поможет наше жюри (знакомит с членами жюри). После выполнения задания они голосуют, вкладывая фишку в шкатулку (красная фишка – задание выполнено, синяя фишка – нужно еще постараться). |
||
Интерактивная часть
Познаватель-но-коммуника-тивная деятельность, при организации которой действует каждый ребенок.
|
23 минуты |
Активный метод организации самостоятельной работы над темой. Дидактическая игра «Составь фоторобот». Цель: закрепить знания детей о характерных (внешних) особенностях монголоидной и европеоидной расы; формировать умение самостоятельно делать умозаключение, а затем вывод по набору выполненных действий, развивать умение рассуждать на предложенную тему. Участники: подгруппа детей 4-5 человек. Время проведения: 5 мин. Необходимые материалы: - отдельные части лица человека (овал лица, нос, глаза, брови, губы, волосы, уши). Проведение: Дети составляют портрет человека (монголоидной или европеоидной расы) из отдельных деталей. Оценка результата: дети самостоятельно составляют краткое описание составленного портрета (человеческой расы).
Построение модели, отражающей климатические и географические условия проживания человеческих рас. Цель: Закрепить действие построения и использования модели, закрепить умение понимать значение знаков-символов. Участники: 2 подгруппы детей по 7 человек. Время проведения: 7 минуты. Необходимые материалы: Модели, отражающие климатические условия и место проживания на карте данных народов, карточки с уловными обозначениями воды (много, мало), почвы (богатой, бедной), света (мало, много), температуры (низкой, высокой), фотографии японцев и русских, картинки с национальными флагами Росии и Японии. Проведение: выбрать из предложенных картинок нужную и поместить на модель. Оценка результата: 1. дети самостоятельно соотносят символ, обозначающий климатические условия и место обитания; 2. поясняют свой выбор.
Дидактическое задание «Расскажи о стране». Цель: развивать творческие способности; формировать умения работать в команде; умения договариваться друг с другом. Участники: 2 подгруппы детей по 7 человек. Время проведения: 10 минуты. Необходимые материалы: 5 карточек с заданиями: 1. Страна, столица, преобладающее население. 2. Растительный и животный мир. 3. Национальные праздники и обычаи. 4. Национальное блюдо. 5. Национальный костюм. Проведение: Ребенок вытаскивает карточку (на выбор) и готовит ответ на заданный вопрос. Оценка результата: 1.анализ предложенного решения; 2.достижение положительного результата. |
Дидактическая игра «Составь фоторобот». 1 часть задания. Воспитатель: перед вами на подносах отдельные элементы лица человека. Вам необходимо составить фоторобот (портрет) человека и объяснить характерные особенности внешнего вида получившегося портрета. Обобщение: Краткое описание монголоидной расы: люди невысокого роста, лицо смуглое, немного желтоватого цвета, волосы жесткие, прямые черного цвета; нос широкий с низкой переносицей; глаза раскосые, узкие; брови черные, под цвет волос. Краткое описание европеоидной расы: лицо светлое, кожа белая или розовая; волосы могут быть как светлыми, так и темными, волнистые и мягкие; нос прямой, узкий; глаза разных цветов от светло-голубого, серого, зеленого до темно-карего; брови под цвет волос, бывают и светлые и темные. 2 часть задания: Воспитатель: После составления фоторобота остались части фотографий, на которых изображены люди еще одной расы, которая населяет нашу планету. Объясните, почему вы не отобрали эти фотографии? (поочередные ответы команд – мы не взяли эти фотографии, потому что они не относятся ни к монголоидной, ни к европеоидной расе (возможны ответы с кратким описанием особенностей внешнего вида - темный цвет кожи, курчавые волосы, темные глаза, широкий и плоский нос.) Воспитатель: А к какой расе относятся эти люди? (негроидной). Вывод:В современном человечестве выделяют три основные расы: европеоидную, монголоидную и негроидную. Это большие группы людей, отличающиеся некоторыми физическими признаками, например чертами лица, цветом кожи, глаз и волос, формой волос. К этим расам принадлежит много национальностей, но мы сегодня остановимся на японцах и русских. Потому что именно японская делегация собирается к нам с визитом.
Физкультминутка. Игра "Деревья, кустарники, травы" направлена на улучшение переключаемости и концентрации внимания детей. Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Колокольчик, облепиха, сакура, осина, тополь, зонтичная сосна, малина, тимофеевка, кедр, астра, туя восточная, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза. Карточка 1. Страна, столица, преобладающее население. (Япония – Токио, японцы. Россия – Москва, многонациональная страна). Карточка 2. Растительный и животный мир. (ответы детей). Карточка 3. Национальные праздники и обычаи. Детям предлагается прослушать музыкальное произведение, определить, к какой национальности оно относится, и назвать национальные праздники Японии и России (ответы детей). Карточка 4. Национальные блюда. Детям предлагается назвать знакомые национальные блюда русской и японской кухни. Воспитатель: в русской и японской кухне очень много блюд, которые необычно названы. Объясните, как вы понимаете название следующего блюда и назовите, к какой стране оно принадлежит. - «перепечи» (пирог с рыбой) (ответы детей). - «якимоно» (рыба, жареная на решетке) (ответы детей). Карточка 5. Национальный костюм. Воспитатель: назовите основные мужские и женские одежды и их элементы (ответы детей могут опираться на выставку в мини музее). |
||
Постановка новой проблемы |
1,5 минуты |
1. Организация поисковой деятельности детей. 2. Формирование навыков продуктивного, творческого изучения темы. |
Воспитатель обращает внимание на оставленные фотографии негроидной расы. Воспитатель: - Ребята, об этой фотографии мы сегодня не говорили. Единственное, о чем мы упомянули, это наличие ее на земном шаре. Как вы думаете, что мы можем предпринять, чтобы поближе познакомиться с представителями негроидной расы? (ответы детей). Воспитатель: а что мы можем сделать, когда хорошо познакомимся с негроидной расой? (ответы детей) |
||
Подведение итогов |
1,5 минуты |
Рефлексия своей деятельности. |
Оценка деятельности детей жюри. Члены жюри объективно оценивают участие каждой команды при решении заданий викторины, отметив любознательность, находчивость, память детей и необычные способы решения проблемной ситуации. |
||
Дополнительная информация |
|||||
Ожидаемые/полученные результаты НОД |
Показатели достижений детей (участники занятия – 1 подгруппа: 7 детей, 2 подгруппа – 7 детей): - доля детей, расширивших свои экологические представления – 100%; - доля детей, выдвинувших гипотезу – 85%; - доля детей, способных самостоятельно сформулировать вывод – 100%; - доля детей, способных с помощью воспитателя обобщить результаты своей деятельности - 80%; - доля детей, способных самостоятельно договориться о совместных действиях для получения общего результата – 100%; - доля детей, способных критично относиться к уровню личных познаний по теме «Человеческие расы» - 100%; Вывод: использование АМО в образовательной деятельности позволяет дошкольникам достичь высокого уровня развития. |
||||
Анализ и оценка воспитателем НОД с применением АМО (активные методы обучения) |
Формирование знаний и представлений у детей 6-7 лет о человеческих расах и способах их приспособленности к окружающей среде с опорой на принцип тематического единства и соблюдение деятельностного подхода, позволяет обеспечить участие каждого ребенка в процессе познавательно-коммуникативной деятельности. Введение соревновательного метода и технологии проблемного обучения позволяет развить: - умение самостоятельно продумывать и находить способы действий; - выдвигать гипотезу и делать выводы на основе результатов и обобщения полученных сведений; - находить решение проблемной ситуаций; - подводит детей к пониманию важности умения договариваться о совместных действиях. Использование АМО позволяет формировать ключевые компетентности дошкольника: технологические, информационные, социально-коммуникативные, способствует развитию личностных качеств дошкольника. |
||||
Использованная литература, источники информации. |
1. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа. /Под ред. О.М.Дьяченко – М. Учебный центр им. Л.А. Венгера. 2. А.А. Плешаков. Назарова З.Д. "Зелёный дом"- система учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. Часть 1. 2010. |
||||
Примечания |
Материал, используемый на занятии, доступен, не требует больших материальных вложений. Возможно использование материала, собранного в рамках проектной деятельности по данной теме. |
Литература:
1.Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа. /Под ред. О.М.Дьяченко – М. Учебный центр им. Л.А. Венгера. - 1999
2. Плешаков, А. "Зелёный дом"- система учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. Часть 1. / А.А. Плешаков, З.Д. Назарова. - 2010.
Читайте также |
---|
Воспитание маленького гражданина
Воспитание маленького гражданина Дошкольный возраст — доступны ли в этот период жизни первые чувства патриотизма? Самые распространённые патриотические чувства в дошкольном...
Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста
Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Счет до 5» предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Данная...
Проект «Хлеб - всему голова!»
Проект «Хлеб - всему голова!»