Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-Лягушка»

Методическая информация

Тема НОД, форма НОД

Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-Лягушка».

Форма: В гостях у сказки

Основная комплексная образовательная программа (парциальная), разработчик конспекта

Программа «Развитие» (основные положения). – М.: Новая школа, 1994.- 64с.

Разработчик конспекта НОД: зам. зав. по ВМР ДС № 82 «Богатырь» Артурская О.А., воспитатель высшей категории Галиева З.А.

Классификация НОД в системе образовательных мероприятий

Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в познавательно-коммуникативной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы» - приобщение к словесному искусству, развитие литературной речи и художественного восприятия; «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослым и детьми, развитие всех компонентов устной речи; «Познание» - развитие познавательно-исследовательской деятельности; «Художественное творчество» - развитие детского творчества.

Форма организации детей – подгрупповая.

Предварительная работа:

- Чтение русской народной сказки «Царевна-Лягушка».

- Беседа с детьми по прочитанному произведению.

- Рисование символов к русской народной сказке.

Цель НОД

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книги, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром.

Задачи НОД

Формировать у детей умение составлять творческие рассказы на основе знакомого сюжета.

Упражнять детей в использовании приемов типового фантазирования.

Закрепить умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого).

Воспитывать устойчивый познавательный интерес исследовательской и творческой продуктивной деятельности.

Развивать коммуникативные навыки общения – умение работать в паре и команде, умение коллективного обсуждения общей проблемы, совершенствовать умения рефлексии своей деятельности.

Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель)

- Развитие способности к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.

- Развитие умения решать задачу с помощью моделей и схем, обозначая наиболее значимые для решения задачи связи между явлениями и предметами.

- Развитие личностных качеств ребенка: эмоциональная отзывчивость, любознательность, самостоятельность, творческая активность.

- Развитие умения соотносить свою позицию с интересами других детей.

- Формирование умения конструктивного взаимодействия со сверстниками при решении проблемной ситуации.

- Формирование умения адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Необходимое оборудование и материалы

Демонстрационный материал:

- Книга «Русские народные сказки».

Раздаточный материал:

- таблица «Морфологическая дорожка», которая разделена на 2 горизонтальных и 4 вертикальных показателя (герои и место событий в таблице обозначены схематично или с помощью начальных заглавных букв);

- карточки-символы «Лягушка», «Царевна», «Лес», «Луг», «Болото», «Озеро».

- бросовый и природный материал, нити;

- наборы геометрических фигур.

Средства ТСО:

- магнитофон, аудиозаписи со звуками леса, воды.

Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)

Этапы НОД

Продолжительность этапа

Подробное описание АМО (активные методы обучения)

Описание действий участников НОД

Инициация

3 мин.

1. Проблемная ситуация.

Воспитатель предлагает детям прослушать уже знакомую им сказку «Царевна-Лягушка». Чтение сказки продолжается до момента встречи Ивана-царевича с лягушкой:

- Увидал Иван-царевич лягушку, растерялся. Что делать? – Неси меня к батюшке, - говорит лягушка. И вдруг стала расти. В чем причина? (ответы детей).

- Стала лягушка огромной, как слон. Как доставить ее во дворец? (ответы детей)

Каждое предположение детей обсуждается с позиции «Хорошо-Плохо», анализируется на степень рациональности этого способа

Интерактивная часть

Познаватель-но-коммуника-тивная деятельность при организации которой действует каждый ребенок.

20 минут

1. Проблемные ситуации.

2. Логические умозаключения.

3. Актуализация знаний.

 

 

Активный метод организации самостоятельной работы над темой.

 

 

Фантазирование с использованием метода фокальных объектов

1 часть.

Воспитатель: отправился царевич с лягушкой в царский дворец. А дорога далекая, трудная (на доске представлена «Морфологическая дорожка)

Воспитатель: Необходимо рассказать, с какой проблемой встретятся герои (в лесу, на лугу, в болоте, на озере). Напоминаю, что для Ивана-царевича и для лягушки проблемы будут различные. И еще помните о том, что у героев сказки имеется волшебная стрела, которая может им помочь. (ответы детей).

Двигательная пауза. Дети под музыкальное сопровождение изображают, как герои сказки преодолевают препятствия.

2 часть.

Воспитатель: Решил царь испытать невесток, приказал им выткать ковер за одну ночь.

(дети выкладывают орнамент из геометрических фигур на плоскости)

Воспитатель: Услыхал царь, что за горами растет Чудо-цветок, красоты неописуемой. Приказал царь невесткам раздобыть это чудо.

-Да только как же перебраться через горы, леса? (ответы детей)

- Как поступила лягушка? (ответы детей)

- Как старшие невестки выполнили задание? (ответы детей)

- Чем их цветы отличались от того, который принесла лягушка? (ответы детей)

Давайте придумаем волшебный цветок (рассказы детей).

Например: нашему цветку подарят свойство: слон [толстый, неуклюжий, ушастый], велосипед [складной, двухколесный, заржавелый], солнышко [лучистое, ласковое, заходящее].

Объясните, как выглядит неуклюжий цветок? Когда цветок можно назвать ушастым? И т.д. (ответы детей)

Воспитатель схематично изображает цветок по описанию детей, уточняя, как они предполагают изобразить то или иное свойство.

Постановка новой проблемы

5 минут

1. Организация творческой деятельности.

2. Формирование навыков продуктивного, творческого изучения темы.

Конструирование из бросового и природного материала.

Воспитатель: Стала собираться лягушка на бал, а бусы у нее рассыпались. Что можно ей помочь?

Подведение итогов

2 минуты

1. Рефлексия своей деятельности.

Воспитатель: надела лягушка бусы и превратилась в прекрасную девушку. Увидал ее Иван и полюбил с первого взгляда. Сыграли они свадьбу и стали жить-поживать и добра наживать.

Схематизация сказки детьми.

Воспитатель:

- Чем мы сегодня занимались? Что было наиболее трудным для вас, а что удалось легко? Где полученные знания могут вам пригодиться?

Дополнительная информация

Ожидаемые/полученные результаты НОД

Показатели достижений детей:

- доля детей, способных адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослым – 100 %;

- доля детей, способных к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения - 90%;

- доля детей, способных решать задачу с помощью моделей и схем, обозначая наиболее значимые для решения задачи связи между явлениями и предметами – 100%;

- доля детей, способных самостоятельно сформулировать вывод – 100%;

- доля детей, способных соотносить свою позицию с интересами других детей - 100%;

Вывод: использование АМО в образовательной деятельности позволяет дошкольникам достичь высокого уровня развития.

Анализ и оценка воспитателем НОД с применением АМО (активные методы обучения)

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книги, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром с опорой на принцип тематического единства и соблюдение деятельностного подхода, позволяет обеспечить участие каждого ребенка в процессе познавательно-коммуникативной деятельности. Введение ТРИЗ-технологии позволяет развить:

- умение самостоятельно продумывать и находить способы действий;

- выдвигать гипотезу и делать выводы на основе результатов и обобщения полученных сведений;

- находить решение проблемной ситуаций;

- подводит детей к пониманию важности умения договариваться о совместных действиях.    

Использование АМО позволяет формировать ключевые компетентности дошкольника: технологические, информационные, социально-коммуникативные, способствует развитию личностных качеств дошкольника.

Использованная литература, источники информации.

1. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа. /Под ред. О.М.Дьяченко – М. Учебный центр им. Л.А. Венгера.

Примечания

Материал, используемый на занятии, доступен, не требует больших материальных вложений. Возможно использование материала, собранного в рамках проектной деятельности по данной теме.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках…

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках сокровищ» Цель: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей, создание атмосферы...

Календарный план воспитательной работы МКДОУ

Календарный план воспитательной работы МКДОУ

Литературная гостиная

Литературная гостиная Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы педагогов и родителей. Они должны стать сотрудниками...

Читайте также

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико- ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами…

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: - закрепить...