Конспект интегрированного занятия «В гостях у тётушки Алёны»
(познавательное развитие – музыкальное) для подготовительной группы
Задачи:
1. Воспитание интереса к народному быту;
2. Формирование образной речи, умение употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки;
3. Обогащение словаря детей названиями предметов быта; вызвать интерес к русским традициям: помощь, уважение к старшим;
4. Воспитание доброты и любви друг к другу, окружающему миру.
5. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умению выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; совершенствовать навыки выразительного исполнения песен; обращать внимание на артикуляцию.
Активизация словаря: печь, чугун, ухват, кочерга, дорожка, прялка, самовар.
Обогащение словаря: традиция.
Материал: старинные предметы быта: печь, ухват, кочерга, чугун, дорожка, прялка, самовар; дрова, народный костюм, угощения для детей (варенье, блинчики).
Ход занятия:
Восп: - Дети, сегодня мы с вами поедем в гости к тетушке Алёне.
А живёт тётушка Алена далеко, за лесом, поэтому путь нам предстоит не легкий. Давайте подумаем, на чем нам можно добраться? (ответы детей).
- А вы когда-нибудь на лошади катались? Давайте поедем на телеге, запряжём лошадку, и в путь.
Песня «В телеге деревянной…».
Муз. Рук: Смотрите, вас уже кто-то встречает у ворот.
Хозяюшка: (воспитатель в русском костюме) - Здравствуйте, гости дорогие! Откуда вы ко мне пожаловали, из какого города? (ответы детей).
- Ах, из Рязани!? Какое интересное название – Рязань, а почему он так называется? (дети называют версии происхождения названия города).
- Ну, надо же какие умненькие гости ко мне приехали. Может тогда уж и расскажете, что в вашем городе есть интересного, чем он знаменит.
Песня «Мы в Рязани родились».
- Молодцы! Только вот сомненье меня берет. Вы точно из Рязани? Странно, не похожи вы на Рязанцев – вы вон какие стройные, красивые. А я слышала, что Рязанцев «косопузыми» называют.
(дети объясняют, откуда пошло выражение «Рязанцы-косопузые»).
- И правда, вспомнила, мой дедушка мне рассказывал, как его дедушка на помочь к соседям ходил, да и к себе соседей приглашал помогать, ведь избу рубить тяжелое дело. На Руси говорили не строить избу, а рубить. И вот почему. Из инструментов у мужиков был только топор. Молотков в те времена еще не придумали, гвоздей – не знали, пил в деревне тоже не было. Все делали топором: дерево рубили, сучья обрубали, кору с дерева очищали. Да так скрепляли, что ни одной щелочки не оставалось, и стоят эти избы и 100 и 200 лет. Рубили деревья зимой, когда дерево «спит».
А в мороз топор за пояс засовывали, чтобы рукам не холодно было, перевешивался топор, и казалось, будто пузо у мужика на боку. Вот такие мастера на Рязанщине жили умные, сильные, старательные, дружные. Было такое правило на Руси соседям помогать. Традиция помогать друг другу называлась помочь. « Одному хорошо, а вместе лучше». – А уж как закончат дело, так хозяйка стол накрывает – и квасок, и лучок, и щи, и пироги. - Что есть в печи – все на стол мечи.
- Ой, Что ж я наделала. Заговорилась с вами, а ведь вас покормить надо. А у меня и дрова не наколоты, печку растопить нечем. Помогайте мне ребятушки.
Пальчиковая игра:
«У крыльца растет трава, я колю, колю дрова
Колю дрова на чурочки, горит огонь в печурочке
Гори, гори жарче печь, будем вместе пышки печь.
- Вот спасибо! А пока у нас пирог испечется, картошечка сварится, да самовар закипит, давайте-ка, посмотрим, что у меня в избе есть.
А вот загадки мои сумеете разгадать? Отгадки все у меня в избе есть.
1. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
зимой много ест, летом много спит. (Печь).
2. Кривы, корявы, залегли, как павы.
А как стали, горячи, облизали кирпичи. (Дрова).
3. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
что схватит – отдает, сам в угол идет. (Ухват).
4.Стоит толстячок, блестит бочок
шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
5. Черный конь скачет в огонь. (Кочерга).
6. Дедко коптел, много лет терпел, много душ кормил,
А разбился, под плетнем очутился. (Чугун).
7. Пляшет, скачет крошка, а всего 1 ножка.
Как устанет, в угол встанет. (Веник).
- Молодцы, и загадки разгадывать умеете. Скажите мне, пожалуйста, ребятушки, где все эти вещи раньше можно было взять? (ответы детей).- Да, действительно, все приходилось мастерить самим. Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом очень много пословиц есть.
Вот например:
Какова пряха, такова на ней и рубаха.- А вы знаете пословицы о труде?
Без труда не выудишь и рыбку из пруда.
Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Рабочие руки не знают скуки.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Всякое дело мастера боится.
Кончил дело, гуляй смело.
- Молодцы, много пословиц знаете. Действительно, все приходилось делать самим. Собирались зимним вечером в одной большой избе парни да девчата, брали в руки работу, а песней себе помогали. А парни лапти плели, ложки вырезали, да невест себе выбирали. А девицы устанут сидеть, пляску заведут. Выходите, красны девицы, с платками танцевать, красоту показать.
«Танец с платками». (Русская народная мелодия)
- А как на вас добры молодцы смотрели, глаз не отрывали. Ну, выходите, добры молодцы, игру заводите, девиц приглашайте.
Р. нар. Игра «У нас праздничек…»
Дети стаят в хороводе, ведущий – мальчик ходит в кругу и выполняет движения по тексту(желательно чтобы поиграл каждый мальчик) выбрав девочку ведет её в круг, игра повторяется:
У нас праздничек - Сергеев (имя ведущего) день,
А мой миленький гулять пойдет,
Поцелует и назад отведет.
- Вот спасибо, порадовали. Пока мы с вами разговоры разговаривали, пели да плясали, пирог мой испекся, блинчики поджарились. Собрала я вам угощения на дорожку. Сами отведайте, да гостей попотчуйте. Понравилось вам в гостях? Да и мне такие гости очень нравятся. Только вот попросить хочу мне в подарочек песню спеть, уж больно хорошо вы поете. А пока будете петь, не заметите, как в детском садике своем окажетесь. Приезжайте ко мне еще.
Песня «Россия».
Во время пения детей воспитатель переодевается, встречает детей.
Восп: Вот мы и в нашей группе. Понравилось вам в гостях? Еще поедем?
А сейчас пойдем мыть руки и примемся за угощение, а тетушке Алене надо будет письмо написать, пусть и сама к нам в гости приедет посмотреть, как мы в городе живем.
Читайте также |
---|
Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства»
Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства» Паспорт проектной работы 1. Название проекта: «Воздух и его свойства». 2. Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники старшей...
Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные…
Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные жуки» Задачи: познакомить детей со строением жука и его характерными особенностями; учить лепить...
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чтения
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чтения В.А Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в...