Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительного дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Художник русского леса»

Предмет (направленность): Образовательная область «Познание», формирование целостной картины мира

Возраст детей: подготовительный возраст 6-7лет (логопедическая группа)

Место проведения: групповая комната.

Интеграция:

  • Социализация
  • Коммуникация
  • Познание
  • Художественная литература
  • Музыка

Цель: продолжить процесс установления связи ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, миром искусства.

Задачи:

Развивающая: продолжать развивать монологическую, диалогическую речь; развивать умение использовать средства выразительности.

Обучающая: обобщить знания детей о творчестве И.И. Шишкина; развивать умение соотносить художественный образ с поэтическим.

Воспитывающая: воспитывать любовь к родной природе, интерес к русской живописи.

Оборудование и материалы: видеопрезентация, мультимедийное оборудование.

Предварительная работа: беседа «О чем говорит живопись»; выбор произведений живописи и создание в групповом пространстве «Зала искусства»; выставки детских работ «Мы взяли краски в руки», «Как прекрасен этот мир»; прогулка-экскурсия в парк; экскурсия в музей-дачу П.П. Чистякова; посещение с родителями Русского музея; составление творческих рассказов «Что понравилось в музее», «Самая красивая картина», разучивание стихов русских поэтов

 

Содержание

- Жизнь русских людей издавна была связана с лесом. Как вы думаете, как лес помогал людям? (Люди рубили дрова, строили избы, резали посуду, ходили по грибы, ягоды), (Слайд: деятельность людей в лесу).

Но не было человека, который мог бы нарисовать эту красоту. (CDзвучит музыка).

И наконец, дождался русский лес своего художника. И фамилия у него лесная – Шишкин. И звали его по-русски Иван, сын Ивана. Жил художник в городе Елабуга, город был окружен непроходимыми лесами. Впечатления детства отразились в живописных работах художника. Да и после, до конца своей жизни он больше всего любил лес, находил в нем радость и красоту. Поэтому Шишкина называли лесным богатырем: «лесище уволок целиком из натуры да и вставил в картину». Целыми днями бродил Иван Иванович Шишкин с этюдником по лесу, изучал и рисовал русскую природу.

В одной из таких прогулок рядом с Шишкиным был другой известный художник Иван Николаевич Крамской. Он написал об этом картину (Слайд: репродукция портрета Шишкина И.И.).

- Как вы думаете, мог ли этот портрет быть создан в родных местах Шишкина, под Елабугой? (Мог, потому, что изображен огромный, большой и дремучий лес).

- Что этот портрет помогает узнать о Шишкине? Каким выего представляете художником? (Он внимательный, наблюдательный, любуется природой) Каким вы представляете его человеком? (Сильным, большим).

- Наверное, сейчас он задумал новую картину. А что же художник будет делать потом?

Дальше пойдет в лес, выберет место, расчистит кустарники, обрубит сучья, отогнет ветки деревьев, чтобы ничего ему не мешало видеть выбранную картину. Так вот создавалась эта картина (слайд: картина «Утро в сосновом лесу»).

- Какое настроение вызывает эта картина, что вы видите, ощущаете? (Сырость, холод, туман, нет ярких цветов. Человеку неуютно, страшно, не радостно. Едва освещены солнцем верхушки деревьев сосен. Только медведям хорошо в глухом лесу)

- Как бы вы её назвали? Почему? («Утро в сосновом лесу», «Медведи в чаще», «Утренняя чаща»).

- Кто знает секрет этой картины? (Медведей написал художник К.А. Савицкий).

- В Москве, в Третьяковской галерее рядом с картиной «Утро в сосновом лесу находится другая картина»

- Сейчас Маша словами напишет вам картину, а вы её представьте и скажите название (Жаркое солнце, просторы полей, голубое небо, золотая рожь, травка, цветочки, сосны-великаны посреди поля ) (слайд: картина «Рожь» ).

- Подберите красивые слова к слову «поле». (Бескрайнее поле, раздолье, простор, поле-море, русское поле, золотое поле, златогривое поле.)

- Иногда темы для картин подсказывала Шишкину поэзия. (Слайд: картина «На Севере диком»). Картина «На Севере диком» создана по мотивам стихотворения М.Ю.Лермонтова:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь

И снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

- Похожи ли настроения у картины и стихотворения? (Сосна одинокая на горе и в стихотворении и на картине).

- Посмотрите и скажите как художник изобразил ночь. (Темные краски, небо, луна).

- Какие краски использовал И. И. Шишкин. (Холодные, голубой снег, розовый, фиолетовый, зеленоватый).

- Что снится сосне? (Жаркое лето, подруги с картины «Корабельная роща», звери, которые играют у сосны).

(Слайд: картина «Корабельная роща») Вот знакомая вам репродукция.

- Давайте устроим конкурс: «Кто задаст самый интересный вопрос к этой картине» (В каком музее находится картина? Почему корабельная роща? Как можно назвать сосны? Почему день солнечный, а в середине леса темно?)

- Чей вопрос был интереснее?

- И.И. Шишкина называют поэтом природы. Почему? Он же не стихи писал, а картины. (Смог поэтично, необычно изобразить простые вещи: деревья, колосья, травинки. Прорисовывал каждую веточку. Создавал картину красками, как поэт - стихи).

- Давайте еще раз полюбуемся на репродукции картин И.И. Шишкина и почитаем известные вам стихи русских поэтов (дети читают наизусть стихи А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, С. Есенина, М. Исаковского) (Слайды с изображением репродукций – см. выше).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» Месяц Март (1 неделя) Возраст 5-6 лет Тема: «Ложка...

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу»

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу» Цель руководства игрой: Обогащение игрового опыта у детей, воплощение сюжетных образов в...

Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»

Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника» Паспорт проекта Наименование проекта Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника Вид проекта Практико – ориентированный Основные...

Читайте также

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай (6 лет) Аннотация для родителей GiGO это объёмный конструктор из серии « В мире...

Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару»

Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару» Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару», предназначена для детей 3-6 лет. Игра...

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...