Конспект организованной образовательной деятельности «Чудо – капельки»

Образовательная область «Познание» (экологическое воспитание) в средней группе

Цели:

1. Закрепить знания детей о признаках времен года, о природных состояния воды и о воде как среде обитания для некоторых животных.

2. Способствовать развитию речи, мышления, любознательности, активизировать словарный запас детей, учить отгадывать загадки.

3. Воспитывать доброе, заботливое отношение к природе, желание беречь воду.

Оборудование и материалы: пальчиковые куклы «девицы - сестрицы», коллективные работы «Дождь», «Снег», экопанно «Морское дно», «Река», иллюстрации, карточки с изображениями животных, радуги.

Предварительная работа: наблюдения за рыбками, опыты с водой, рассматривание иллюстраций с животными, живущими в воде, отгадывание загадок .

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли необычные гости. Но кто это, мы должны с вами отгадать. Послушайте загадку и если мы ее отгадаем, наши гости будут очень рады.

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня… (зима)

Воспитатель: Правильно, ребята. А вот и наша первая гостья (показывает детям куклу «Зима»).

Следующая загадка:

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю!

Движения полна,

Зовут меня…(весна)

Воспитатель: Молодцы! И эту загадку правильно отгадали! Пришло время появиться нашей второй гостье (кукла «Весна»).

Теперь послушайте следующую загадку:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь» - приглашаю

И любите за это

Вы все меня, я - …(лето)

Воспитатель: Встречайте нашу третью гостью (кукла «Лето»)

А вот и последняя загадка:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Тебя мы в гости просим

И кто же это…(осень)

Воспитатель: А вот и наша последняя гостья (кукла «Осень)

Наши гостьи хотят, ребята, с вами поиграть и рассказать сказку. Сказка называется… «Путешествие капелек» (обыгрывается как диалог с куклами, все куклы надеты на пальцы)

Кто из вас начнет сказку? (остается только «Осень»)

«Осень»: Высоко-высоко в горах жили были мама Туча и ее дети Капельки. Однажды собрала мама своих детей и наказывает: «Пора вам, дети, в путь отправляться. Посылаю вас, Капельки, на землю. Пролейтесь дождиком, умойте, напоите нашу красавицу землю. Томиться она от жажды после летнего зноя». Полетели Капельки на землю, стали прыгать да играть, стали землю поливать.

- Ребята, о чем я вам рассказала? Когда капельки на землю падают, что идет? Как это называется? (дождик). В какое время года дождей больше всего бывает? (осенью). Вот молодцы, порадовали меня! А теперь ты, сестрица дальше рассказывай.

«Зима»: Однажды отправились Капельки на землю, да задержались. Мама Туча беспокоится, все своих деток ждет. Тут ветер Северянин прилетел, стал маму Тучу успокаивать: «Не волнуйся, матушка Туча, вернутся твои детки. Спят они на земле до лучшей поры, до весны». Мама Туча вниз посмотрела и видит: детки ее крепко-крепко друг к другу прижались. Заплакала мама Туча. Но что это? Вместо слез белый пух полетел: «Не плачь, матушка, не плачь. Мы на землю полетим, все накроем, утеплим, а весной к тебе вернемся». Полетели белые пушинки и покрыли землю белоснежным ковром. Вот красота так красота! (обращается внимание детей на коллективную работу «Снег»)

- Во что превратились капельки? Почему? Когда это бывает? (ответы детей)

Спасибо, ребята! Теперь твоя очередь, сестрица, рассказывай.

«Весна»: Но вот зима пошла на убыль. Солнышко все чаще греет, всех голубит, всех лелеет. Капельки-снежинки новую игру придумали: с крыш катаются, с солнечными лучиками играют, да так смеются, что тают.

- Что это за игра у капелек? Когда они на солнышке с крыш капают? (капель)

А на земле их ждут другие снежинки, капельки, дождинки. Они все вместе собираются ручейками и бегут к реке, чтобы разбудить старушку: «Хватит, бабушка, спать!» Река проснулась, разлилась, затопила все дороги, все пути.

- Когда такое бывает? В какое время года? (ответы детей)

Рассказывает «Лето»: Есть у Капелек еще одна забава. В жаркий солнечный день просят они у мамы Тучи, чтобы отпустила она их на землю порезвиться. А пока летят до земли, с солнечными лучиками игру затеют, отражаются лучики в Капельках как в зеркале и на небе такая красота появляется!

Словно невидимый художник всеми своими красками огромные ворота нарисовал!

- Как вы думаете, что это за ворота такие? (радуга). А когда чаще всего появляется радуга на небе? В какое время года? (ответы детей)

Физкультминутка:

Воспитатель: Давайте и мы с вами представим, что мы капельки.

Налетела большая синяя туча. Одна капелька упала, другая, третья и превратились в ручеек. Побежал ручеек вперед, прокладывая себе дорожку к речке (дети изображают сначала капельки, а затем имитация движений ручейка).

Игра «Какая бывает вода?»

Дети встают в круг, так, чтобы все могли видеть друг друга. Куклы участвуют в игре по очереди. Куклу держит тот, кто отвечает на вопрос воспитателя. Закончив говорить, ребенок передает куклу следующему в кругу. Когда варианты ответов исчерпаны, берется следующая кукла.

Вопрос: какая бывает вода в определенное время года? (Зимой – холодная, замороженная, в виде снега, льда; весной – журчащая, капель, ручейки; летом - теплая, газированная, в виде дождя; осенью – холодный дождь, иней, снег)

Игра «Найди животное»

Воспитатель: Ребята, а в группе нам нужна вода? Для чего? (ответы детей)

Вы знаете, что для некоторых животных вода – это дом (показываются экопанно «Морское дно» и «Река»).

Из трех животных, изображенных на карточках, покажите тех, которые живут в воде и назовите их (дети показывают и называют)

Воспитатель: (с куклами) Мы многое сегодня вспомнили и узнали. Скажем спасибо нашим гостьям, они рассказали нам очень интересную сказку. Давайте отпустим их домой, в наш уголок природы, пусть каждая из них следит за своим временем года.

Вода нужна всем: растениям, животным, человеку. Без воды жить невозможно! Поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать краны, никогда не бросать мусор в водоемы.

времена года

Девицы-сестрицы, времен года мастерицы

 календарь природы

Объемный календарь природы и его «хозяюшки»

 

Пояснительная записка

Куклы «Девицы-сестрицы» изначально делались для уголка природы, точнее как атрибуты объемного календаря природы (см. фото) Этот календарь постоянно изменяется, пополняется новыми «экспонатами» (в зависимости от возраста детей). В этом процессе принимают активное участие и сами дети (лепят снеговиков из теста и пластилина, вырезают снежинки, первоцветы, делают капельки дождя и многое другое). Каждая из кукол является «хозяйкой» своего «участка» календаря и принимает активное участие не только на занятиях по ознакомлению с природой, но и на многих других так или иначе связанных с временем года, а также в свободной деятельности детей, в сюжетно-ролевых играх. Возможности этих кукол в театрализованной деятельности просто неисчерпаемы (образы девочек, бабушек, сестриц и т.д.). Дети сами придумали имена куклам: «Снегурушка», «Веснушка», «Муравушка» и «Сентябринка». Я представляю конспект одного из занятий по ознакомлению с природой с использованием этих кукол.


При составлении конспекта были использованы фрагменты экологической сказки «Путешествие капелек» («Маленькие россияне» под ред. Т.И. Оверчук)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...

Читайте также

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственное воспитание – одна...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...