Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Заюшкины права»
в старшей группе
Группа: № 5
Возраст: 5-6
Цель: Продолжать знакомить с международными документами по защите прав человека (Всеобщая декларация прав человека), развивать основы правового сознания, развивать уважение к чувству собственного достоинства и правам другого.
Задачи:
- Развивать наблюдательность, внимание, понимание через мимику и жесты состояние, чувства близких;
- Упражнять в описании мимики, совершать в умственном плане словесно-логические операции, находить нужное слово для описания настроения близких;
- Упражнять в рассказывании по серии сюжетных картинок, выстраивании логической последовательности в сюжете;
- Выяснять знания и понимание значения слова; обогащение словаря над смысловой стороной слова;
- Развивать основы правового сознания;
- Развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки);
- Способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства. Осознания своих прав и свобод.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», «Сказка про Ерша Ершовича», знакомство с «Декларацией Прав ребенка» и с «Декларацией Прав человека».
Ход занятия:
Дети с воспитателем играют в игру на внимание «Сделай что скажу, а не то, что покажу».
Вос-ль обращает внимание детей на еле слышимый плач:
- Кто-то плачет или мне показалось? Пойдемте, посмотрим.
Дети с воспитателем находят картинки с изображением зайчат. Дети рассматривают найденные картинки (Приложение № 1).
- Как вы думаете, кто плакал из этих зайчат? Почему ты думаешь, что плачет именно этот зайчонок?... Почему же он плачет? Что вы думаете об этом?
Дети высказывают свои предположения и обосновывают их описанием зайчат.
- Если бы зайчик мог говорить, то он бы нам поведал свою историю. Давайте попробуем превратить нарисованного молчаливого зайца в говорящего! Кто знает волшебные слова?... Закрываем глаза и повторяем за …. (называет имя ребенка) волшебные слова.
Дети говорят волшебные слова, закрыв глаза. Появляется заяц бибабо с сумочкой. Дети находят в сумке картинки, рассматривают их. Узнав сказку, раскладывают картинки в определенной последовательности.
- Дети, вы узнали зайчика? Какая беда произошла с ним?
Дети кратко рассказывают сказку «Заюшкина избушка».
- Героя, какой сказки напоминает вам лиса своим поступком?
Дети высказываются. Воспитатель предлагает детям рассказать об Ерше Ершовиче. Воспитатель наводящими вопросами помогает детям рассказывать сказку. Рассказывание сопровождается зарисовкой на ватмане сказки:
- Как вел себя Ерш Ершович в рыбьем царстве?
- Как отнеслось все рыбье общество к поступку Ерша?
- За что решили судить Ерша Ершовича? Что значит слово «судить»? От какого слова оно произошло?
Значение слова дети вместе с воспитателем ищут в «Толковом словаре». Дети рассказывают о проступках Ерша.
- Что такое право? Какие права вы знаете?
В случае затруднения дети вместе с воспитателем ищут в «Толковом словаре» значение слова «право». Вместе рассуждают о правах.
- Какие права рыб нарушил Ерш?
- Как вы думаете, Зайчик знает о своих правах, которые никто не может нарушать?
Воспитатель предлагает детям еще раз вспомнить и рассказать Зайчику о правах: кто придумал права и где они записаны. На интерактивной доске воспитатель демонстрирует презентацию на тему «Права ребенка», которую сопровождает рассказом (Приложение №2). О знакомых правах просит рассказать детей.
Воспитатель подводит детей к фланелеграфу с изображением леса.
- Ребята, Зайчик живет в лесу. Рядом с ним живут другие животные, птицы, растения. Как вы думаете, имеют они свои права?
Дети высказываются. Выслушав ответы детей, воспитатель зачитывает: «Эти права и свободы принадлежат всем: неважно кто ты, какой ты». Далее зачитывается первое право на жизнь:
- Как вы понимаете: «Каждый имеет право жить»? Случалось ли с вами, что вы нарушали это право? Когда и где? Когда мы срываем цветок, нарушаем ли мы это право?
Дети рассуждают, высказываются.
- Нарисуйте у себя на листах, кому необходимы цветы на лесной полянке? Что произойдет, если цветы исчезнут с Земли?
Дети самостоятельно зарисовывают связь с другими представителями живого мира. Далее дети продолжают зарисовывать экологическую цепочку. (Приложение №3).
- Как надо себя вести в доме природы?
Дети в ходе рассуждений выводят правила и зарисовывают их (Приложение №4).
- Ребята, Ерш Ершович, живя в «рыбьем царстве» нарушал право на жизнь? На какой картинке, изображено нарушение этого права? (Приложение №5).
Дети высказываются и выкладывают карточку с нарушением этого права. Вос-ль зачитывает второе право: «Никто не имеет права обижать другого».
- Ерш нарушал это право? На какой картинке показано как Ерш обижает рыб.
Дети выкладывают следующую картинку.
Вос-ль зачитывает далее: «Никто не имеет права обижать другого. Закон должен быть одинаковым для всех и защищать каждого. Каждый имеет право на справедливый суд».
- Как вы понимаете: «Закон должен быть обязателен для всех»? Все ли должны подчиняться закону?
Воспитатель еще раз прочитывает третье право и спрашивает :
- Каким правом воспользовались рыбы?... На какой картинке изображено право рыб на справедливый суд?
Дети называют право, которым воспользовались рыбы и откладывают картинку.
- Можно ли входить в чужой дом без разрешения?....Нарушил Ерш это право?
Вос-ль хвалит за ответ и зачитывает следующее право: «Никто не имеет права входить без разрешения в чужой дом. У каждого может быть свое имущество. Никто не может без всякой причины отобрать у человека принадлежащие ему вещи».
- Какое из этих прав нарушила Лисичка? Каким правом может и должен воспользоваться Зайчик?
Дети говорят о нарушенном Лисичкой праве. Говорят Зайке каким правом он должен воспользоваться. Зайчик благодарит детей за «новые знания» и говорит, что ему пора обратно возвращаться в сказку.
Дети говорят волшебные слова, закрыв глаза. Вместо игрушки зайчика появляется картинка с изображением веселого зайца.
- Ребята, как вы думаете, чем закончилась Зайкина история?.... А что случилось с лисой? … Как помочь Лисе?
Дети придумывают и рассказывают разные варианты окончания сказки, придумывают способы оказания помощи Лисе.
- Какой вам конец сказки больше по душе – добрый, где всем хорошо и дружно живется или где каждый за себя?
Как вы понимаете слова: « Жизнь дана на добрые дела»? «В большом деле и малая помощь дорога»?
Высказывания детей.
- Кто из вас совершает добрые дела? Какие? Что вы чувствуете, когда делаете добро? Зло?
Рассказы детей о своих добрых делах, делятся своими чувствами.
- Какие права есть у вас? Что ты имеешь право делать?
Дети говорят о своих правах.
- Сегодня вы узнали о своих правах, но у каждого права есть своя оборотная сторона – обязанности, о которых мы поговорим следующий раз.
Литература:
«Воспитание сказкой» Л.Б. Фесюкова, «Декларация Прав ребенка», «Декларация Прав человека», русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Сказка про Ерша Ершовича».
К работе прилагаются приложения.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству…
Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству родного края Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим…
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Комната ёлок – необычный подарок Дедушке Морозу» (Для детей...
Здоровьесберегающие технологии, как современный подход в реализации образовательной и кружковой…
Здоровьесберегающие технологии, как современный подход в реализации образовательной и кружковой деятельности ДОО Сегодня все чаще звучит обеспокоенность ученых, педагогов и родителей...