Конспект занятия по народному творчеству для детей старшего возраста «Посиделки в горнице»

Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры.

Задачи:

  • Закрепить знания о том, как жили на Руси, чем питались, на чем готовили еду, как одевались, чем занимались в свободное от работы время, как работали и отдыхали; рассказать о характере русского человека (гостеприимство, радушие, дружелюбие).
  • Обогатить словарь детей: изба, горница, красный угол, бабий кут, середа, спозаранку, лапти, лукошко, веретено, балалайка, расстегай, кулебяка.
  • Продолжать развивать эстетическое восприятие детей средствами музыкального фольклора.
  • Способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.

Предварительная работа:

  • Беседы о хлебе, об уме и глупости, профессиях гончара, пекаря, ткача, приметах времен года, об истории вещей;
  • Рассказ о традициях праздников: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха;
  • Рисование, лепка на темы народных художественных промыслов (гжель, дымка, хохлома, городец);
  • Разучивание музыкального материала.

 

Ход занятия:

Зал оформлен как комната в избе: слева — печь и бабий кут, справа — красный угол, стол, лавки и кухонная утварь. Приготовлены пироги для всех гостей, сушки, баранки. Дети — в костюмах, Василиса — в сарафане с лукошком.

Хозяйка — тоже в сарафане.

Мальчики с балалайками под музыку заходят в зал.

Мальчик:Заиграй-ка, балалайка, заиграй-ка, звончата!

Дома ль Рита, дома ль Ира,

Дома ль душенька - Танюшенька?

Девочки выглядывают из-за дома.

Девочки. Мы — туточки!

Мальчик. А что вы здесь делаете?

Девочки:А мы в доме прибираемся,

Гостей дожидаемся, созывать собираемся!

1-я девочка: Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, народ!

2-я девочка: Приходи, кому охота!

А кому неохота — тоже приходи!

Нашу беседу послушай, погляди!

Стук в дверь.

Мальчики и девочки. Слышим, слышим!

Заходят хозяюшка и Василиса с лукошком.

Гости: Здравствуйте, ребята и девчата! Какие вы все нарядные и красивые.

А наряды у вас какие необычные.

Девочки. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим.

1-я девочка. Авы, гостьюшка, будьте хозяйкой на нашей беседе.                                                

Гостья (кланяется в пояс). Спасибо за приглашение!

С удовольствием останемся на вашей беседе, а я буду хозяйкой.

Только скажите нам: на какую беседу вы собрались?

2-я девочка: А собрались мы, чтобы вам о русском быте рассказать.

Девочки. Проходите в горницу.

Проходят, рассматривают избу.

Хозяйка: Слава нашей стороне, слава русской старине!

И про эту старину, я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли!

Xозяйка. Русский народ славен дружбой и силой.

Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?

Дети. Потому что принимал гостей, чаем, пирогами угощал.

Xозяйка: Дружный и отзывчивый — это как понимать?

Дети. Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.

Xозяйка. Правильно, делали одно дело.

Дети. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо.

Xозяйка. Как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети. Горница.

Xозяйка. Кого в ней принимали?

Дети. Гостей.

Xозяйка. Как гости в избу входили?

Дети. Кланяясь.

Хозяйка. А почему?

Дети. Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить.

Xозяйка. Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка,

в мучке жучка», — что главным было в горнице?

Дети. Печь.

Xозяйка. В избе — печка, в печке — зола, а в золе — жар.

Дети: 1.Как уютно в нашей горнице! Спозаранку печка топится.

Котик лапкой умывается, наша сказка начинается!

2. На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская.

3. Вьется из трубы дым чуть свет,

Печки нет в избе — значит, жизни нет.

Xозяйка. Почему так говорили: «Печи нет — жизни нет»?

Дети. Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги,

сушили варежки, валенки.

Хозяйка. А что еще сушили?

Дети. Растения от простуды, грибы, ягоды.

Хозяйка. А как печь лечила больного?

Дети. Уложат больного на печь, она его лучше горчичника прогреет.

Xозяйка. Как в старину про печку говорили?

Дети: 1. Русской печки нет добрее, всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет, деток спать уложит.

2.И сверчок поет где-то рядышком,

Как тепло с тобой, печка-матушка!

Песня «Печка», девочки.

Xозяйка. Поведем беседу дальше.

1-я девочка. Правый от печки угол назывался бабьим кутом, или середой. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи.

Отсюда и слово «закуток», т.е. особенное место (обособленное).

(Показывает на печь.)

2-я девочка. Другой, левый от печки, угол назывался красным, красивым.

Это было особое место для гостей.

Хозяйка. Русский народ всегда славился гостеприимством. Какие поговорки вы об этом знаете.

Дети: 1. «Что есть в печи, все на стол мечи».

2. «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Xозяйка. Почему так говорят?

3-й ребенок. Умей в гости звать, умей и угощать.

Xозяйка. Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали (изображает). Любой труд был почетен: взрослый и детский.

Василиса: К труду девочку приучала мать. Девочка училась прясть, вязать, вышивать с 5—7 лет. «Не та родна дочь, что бежит от дома прочь, а родна дочь, что на всякой работе видно», — гласит пословица.

В10 лет девочка умела прясть на маленькой прялке, училась ткать, помогала в стряпне.С маленькой прялкой она отправлялась на первые свои посиделки, где обучались мастерству в прядении и вышивании, а также обязательно песням, танцам.

Две девочки — за прялкой. Пятеро детей вышивают на пяльцах.

Девочки: 1. А как шили-вышивали, так и песню напевали.

Пели, правда, от души, но и песни хороши!

2.Где песня поется, там счастливо живется.

С песней и труд спорится, хорошо живется — хорошо поется.

Xозяйка. Дело за песней.

Девочки исполняют песню «Прялица».

Xозяйка. Приучали к труду и мальчиков. Их подготовка к труду была более длительной и заканчивалась к 17 годам.

1-я девочка. В 7—8 лет мальчика сажали на коня, и он приучался ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой.

2-я девочка. С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу. Они знали много разных игр.

Xозяйка. Давайте и мы поиграем.

Играют в игры «Дразнилка». «Ремешок».

Xозяйка. Чем занимались внуки и дедушки?

Дети. Зимними вечерами деды плели лапти, а внуки помогали им.

Это занятие занимало много времени.

Xозяйка. Расскажите, когда появились лапти.

Дети. Лапти появились на Руси в глубокой древности.

В других странах их не носили.

Хозяйка. А знаете, из чего плели лапти?

Дети. Из липового лыка, ракиты, ивы, вяза, березы, дуба.

Xозяйка. Как готовили лыко?

Дети. Размачивали, очищали от коры, разрезали на полосы и на специальной колодке начинали плести.

Xозяйка. Лапти были одинаковые?

Василиса: Плели разные лапти: будничные — из широкого лыка, праздничные — из вяза. А для прочности внутрь клали солому, подошвы подшивали конопляной веревкой. Ноги в такой обуви не мерзли и не промокали.

Песня «Во деревне Ольховке».

Xозяйка. Да, народ на Руси был мудрый.

Сколько пословиц и поговорок сложил о труде, отдыхе, веселье!

Выходи-ка, Василиса с лукошком, и собери ты их немножко!

Выходит Василиса.

Василиса. Девицы и молодцы, много ли вы знаете пословиц и поговорок?

Я их в лукошко положу, кому хочешь, отнесу! Начинайте-ка, ребята.

Дети:

1. «Сделал дело — гуляй смело».

2. «Делу время — потехе час».

3. «Мастера по работе видно».

4. «Труд человека кормит, а лень портит».

5. «Почет и труд рядом живут».

6. «С песней и дело спорится».

Хозяйка. А теперь, выходите, молодцы, покажите нам свою удаль молодецкую!

Выходят мальчики.

1-й мальчик:Будем с балалайками ходить, дружно пляску заводить.

Развеселое гулянье всех зовет за ворота.

Эй, сыпь веселей, лаптей не жалей!

«Русская народная пляска с балалайками».

2-й мальчик. Эх вы, лапти мои, лапоточки мои!

Разносились, не спросились, растоптались, не сказались!

Хозяйка. А чтобы лапти дольше служили, где их сушили?

Дети. У печи.

Xозяйка. Вот пока мастера работали: сеяли, пахали, лыко драли, скот пасли, хозяйки дома в своем закутке хлеб и пироги им пекли. Где же пекли пироги, хлеб?

Дети. В печи.

Xозяйка. Правильно. А где наша Василиса с лукошком?

Выходи и наши поговорки собери.

Дети. 1.«Покуда есть хлеб да вода — все не беда».

2. «Худой обед, коли хлеба нет».

3. «Хлеб на стол — так и стол престол, хлеба ни куска — стол доска».

4. «Будет хлеб — будет и обед».

Хозяйка. А кроме хлеба, что на Руси выпекали?

Дети. Пироги с начинкой, калачи, ватрушки, расстегаи, кулебяки.

Xозяйка. Наш народ отличался не только гостеприимством. Он работал дружно и отмечал весело праздники — с песнями, танцами и угощением.

Умел показать свои наряды: красивые рубахи, сарафаны, кокошники.

Выходите-ка, девицы-красавицы, покажите свой наряд!

Выходят девочки.

Хозяйка: Молодцы, не отставать, свой наряд тоже надо показать!

Выходят мальчики.

Пение частушек.

Хозяйка: Со временем наряды менялись, а сарафаны бабушек оставались и убирались в сундуки, дожидались вас, внучат, чтобы праздники отмечать.

Песня «Вот уж зимушка проходит», дети гуляют змейкой, выходят на полукруг.

Хозяйка: Спасибо всем. Наша история о быте русского народа подходит к концу.

1-я девочка. А я в горницу иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибаутки вам пою.

2-я девочка. Я для вас, мои друзья, девяносто блинчиков

И пирогов напекла.Где найти мне столько едоков?

Хозяйка:Вы хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Песня «Чудо-печь»

Все идут пить чай с пирогами.

 

Список использованной литературы:

  1. «Горенка» программа комплексного изучения музыкального фольклора. Хазова М.
  2. «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста». Новикова Г. П. Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Конспекты занятий. Сценарии досугов, развлечений, праздников. Москва АРКТИ 2002 год.
  3. «Календарные праздники, игры и забавы для детей». Петров В. М., Гришина Г. Н, Короткова Л. Д М.: СФЕРА 1998 Москва.
  4. «Русские народные детские песни и сказки с напевами» Г. М. Науменко Центр Полиграф Москва 2001 год.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД по рисованию в детском саду для детей подготовительной группы…

НОД по рисованию в детском саду для детей подготовительной группы на тему: «Осенний лес» Цели: Учить изображать гуашью на листе деревья Задачи: Образовательные: закреплять представления...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...

Проект «В мире сказок»

Проект «В мире сказок»

Читайте также

Конспект досуга по ознакомлению с окружающим в подготовительной логопедической группе…

Конспект досуга по ознакомлению с окружающим в подготовительной логопедической группе Тема: «Мое родное Подмосковье» Цель: Формировать у детей чувства любви и гордости...

Проект «Святки-Колядки»

Проект «Святки-Колядки»

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности…

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС Все бы хотели, чтобы дети хорошо учились...