Конспект организованной образовательной деятельности
«Слава нашей стороне, слава русской старине»

Цель: продолжить знакомство детей с жизнью наших предков, с русскими традициями.

Задачи:

  1. Формировать интерес к истории возникновения России.
  2. Развивать память, воображение, устную речь, словарный запас (вводить в активный словарь слова предки, старейшина, род, славяне.)
  3. Упражнять детей в адекватном применении произведений устного народного творчества на практике.
  4. Воспитывать любовь к своему народу, обратив душу к традициям, обычаям, героическому прошлому, адекватное отношение к войнам, стремление защищать свою Родину.

 

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Bед. Дети, сегодня нам предстоит побывать в гостях у Марьи - Искусницы. И я хочу вам напомнить, что в гостях надо себя так, чтобы не доставлять лишних хлопот хозяевам и другим гостям, чтобы им с гостем было приятно общаться.

А с какими словами мы войдем в избу (ответы детей)

В старину входили в дом с поклонами и здоровались (показ воспитателя - поклон, приветствие - «Здравствуйте, люди добрые»).

А еще войдет гость в дом, поклониться хозяевам и скажет: «Мир вашему дому». Как вы думаете, что означают эти слова? (ответы детей)

Вывод: пожелания хозяевам, чтобы все были здоровыми, никаких ссор в семье не было, чтоб никакие беды не приключались, чтоб в доме было мирно.

А почему гость в избу обязательно с поклонами входил?

(ответы детей)

Поклоном русские люди всегда выражали свое уважение к хозяевам. В избах даже двери специально делали низкие: когда входишь, хочешь или не хочешь, а обязательно поклонишься. Давайте сейчас с поклоном и добрыми словами войдем в избу. (Здравствуйте, Мир вашему дому).

2. Основная часть.

М. И. Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу. В избу заходите, садитесь. А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, и на девочек полюбуюсь: какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» сказали (дети рассаживаются).

Ну, вот как славно все и разместились. Сядем рядком и поговорим ладком. Дети, вы заметили какими словами я вас встретила?

(ответы детей)

Слово «Здравствуйте» вам хорошо знакомо. А что означают слова «милости прошу»? Как вы их понимаете? (ответы детей)

Итог: милость от слова милый, т.е. прошу вас быть милым. Милый человек какой? (добрый, ласковый, внимательный, заботливый). Вот об этом и просит хозяйка: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему что вас окружает. Вот какие наши русские приветствия - не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские - народ доброжелательный».

Вед.- Русский народ не только доброжелательный, но еще и какой дети? (щедрый, гостеприимный). Вот и мы сегодня пришли не с пустыми руками.

М.И. - С чем же вы пришли? (дети хором - с гостинцами) Вот какие гости у меня хорошие с гостинцами пришли.

Вед.- Обратите внимание, ребята, какие похожие слова: гости - гостинцы. Издавна на Руси гости с гостинцами ходили.

М.И. - И что же за гостинцы у вас?

Д. - Горшочки глиняные под семена (дарят горшочки М. И.).

М.И. - Спасибо, обязательно использую ваши горшочки по назначению, А сейчас мне пора в дорогу собираться, А вы оставайтесь, чувствуйте себя как дома, да меня обязательно дождитесь.

Вед.- Грустно становится когда приходится с кем то прощаться. Так недолго и заскучать. А что русские люди говорят о скуке? (скучен день до вечера, коли делать нечего). Так давайте проведем дело с умом и постараемся ничего не забыть. А знаете как русский народ любит говорить в таком случае - «заруби себе на носу», «намотай на ус». Почему так говорят? (дети - наши предки носили с собой небольшие дощечки и когда нужно было что-нибудь запомнить делали на них зарубки ножом; дощечка эта называлась нос, потому что ее всегда носили с собой) «намотай на ус» - д.з.

Вед. - Правильно. А еще чтобы ничего не забыть наши предки завязывали узелки на память. Узелки делали на веревочке, на кончике платка, поясе. Мы сегодня воспользуемся веревочкой.

(кто-нибудь из детей подает веревку).

А что нового вы сегодня узнали? Давайте завяжем узелки. («мир вашему дому», «милости прошу», «заруби себе на носу» - кто из детей вспоминает, тот и завязывает узелок).

Ребята, сколько нового мы узнали о традициях русского народа. Шаг за шагом мы продвигаемся по страницам нашей истории, познаем быт и традиции русского народа.

В нашем альбоме, посвященному истории русского народа, накопилось немало таких страниц. Предлагаю их вспомнить. А для этого позаимствуем у М.И. корзинку с разноцветными клубочками и 2 глиняных сосуда, (корзинку ставим вначале стола, а кувшинчики в конце стола возле каждой команды, дети уже поделены на команды, тем, что сидят по обе стороны стола).

Эти сосуды будут наполняться клубочками по мере того как члены команд будут отвечать на вопросы. Итак, вы готовы проявить свою смекалку?

Вопросы:

1. Как в старину называли русский народ? (славяне)

(если ответ правильный - клубочек передается из рук в руки и кладется в кувшин)

2. Что означает слово предки? (прапрадед)

3. Славяне жили большими семьями, как называлась славянская семья? (род, племя)

4. Кто такой старейшина? (самый старый, самый главный в РОДУ).

5. Посмотрите на иллюстрацию. Кто объяснит, какой момент изображен на ней? (старый мудрый   человек перед смертью говорит славянам: «Поищите такого человека, который разбирал бы ваши ссоры...»)

Вед. А теперь детвора всем на улицу пора. Хороводы водить, в игры играть, над небыли­цами потешаться. Каждый знает «Сделал дело, гуляй смело», «Делу время, а потехе час» (Дети выходят из-за стола, встают в хоровод)

Собирайся народ,

Шире, шире хоровод.

(Проводится х/игра «Галя по садочку ходила».)

Ты катись, катись клубочек

Быстро, быстро по рукам

У кого цветной клубочек

Тот в середку встанет к нам.

(Выбранная девочка - «Галя»)

 

Вед. А сейчас позабавимся перевертышами, да небылицами.

Чепуха, чепуха,

Рано утром, вечерком,

Это просто враки!

Поздно на рассвете

Сено косят на печи

Баба ехала пешком

Молтками раки.

В ситцевой карете.

 

На заборе чепуха

Жарила варенье.

Куры съели петуха

В одно воскресенье.

(Дети рассказывают по очереди сведущем) Знакомство с новой р.н. игрой «Колечина - малечина»

Вед. Объясняет название игры и поясняет правила)

Калечина – малечина. Сколько часов Осталось до вечера. До зимнего самого. Вед. Русский народ славится своими шутками, весельем, смекалкой, но не только.

Сколько народных умельцев было на Руси. Давайте вернемся с вами в дом и пока­жем на что наши ручки способны. (Дети выполняют из цветных платочков колыбельки)

Вед. А куколок в старые времена детям заменяли чурочки и мы с вами так же поступим! Воспитатель раздает деревянные палочки - куколки детям).

Заключительная часть М.Н. (входит в зал).

Дай Бог тому, кто в нашем дому, добрым хозяюшкам, дорогим гостям, милым детушкам. Надели нас, Господь, и житьем, и здоровьицем! Ну, как, ребятки, не скучали без меня?

Вед. (вед. с детьми выходят встречать)

Так ведь скучен день до вечера, коли делать нечего. А мы с ребятами потрудились на славу. Посмотри сколько узелков на память завязали. Каждый узелок - это новые знания, что мы получили, новые дела, которые мы освоили. А уж какие замечатель­ные колыбельки для куколок получились из твоих разноцветных платочков. (дети хвалятся поделками).

М.И, (разглядывая поделки хвалит детей)

Вед. и дети - Так ведь народная мудрость гласит (хором)

«Не на то руки достались,

Чтобы зря болтались».

М. И. И то правда. Я к вам тоже не с пустыми руками пришла, угощенье принесла.

Исстари ведется на Руси обычай ранней весной печь из теста фигурки птичек с крылышками, глазками из коринки или черемухи «жаворонков». Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и подбрасывая вверх птичку из теста весну кликать. Вот и я постаралась со своими подружками для вас испекла жаворонков - символ солнца, света и весны. (вед. и дети благодарят М.И) Марьюшкины руки не знают скуки.

Ой спасибо хозяюшки За мягкие пироги Ой мо-ли, ой лю-ли За мягкие пироги

Вед.   Мы знаем М.И., что ты не только петь, но и петь мастерица. Порадуй же дорогих гостей, да малых детушек песней про Русь - матушку, (дети располагаются рядом с М И).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ «Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на...

Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок

Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море?…

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море? Аннотация: Занимаясь плаванием в бассейне, аккуратно адаптируя ребёнка к воде, мы...

Читайте также

Образовательная ситуация в средней группе «Посиделочки в гостях у Белочки!»

Образовательная ситуация в средней группе «Посиделочки в гостях у Белочки!» Программные задачи: Продолжать формирование у детей элементарных представлений об осенних изменениях в...

Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!»

Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!» Цель: Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы детского сада и семьи. Задачи: способствовать...

Отчет о проведенной «Неделе психологии» во второй младшей группе

Отчет о проведенной «Неделе психологии» во второй младшей группе В рамках проведения в нашем детском саду «Недели психологии» с 15.03. 2021...