«Улицы нашего города и по каким правилам они живут»

конспект НОД по примерной ООПДО «Детство», раздел «Социализация» старшая группа компенсирующей направленности

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Безопасность», «Физическая культура»

Программное содержание:

1. Расширять знания детей о понятии «улица»: что такое тротуар и проезжая часть, как располагаются и номеруются дома на улице, из чего их строят, какие общественные здания можно увидеть на улицах города и люди каких профессий могут в них работать.

2. Дать детям представления о том, как устроен современный многоэтажный дом.

3. Учить выкладывать с помощью шаблонов многоэтажные дома и обозначать количество этажей цифрами, закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 10.

4. Формировать умение узнавать по фотографиям знакомые места города и называть их.

5. Развивать у детей связную речь, умение правильно строить предложения. Отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Активизировать словарный запас словами: многолюдная (улица), многоквартирные (дома), водопроводные (трубы).

6. Закреплять правила поведения на улицах нашего города.

7. Воспитывать у детей любовь к своим улицам, к своему родному городу.

Материал и оборудование: фото с изображением улицы Королёва города Губкина, картина с изображением многоэтажного дома (в разрезе), заготовки домов и «бетонные блоки» для «строительства» на каждого ребёнка, панно, цифры от 1 до 10 на каждого ребёнка, фотографии с изображением различных учреждений, карточки с изображением людей разных профессий, мяч, персонаж Лесовичка, макет многоэтажных домов для оформления групповой комнаты (вида города).

Ход мероприятия:

Воспитатель (к детям): - Дорогие мои губкинцы! А вас не удивляет, почему я к вам так обратилась?

Дети: - Потому что мы живём в городе Губкине.

Стук в дверь.

Воспитатель: - Дети, к нам кто-то идёт. Да это Лесовичок к нам пожаловал.

Лесовичок: - Здравствуйте горожане! Да, я Лесовичок и живу в лесу, вот тут, совсем рядом. Вы знаете, я ни разу не был в городе и ничего о нём не знаю. А мне так хотелось о нём хоть что-то узнать.

Воспитатель: - А как ты нашёл дорогу в наш детский сад?

Лесовичок: - Мне показала дорогу сорока, которая живёт в нашем лесу. Она часто бывает в вашем городе, летает около вашего детского сада. Всех вас ребята очень часто видела и сказала, что вы много знаете о своём городе. Это правда?

Дети: - Да, правда.

Лесовичок: - Если, конечно, ни сорока, я никогда не нашёл бы дорогу в ваш детский сад.

Воспитатель: - Ну почему же, если бы ты знал, на какой улице находится наш детский сад, то сразу нашёл бы его.

Лесовичок: - А что у вас тут ещё и улицы какие то есть?

Воспитатель: - Лесовичок, да ты действительно мало что знаешь о городе. Наши ребята знают, что каждый город поделён на улицы. И наш город Губкин тоже. Каждая улица имеет своё название. Скажи, (воспитатель обращается к кому-то из детей), как называется улица, на которой находится твой дом? А на какой улице ты живёшь, (обращается к другому ребёнку)? Вот видишь, Лесовичок, все улицы, на которых живут дети имеют разное название. Лесовичок, а ты хочешь узнать про улицы нашего города и по каким правилам они живут?

Лесовичок: - Да.

Воспитатель: - Ну тогда садись, Лесовичок на стульчик и внимательно слушай. Лесовичок садится.

Воспитатель: - Ребята, скажите, что такое улица?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, улица - это пространство или дорога между рядами домов. Количество домов в рядах может быть разное. Чем больше домов в рядах, тем улицы длиннее. Чем меньше - тем улицы короче.

Сейчас, я вам предлагаю рассмотреть одну из улиц нашего микрорайона Журавлики. Что эта за улица?

(Детям предлагается рассмотреть фотографию с изображением улицы Королёва)

Дети: - Это улица Королёва.

Воспитатель: - Да, это улица Королёва, она находится недалеко от нашего детского сада и является центральной улицей нашего микрорайона Журавлики. Покажите на этой фотографии дорогу для автотранспорта. Скажите, как по - другому называется дорога для машин?

Дети: - Проезжая часть.

Воспитатель: - Как называется часть улицы, по которой ходят пешеходы?

Дети: - Часть улицы, по которой ходят пешеходы, называется тротуар.

Воспитатель: - Покажите, где на этой улице тротуар.

Скажите, в каком месте надо переходить дорогу для автотранспорта?

Дети: - Дорогу надо переходить только по пешеходному переходу.

Воспитатель: - Покажите, где находится пешеходный переход.

Воспитатель: - А теперь скажите, какие бывают улицы по своему виду, по своему характеру?

Дети: - Широкие, узкие, длинные, короткие, шумные, тихие.

Воспитатель: - А когда мы называем улицу тихой?

Дети: - Тихой улицу мы называем, когда по ней редко ездят машины и мало ходят людей.

Воспитатель: - А когда мы улицу называем шумной?

Дети: - Шумной улицей мы называем, когда по ней часто ездят машины и много ходят людей.

Воспитатель: - Молодцы. А по - другому шумную улицу можно назвать многолюдной. Давайте повторим это слово.

Дети повторяют.

Воспитатель: - Как по - другому можно назвать шумную улицу?

Дети: - По - другому шумную улицу можно назвать многолюдной.

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, а какая улица Королёва?

Дети: - Широкая, шумная, многолюдная, длинная.

Воспитатель: - А сейчас скажите, какие можно увидеть дома на улицах нашего города, на улицах нашего микрорайона?

Дети:- Высокие, многоэтажные, большие.

Воспитатель: - В многоэтажных домах много квартир. Значит, какие это дома?

Дети: - Многоквартирные.

Воспитатель: - Дети, из чего строят дома в городе?

Дети: - Дома в городе строят из кирпича.

Воспитатель: - Если строят дома из кирпича, то какие они?

Дети: - Кирпичные.

Воспитатель: - А ещё сейчас высотные дома строят из бетонных панелей и блоков. Значит какие это дома?

Дети: - Бетонные.

Воспитатель: - Для удобства все дома на улице пронумерованы в следующем порядке: с одной стороны улицы - дома с нечётными номерами, как 1,3, 5, а с другой - дома с чётными номерами. А сейчас давайте с вами поговорим, как устроен многоквартирный многоэтажный дом. Скажите, когда мы смотрим на дом, что мы можем видеть?

Дети: - Мы видим стены, окна, балконы, двери подъездов.

Воспитатель: - Правильно. А что находится под ним, мы не видим. И сейчас я вам предлагаю рассмотреть с помощью вот этой картины. Лесовичок, если тебе интересно, можешь подойти к нам поближе.

Лесовичок подходит.

Воспитатель: - Итак, в доме есть подъезд, т. е. вход в дом. Сейчас во многих домах установлены домофоны - это такие электронные сторожа. Если у человека нет ключа от домофона или он не знает код, то есть специальный набор цифр, то в подъезд он не попадёт. А сейчас внимательно посмотрите на картину и скажите, как называется машина, на которой можно подняться и спуститься на любой этаж, не затратив при этом никаких усилий?

Дети: - Лифт.

Воспитатель: - Правильно лифт. Для того, чтобы в доме был свет, вода к нему подводят разные коммуникации. Это различные трубы, кабели, провода. Например, по одним трубам в дом поступает холодная вода.

Лесовичок: - А для чего вам нужна холодная вода?

Дети: - Холодная вода нам нужна, чтобы пить, готовить еду.

Лесовичок: - Для чего вам нужна горячая вода?

Дети: - Горячая вода нужна для того, чтобы купаться, мыть посуду, стирать.

Лесовичок: - Как здорово, у вас есть и холодная вода и горячая. А у нас в лесу нет никакой воды.

Воспитатель: - Ребята, горячая вода нам нужна для хозяйственных нужд. А ещё горячая вода нам нужна для отопления, это когда горячей водой наполняют трубы во время осеннее - зимних холодов. Трубы, по которым течёт вода, называются водопроводными.

Воспитатель: - Дети, давайте с вами повторим это слово.

Дети повторяют.

Воспитатель: - Как называют трубы, по которым течёт вода?

Дети:   - Эти трубы называют водопроводными.

Воспитатель: - Давайте с вами попробуем найти на картинке водопроводные трубы. Дети, а для стока использованной воды предназначена канализационная труба. (Показ воспитателя). Если в доме есть газовые плиты, то к дому подводится ещё и газовая труба. Давайте попробуем найти её на рисунке. Ребята, а теперь давайте найдём на рисунке мусоропровод. Кто знает, как работает мусоропровод? (Предположение детей) Почти на каждом этаже есть ковши, в них высыпается мусор и всё это спускается по трубе в подвал, в специальный резервуар, по-другому можем сказать отсек (специально отведённое место). Когда мусор оказался на самом низу резервуара, его вычищают дворники и помещают в мусорные контейнеры, а затем спецмашины вывозят эти контейнеры с мусором на свалку. Вот мы с вами и узнали с помощью вот этой картины, как устроен современный многоэтажный дом.

Воспитатель: - А теперь садитесь за столы. Сейчас я вам предлагаю на время стать «строителями». А строить вы будете многоэтажные дома, заготовки которых лежат у вас на столах. Строить вы будете из «бетонных блоков», которые лежат у вас в тарелочках. Обратите внимание, что бетонные блоки уже с окнами. Крыши и двери у подъездов у вас тоже есть. Также у вас на столах лежат цифры. Когда вы выстроите свой дом, вы должны будете выбрать ту цифру, которая соответствует количеству этажей в вашем доме и поместить её на крышу дома.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Кто выполнил задание, можете выставлять свои дома вот на это панно. Обратите внимание: на нём уже есть проезжая часть и тротуар.

Дети выставляют свои дома.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у нас получился целый ряд домов. Давайте с вами проверим, правильно ли вы обозначили количество этажей цифрами.

- Если в доме 6 этажей, то какой это дом?

Дети: Шестиэтажный.

Воспитатель продолжает проверять задание, выполненное детьми.

Воспитатель: - Чем отличаются эти дома?

Дети: - Высотой, формой крыш, цветом стен.

Воспитатель: - Покажите дома с крышами треугольной формы; дома с крышами формы трапеции; одинаковые по цвету дома; дома, у которых одинаковое количество этажей.

Молодцы! А сейчас я вам предлагаю прогуляться по улице нашего города.

Физкультминутка: «Мы по улице идём»

Мы по улице идём, громко песенку поём (дети идут на месте)

Ля-ля ля, ля-ля-ля (наклоняют голову влево, затем вправо)

Мы по улице шагаем, ноги выше поднимаем

(идут на месте, высоко поднимая ноги)

Делай шаг - раз, два

Взмах руками - три, четыре

Руки вверх и ноги шире (поднимают руки вверх и расставляют ноги)

Прыгнем вместе высоко и побегаем легко (прыгают и бегут на месте)

Воспитатель: - На улицах города есть не только дома, где живут люди, но и другие общественные здания, где работают наши губкинцы. Давайте с вами рассмотрим вот эти фотографии, где изображены различные учреждения в микрорайоне Журавлики. Скажите что это за учреждения?

Дети: Филиал детской поликлиники, школа N16, детская библиотека, универсам «Магнит», парикмахерская «Николь», фото-салон «Кодак»

Воспитатель: - Молодцы! А теперь возьмите по 1 любой одной картинке, где изображены люди разных профессий и назовите их.

Дети: - Врач, учитель, библиотекарь, продавец-кассир, парикмахер, фотограф.

Воспитатель: - А теперь карточки с изображением людей данных профессий разместите рядом с фотографиями тех учреждений, где они могут работать.

Дети выполняют задание.

Дети: - В детской поликлинике работает врач.

В школе работает учитель.

В библиотеке работает библиотекарь.

В парикмахерской работает парикмахер.

В магазине работает продавец-кассир.

В фотосалоне работает фотограф.

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, мы с вами уже говорили о том, что улица - это пространство или дорога между рядами домов. А ещё можно сказатъ, что улица - это огромный организм, живущий по своим правилам. Так что же это за правила, давайте с вами выясним.

Когда вы встаёте утром, что вы делаете?

Дети: - Умываемся, причёсываемся, чистим зубы.

Воспитатель: - Правильно, а вы знаете, что с улицей происходит тоже самое. Дворники подметают тротуары, дворы, спецмашины поливают дороги, другие машины собирают мусор, чтобы улица была чистой, и по ней было приятно ходить.

Что делает ваша мама, что бы вы выглядели аккуратными и красивыми.

Дети: - Покупает красивую одежду, стирает вещи, гладит их.

Воспитатель: - А на улице каждый год красят фасады домов, обновляют их внешний вид. Новые дома строят по-разному, чтобы они не были одинаковыми и украшали наш город. А что вы делаете, чтобы ваша причёска была красивой?

Дети: - Расчёсываемся, подстригаемся.

Воспитатель: - А вот на улицах нашего города работают рабочие-озеленители. Они подстригают деревья, кустарники. Специальные бригады высаживают в скверах, вдоль тротуаров цветы. Это делается для того, чтобы наши улицы имели красивый и привлекательный вид. Улица любит воспитанных людей, которые соблюдают правила поведения на ней. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Можно - нельзя»

Дети становятся в круг.

Воспитатель: - Я вам сейчас буду кидать мяч и задавать вопросы, что можно делать на улицах города, а что нельзя. Ответив на вопрос, вы должны будете кинуть мне мяч обратно.

1. Можно ли переходить дорогу для автотранспорта на зелёный свет светофора? (Можно)

2. Бросать обвёртки от конфет на тротуар? (Нельзя. Обвёртки от конфет надо выбрасывать в урну).

3. Сажать деревья и кусты во дворе? (Можно)

4. Рвать цветы на клумбе? (Нельзя. Цветами можно только любоваться)

5. Кататься на велосипеде на проезжей части? (Нельзя. Кататься на велосипеде можно на тротуаре или во дворе)

6. Переходить дорогу по пешеходному переходу? (Можно)

Воспитатель: - Молодцы, я очень рада, что вы знаете, как правильно вести себя на улицах города. Старайтесь, чтобы на вашей улице и других улицах было чисто и опрятно. Запомните: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Ребята, любите свои дома, свои улицы, свой город и будьте достойными жителями города Губкина.

Лесовичок: - Ребята, я с большим интересом послушал о вашем городе. Теперь я знаю, что каждый город поделён на улицы и у каждой улицы своё название, какие бывают дома в городе, из чего их строят, какие есть учреждения, где работают жители, какие правила надо соблюдать в городе. Молодцы, вы действительно много знаете о своём городе. А сейчас мне пора идти, меня уже ждут лесные обитатели. Мне надо там следить за порядком. Я же там главный!

Воспитатель: - Лесовичок, ты к нам заходи, мы тебе много расскажем интересного о нашем городе.

Лесовичок: - Спасибо, я обязательно приду.

Воспитатель: - А ты знаешь, на какой улице находится наш детский сад?

Лесовичок: - Нет

Воспитатель: - А как же ты найдёшь дорогу в наш детский сад? Дети, скажите, на какой улице находится наш детский сад?

Дети: - На улице Королёва. Наш детский сад называется «Родничок».

Лесовичок: - Спасибо, ребята, я обязательно приду. До скорой встречи!

Дети прощаются с Лесовичком.

Воспитатель: - До свидания, Лесовичок.

Лесовичок уходит.

Воспитатель: - Ребята, я думаю, что Лесовичок скоро к нам придёт в гости. Теперь он постарается сам найти дорогу в наш детский сад. Он ведь уже знает название нашего детского сада и на какой улице он находится.

Рефлексия.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у меня на подносе лежат разные цветочки. Одни цветочки - с разноцветными яркими лепестками, а другие – с тёмными лепестками. Если вы думаете, что вы хорошо все рассказали Лесовичку о нашем городе, то возьмите цветочки с яркими лепестками. А если вы думаете, что Лесовичку не понравилось, и он ничего не понял, что такое город – тогда возьмите цветочки с тёмными лепестками.

Дети выбирают себе цветки.

Воспитатель: – Я очень рада, что вы выбрали все яркие цветочки. Я тоже думаю, что мы с вами сегодня хорошо рассказали Лесовичку о городе и по каким правилам он живёт.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружок «Волшебные краски»

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по нетрадиционному рисованию) «Волшебные краски» психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного...

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В…

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В гостях у бабушки Полины»

Читайте также

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе раннего…

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе раннего возраста Тема: «Разноцветные шары» Образовательная область: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие. Цель:...

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС Дошкольная образовательная организация сегодня с большим темпом меняется, пытается попасть в ногу со временем...

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цель:  систематизировать и закрепить математические знания и умения...