Конспект занятия по развитию речи в познавательной деятельности для старшей группы ДОУ.
Тема: «Сравнение круп»

Цели:

- называть растения, из которых получают соответствующие крупы;

- производить разнообразные обследовательские действия над крупами, сравнивать их по цвету, величине, запаху и на этой основе делать обобщения и умозаключения;

- слышать и понимать вопрос взрослого или сверстника и грамматически правильно строить ответы;

- подбирать синонимы;

- понимать слова: злаковые культуры, геркулесовые хлопья;

- проявлять интерес повседневным предметам быта.

Оборудование: мольберт, указка, картины с изображением растений (рис, пшеница, просо, овес, гречиха), прозрачные ёмкости с манкой, рисом, геркулесом, пшеном, гречкой, фартук и колпак для переодевания.

Раздаточный материал: пеналы с 5 видами круп.

Организация детей: подгруппами, столы расставлены буквой «П».

 Ход занятия:

Перед занятием надеваю фартук, колпак и обращаюсь к детям:

- Вы догадались по моей одежде, кто я сегодня?(...) Правильно, повар, только начинающий, поэтому много еще не знаю. Мои друзья поручили мне сварить кашу и дали много продуктов. Я сварила всё вместе и ничего у меня не получилось. Помогите, ребята, научите варить кашу. Сначала скажите, какие нужны продукты, чтобы сварить кашу? (крупа, молоко или вода, сахар, соль). Что из этих продуктов самое главное, без чего каша не получится? (самое главное — крупа). Главное - это крупа, без неё никакой каши не сваришь. Какие крупы вы знаете? (...). Что же называют крупой? (…).

Предлагаю детям сесть за столы.

- У вас на столах есть ёмкости с разными крупами. Рассмотрите внимательно их все, потрогайте. Какая крупа самая мелкая? (самая мелкая — манная крупа). Как ласково называют манную крупу? (манка). Возьмите манку пальцами, какая она на ощупь? (крупная, рассыпчатая, сыпучая, мелкая, проскальзывает между пальцами). На что похожа манная крупа? (на сахарный песок, на песок, в который играем, на снег в сильный мороз). Какого цвета манка? (белая с желтоватым оттенком).

-  Найдите крупу, которая побольше манки. Как она называется? (пшённая, пшено). Возьмите зёрнышко пшена в руку. Покатайте пальчиком по ладони. Какое оно по форме? (круглое). Как вы это определили? (...). Каково пшено на ощупь? (твёрдое, гладкое). Понюхайте пшено, но потихоньку, аккуратно (не пахнет, без запаха). Кто кроме людей любит пшено? (пшено любят птицы). Расскажет сейчас всё, что узнали про манку и пшено. Сначала скажите название крупы, потом, какая она по цвету, величине, на ощупь, запаху, а в заключении назовите, какую кашу из неё варят? (рассказы 2-3 детей, работа по обучению рассказыванию).

- Найдите крупу больше пшена по величине. Покажите. Как она называется? Давайте внимательно рассмотрим рис. Положите на одну ладонь зерно риса, а на другую зерно пшена. Пшено круглое, а рис? (продолговатый, овальный, вытянутый). Пено жёлтое, а рис? (белый, как сахар, как молоко). Что вы сейчас называли, сходство или различия риса и пшена? (....). Чем похоже пшено и рис? (твердые, без запаха).

- Найдите крупу коричневого цвета. Как она называется? (гречневая крупа, гречка). Возьмите зерно гречки в руку. Какой оно формы? (пирамида, сердечко, треугольная). Какое зерно гречки на ощупь? (твёрдое). Есть ли запах? (немного пахнет).

- Какая незнакомая крупа у нас осталась? (геркулесовая, хлопья геркулеса — хором и индивидуально повторяют). Какого цвета хлопья? (сероватые). Какие хлопья на ощупь? (шероховатые, мягкие, если нажать, то ломаются). Можно сказать про них (ломкие). Что напоминают хлопья геркулеса? (маленькие листочки). Определите запах геркулеса (без запаха).

Дидактическая игра: «Узнай крупу на ощупь» и «Узнай крупу по запаху».

Речевая игра: «Узнай крупу по описанию».

- Проверьте меня дети, как я запомнила крупы (дети спрашивают, я сначала путаю, ошибаюсь, но потом называю всё правильно). Благодарю детей за учёбу и предлагаю поиграть. Музыкальная физкультминутка.

- Из какой крупы какая каша получается? (…). Какую ползу приносят каши? (придают силы, вкусные, много витаминов). Что говорят человеку, если у него сил не хватает для дела? (мало каши ел).

- Какие растения дают нам крупы? Как узнать? (...).

- Пшено - это семена растения просо (показ картинки или гербария). Показать, где прячется пшено в растении.

- Манка — это размолотое зерно пшеницы (аналогично как с просом).

- Рис даёт растение, которое так и называется «рис». Показывают картинку рисового поля. Рассказывают, растет рис в жарких странах. Рисовое поле залито водой. Рис может расти только в таких условиях, на поле всегда должна быть вода.

- Хлопья геркулеса — это расплющенное зерно овса. Вот это растение — овёс. (аналогично как с просом).

- Дети, проверьте меня, правильно я запомнила, из какого растения какую крупу получают? (дети спрашивают, я сначала ошибаюсь, потом называю правильно).

Благодарю детей за помощь, но надо торопиться на кухню. Обещаю прийти еще раз, чтобы дети научили варить кашу.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм…

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм ГТО «На чемпионатах побеждают, конечно, единицы. Но прочный фундамент их успехов —...

Источники творчества в профессии для молодого педагога

Источники творчества в профессии для молодого педагога Что же такое творчество, есть ли место творчеству в профессии педагога и где источник...

Читайте также

Эссе «Я педагог, а это значит…»

Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность Основная цель — развитие речи через театрально-игровую деятельность. Задачи: Создать возможность развивать речь детей дошкольного возраста через...

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего…

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста Важную роль в развитии ребёнка играет речь, с помощью...