Организованная образовательная деятельность с детьми
старшего дошкольного возраста «Война как экологическое бедствие»

Интеграция: художественное творчество, коммуникация.

Дидактические задачи:

1. Раскрыть детям гибельное последствие войны не только для человека, но и для природы.

2. Уточнить знания детей о празднике – Дне Победы.

2. Вспомнить стихи и пословицы о мире.

3. Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания.

4. Воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Материал: иллюстрации с изображением мяча, иголки, ручки; фрагмент фильма о войне; иллюстрации с изображением взрывов, пожаров, военной техники; листы белой бумаги, краски, кисточки, цветные карандаши; цветные фото – дети мира, черно-белые – дети-войны; карточки с изображением различных экологических ситуаций.

Методические приемы: составление слова, использование пословиц, просмотр фрагмента фильма о войне, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, вопросы, игра, физминутка, составление рассказа.

Ход:

Воспитатель: Назовите, что изображено на рисунках. Отгадайте, какое слово получится, если составить первые буквы каждого слова (показывая иллюстрации мяча, иголки, ручки): мяч + иголка + ручка = мир.

Какое это теплое и доброе слово: МИР. К сожалению, не все люди на нашей земле живут в мире. Бывают страшные войны, которые несут с собой разрушения и горе. Недаром говорится в русской пословице: «Кто сеет мир, пожнет счастье». Не хотят счастья для всех людей бандиты, которые начинают войну.

Какие пословицы вы знаете о мире и войне?

«Мир строит, а война разрушает».

«Храбрый побеждает, трус погибает».

«Смелость города берет».

«Один за всех, все за одного».

А кто мне ответит, какой праздник мы отмечаем 9 Мая?

Верно, а почему он так называется «День Победы»?

Когда-то, давным-давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были еще маленькими, на нашу страну напали злые враги – немецко-фашистские захватчики. Их главный предводитель – Гитлер собрал свою армию, вооружил ее танками, самолетами, пулеметами и напал на нашу страну. Так началась Великая Отечественная война. Во время войны было очень страшно: взрывались бомбы, свистели пули, грохотали гусеницами танки, гудели в небе самолеты, рушились дома, горела не только земля, но и реки. Слышались в руинах стоны раненых людей. (просмотр фрагмента фильма о войне). Война принесла нашей стране много горя и большие разрушения.

Ребята, посмотрите на эти фотографии (предлагаю цветные фото – дети мира, черно-белые – дети войны)

Что вы можете сказать о детях, изображенных на цветных фотографиях?

Какие чувства они переживают? Почему вы так думаете? (ответы детей: красивые дети; счастливые; нарядные; веселые; улыбчивые и так далее).

А теперь давайте рассмотрим черно-белые снимки, где изображены дети в годы войны. Можно ли этих детей назвать счастливыми? Почему? (несчастливые, потому что война, плачущие, грустные, несчастные, печальные, грязные, голодные, напуганные, настроение у них не солнечное).

А сейчас конкурс на лучшее чтение стихов о мире и войне.

Солнце Родины любимой

Озаряет все вокруг,

И взлетает белокрылый

Голубь мира с наших рук.

Ты лети, лети по свету,

Голубь наш, из края в край,

Слово мира и привета

Всем народам передай!

Чтобы взрывы не закрыли

Небо черной пеленой,

Голубок наш белокрылый,

Облети весь шар земной.

                            (Т. Коломиец)

«Нет»-войне

Мы скажем снова.

«Нет» - войне!

И повторим мы это слово.

Пусть мирно будет на земле,

Пусть будет мир всему основой!

                               (О. Воробьев)

Нужен мир тебе и мне,

Чистый воздух на земле,

Птичий гомон, детский смех,

Солнце, дождик, белый снег.

Лишь война, лишь война

На планете не нужна!!!

                             (М. Джумаева)

Подумайте и скажите во время воин какой вред наносится нашей планете Земля? (Ответы детей. Беседа с детьми сопровождается показом иллюстраций).

Земля страдает от бесконечных пожаров. Пожары – нередко применялись на войне. Леса поджигали специально. Делалось это для того, чтобы враг не смог спрятаться в лесу, так как леса во все времена служили надежным убежищем для войск, в первую очередь для малочисленных отрядов, ведущих партизанскую войну. Огонь быстро распространяется на огромные территории, и даже если враг не погибнет в огне, его погубит отсутствие воды, пищи и корма для скота.

Но леса не только сжигались, но и вырубались. В результате эти земли превратились в пустыни. И только в сейчас леса на этих территориях начали восстанавливаться.

Кроме этого природа страдала от перемещения значительных масс людей, снаряжения и вооружения. Вот представьте дети, когда ноги миллионов солдат, колеса и в особенности гусеницы нескольких тысяч машин стали стирать в пыль землю, а их шумы и отходы загрязнять местность на много километров вокруг.

- А что же происходило во время сражений?

Снаряды, бомбы падали на землю и глубоко проникали в почву. Происходило разрушение почв, погибало много людей и животных от взрывов и осколков снарядов.

Взрывы снарядов, бомб вызывали лесные и степные пожары, а также загрязнение воздуха, так как при взрыве выделяется большое количество ядовитых газов.

Во время воин на море много погибало судов, кораблей. Идя ко дну они оставляют огромные пятна нефти на поверхности и травят этими ядовитыми веществами животный и растительный мир моря. А так как море покрыто нефтяной пленкой, то при взрывах оно начинает гореть, выделяя ядовитые вещества в воздух.

Итак, во время воин происходит загрязнение воздуха и воды, заражение земли и приводит к возникновению разных заболеваний и даже гибели людей.

Кроме того, от взрывов погибает много людей, животных и растений. А мы знаем, что уничтожение одних видов животных ведет к нарушению экологического баланса и гибели других их видов.

Человек-часть природы, вне ее он не может жить. Растения и животные дают человеку пищу, одежду, кров. Если человек неправильно ведет себя с природой, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, для него потом жизнь становится невозможной. Помните о том: вы всегда должны бережно относиться ко всему живому, что вас окружает, чтобы наша Земля не превратилась в пустыню.

Игра «Хорошо – плохо»

(детям предлагаются карточки с изображением различных экологических ситуаций (катастрофы, воины, загрязнение воздуха заводами, заповедники, изготовление скворечников, проведение субботников и так далее. Они должны выбрать что хорошо, а что плохо для нашей планеты и объяснить почему).

Физминутка

А теперь давайте придумаем и нарисуем с вами плакаты в защиту природы от войн.

Подумайте и скажите.

Чтобы вы пожелали нашей планете Земля и всем людям, растениям, животным, живущим на ней. Конечно же мира. Мир на земле – это главное слово на свете.

Послушайте стихотворение

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым.

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат.

Чтоб жили люди, города.

Мир нужен на земле всегда!

А сейчас представьте себе город своей мечты. Как он будет выглядеть в будущем? (ответы детей) Это большой красивый город с зелеными аллеями, большим парком и в нем обязательно будут карусели, яркие клумбы с цветами. Отдыхая в парке можно будет услышать красивое пение птиц и увидеть как всюду летают разноцветные бабочки. Воздух в этом городе насыщен нежным ароматом цветов. В этом городе никто не плачет, у всех счастливые лица. В нем не знают слова «война» только МИР для всех и всегда. Это город нашей мечты, этот город придумали мы! Возьмите листы бумаги и нарисуйте город своей мечты.

Спасибо. Занятие окончено.

 

Используемая литература:

  1. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества.
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс «Эх, баранки-калачи»

Мастер-класс «Эх, баранки-калачи» Цель: закрепление представления детей старшей группы о процессе изготовления хлебобулочных изделий с помощью приготовления соленого теста и лепки из него. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить...

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе…

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе на тему: «В мире насекомых» Цель: Закрепление знаний детей о мире насекомых. Задачи: Обучающие:  1...

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет» Задачи: Развивать динамическую координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и...

Читайте также

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом…

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом ФГОС Первая смешанная дошкольная группа Месяц Период Тема недели Цель Итоговое мероприятие Сентябрь 1 неделя «День знаний» Развивать у детей...

Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей

Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Все...

Конспект совместной деятельности по развитию коммуникативных навыков у детей подготовительной…

Конспект совместной деятельности по развитию коммуникативных навыков у детей подготовительной группы с ОНР «В школу нам идти пора!» с применением ИКТ Цель НОД: создать условия...