Интегрированное занятие для детей средней группы «Научим считать Незнайку»
(образовательная область «Познание»: Формирование элементарных математических представлений. Конструктивная деятельность)
Образовательные задачи:
- Показать детям образование числа «4» на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами «3» и «4».
- Учить детей считать в пределах 4.
- Учить детей правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
- Учить считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо.
- Познакомить с геометрической фигурой «квадрат» на основе сравнения его с прямоугольником.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей память, мышление, творческие способности
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей чувство коллективизма, дружбы и взаимопомощи при работе в парах, тройках/ со строительным материалом/.
Раздаточный материал:
- У каждого ребенка карточка с двумя свободными полосками и поднос с фигурами, на котором находятся 1 квадрат и 1 прямоугольник.
- 4 яблока.
- 4 груши.
- Счетные палочки.
I часть.
Воспитатель: «Ребята, к нам сегодня пришел Незнайка с просьбой научить его счету, т.к. он не может сосчитать свои любимые игрушки. Давайте ему поможем».
На нижнюю счетную лесенку воспитатель ставит 3 игрушечных собачки, а на верхнюю – 2 домика. Дети считают игрушки. Воспитатель задает вопросы:
- Сколько собачек?
- Сколько домиков?
- Кого больше (меньше) – собачек или домиков?
- Какое число больше – 3 или 2?
- На сколько больше (на 1)?
- Какое число меньше – 2 или 3?
- На сколько меньше (на 1)?
- Что надо сделать, чтобы собачек и домиков стало поровну?
Дети вместе с воспитателем выясняют, что можно сделать: либо поставить еще один домик, либо убрать одну собачку. Решают добавить еще один домик.
Воспитатель: «Сколько стало домиков? Как получилось 3 домика? Сколько теперь собачек и домиков?»
Дети отвечают, что собачек и домиков теперь поровну (3 собачки и 3 домика).
«Прибежала еще 1 собачка, - говорит воспитатель и помещает собачку на нижнюю полочку. – Больше стало собачек или меньше? Сколько их стало?»
Воспитатель считает собачек вместе с детьми: «Один, два, три, четыре. Всего 4 собачки» (число 4 выделяется интонацией). Затем все вместе сравнивают количество собачек и домиков (3 и 4).
Затем воспитатель предлагает детям подумать: «Как сделать, чтобы собачек и домиков сделать поровну?».
Решение детей – добавить еще 1 домик. Всего получилось 4 домика.
Закрепление материала.
II часть. За столом. Работа с карточкой.
Воспитатель предлагает детям поднять правую руку и сказать отдельным детям, какую руку они показали. После чего просит показать левую руку.
Воспитатель предлагает левую руку положить на карточку с левой стороны, а правой рукой раскладывать фрукты слева направо.
Показывает цифру «2».
Затем предлагает детям на верхнюю полоску положить столько яблок, какую цифру они видят, а на нижнюю полоску положить на 1 грушу больше, чем яблок.
После этого воспитатель уточняет у детей:
- Сколько яблок на верхней полоске?
- Сколько груш на нижней полоске?
Ответы должны быть полными, например:
- На верхней полоске находятся 3 яблока.
- На нижней полоске 3 груши.
Воспитатель: «Сколько нужно добавить яблок, чтобы фруктов стало поровну?»
Дети добавляют 1 яблоко.
Стало: 3 яблока, 3 груши.
Воспитатель: «Добавьте на верхнюю полоску еще 1 яблоко».
Дети выполняют задание и отвечают индивидуально: «На верхней полоске 4 яблока».
Воспитатель предлагает на нижнюю полоску добавить столько груш, чтобы фруктов стало поровну.
Стало: 4 яблока, 4 груши.
Физкультминутка.
«Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок. Хомка рано встает, лапки моет, щечки трёт, подметает хомка хатку и выходит на зарядку. Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Хомка хочет сильным стать».
Дети повторяют движения за воспитателем, согласно стихотворению.
III часть.
Незнайка «прикрепляет» конверт к магнитной доске.
Воспитатель спрашивает у детей: «Какую геометрическую фигуру прикрепил Незнайка?»
Дети, кто знает, отвечают – квадрат.
Воспитатель: «Давайте рассмотрим квадрат. Что у него есть? (Углы, их 4). Сколько у него сторон? (Четыре)».
Воспитатель вместе с детьми считают углы и стороны, при этом воспитатель проводит кистью по сторону квадрата.
Закрепление материала.
За столом дети рассматривают квадрат и сравнивают его с прямоугольником. Накладывают на прямоугольник квадрат.
Дети уточняют, что у квадрата все стороны равны. У него есть 4 угла и 4 стороны.
На столе у детей счетные палочки. Воспитатель предлагает взять 4 палочки и сделать из них квадрат.
Если у кого-то не получается, дети помогают друг другу.
IV часть.
Незнайка в грузовике везет детям цветной конструктор-строитель.
- Давайте представим, что мы с Вами строители. Знаете, что делают строители? (Дети отвечают – строят дома).
Воспитатель: «Мы будем строить дома».
Затем раздает кубики: на один стол столько кубиков, чтобы получилось 4 домика разных цветов (каждый домик построен из 4 кубиков); на другой стол столько, чтобы получилось 3 домика; на третий стол столько кубиков, чтобы получилось 2 домика и т.д.
После этого воспитатель объясняет, что строительство будет проводиться по бригадам (имеется ввиду каждый стол).
Дети строят и считают, сколько у них получилось домов и какого цвета.
Выбирается ведущий (бригадир) каждой бригады и отвечает, сколько построила домов его бригада и какого они цвета:
Первый дом – желтый
Второй – красный
Третий – белый
Четвертый – зеленый.
И так каждый стол: ведущий отвечает на поставленные вопросы.
Незнайка спрашивает детей: «Чего не хватает у домов?»
Дети отвечают – крыш.
Незнайка: «Вот Вам контейнеры. На них находятся карточки с нарисованными квадратами. А теперь те, у кого построено 4 дома, берут контейнер с 4-мя квадратами. У кого построено 3 дома – берут контейнер с 3-мя квадратами и т.д.»
Дети выполняют задание.
Итог занятия: Воспитатель говорит ребятам о том, чем они занимались на занятии. Незнайка благодарит детей за проделанную работу и радуется тому, что узнал много нового и интересного, а самое главное - научился считать до 4-х
Используемая литература:
- Метлина Л.С. «Занятия по математике в детском саду». М.- Поросвещение, 1982
- НовиковаВ.П. «Математика в детском саду». М.-Мозаика-синтез, 2008 г.
- Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по ФЭМП» М.-Мозаика-синтез, 2007 г.
- Ерофеева Т.И. ,Павлова Л.И. «Математика для дошкольников» М.- Просвещение, 1992 г.
- Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М.-Книголюб, 2004 г.
Читайте также |
---|
Проект «Традиции живая нить»
Проект «Традиции живая нить»
Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ
Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви...
Сценарий новогоднего праздника для яслей
Сценарий новогоднего праздника для яслей Дети входят в зал их встречает Снегурочка. Снегурочка: Здравствуйте малыши, я – снегурочка, прилетела к вам на...