«Знакомство с черепахой»

(познавательно непосредственно образовательная деятельность)

Цель: уточнение и расширение представлений детей о черепахе.

Программные задачи НОД:

1. изучить строение тела черепахи;

2. исследовать некоторые жизненные отправления;

3. развивать у детей любознательность;

4. развивать логическое мышление и связную речь;

5. закреплять навыки экспериментирования;

6. формировать чувство ответственности за здоровье подопыт­ного животного.

Виды интеграции образовательных областей:

Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.

Художественное творчество: развивать эстетическое восприятие, закреплять знания об объектах природы, замечать их изменения.

Труд: воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности; развивать умение доводить дело до конца, желание помогать друг другу.

Материалы и оборудование: черепаха; лист бумаги; несколько книг в толстой обложке (или мешочки с песком); палочка (каран­даш); небольшое стекло (или гладкая полированная ДСП); ванноч­ка с песком; квадрат плотной ткани; игрушечная дудка; лупы (1—2 или по количеству детей).

Организация детей. Несколько детских столов сдвинуты так, чтобы получился квадрат или не очень вытянутый прямоугольник. Дети сидят по всем четырем сторонам этого стола на расстоянии отстав­ленного локтя друг от друга. Колени задвинуты под стол, чтобы в случае падения черепахи удержать ее.

Воспитатель находится за тем же столом вместе с детьми.

Черепаху кладут на стол, и она свободно перемещается по его поверхности. Дети все время следят, чтобы она не упала на пол.

Методические рекомендации

1. На занятии дети самостоятельно проводят все эксперименты и самостоятельно делают необходимые выводы.

2. Они все время следят, чтобы черепаха не упала со стола.

3. К этому времени дети должны хорошо знать, что тело любого высшего животного состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста.

4. Воспитатель ничего не рассказывает детям. Он только задает вопросы, а те находят ответы из наблюдений и экспериментов.

5. Воспитатель не торопит детей. На каждое наблюдение отводится достаточное количество времени

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня мы понаблюдаем за черепахой и проведем с ней некоторые опыты. Давайте вспомним, какие усло­вия необходимо соблюдать при проведении опытов на животных?

Дети. Нельзя шуметь и кричать, пугать животное и наносить им вред. Нужно следить, чтобы животное чувствовало себя спокой­но и уверенно.

1. Строение тела черепахи

Воспитатель. Кто назовет, из каких частей состоит тело чере­пахи?

Ответы детей.

Что имеется на голове?

- Что имеется на туловище?

- Чем покрыто тело черепахи?

Из чего состоит панцирь?

Посчитайте, сколько щитков в панцире?

Опишите, как устроены передние ноги черепахи?

Опишите хвост черепахи.

Чем покрыты ноги и шея?

Посмотрите, чем отличается кожа черепахи от кожи человека?

Рекомендация. Черепаха все время находится в движении. Дети не трогают ее руками, не гладят, но осторожно поворачивают, если она подходит близко к краю стола.

2. Движение черепахи

Воспитатель. Опишите, как черепаха передвигается.

Как движутся передние ноги?

Как движутся задние ноги?

Проверим, может ли черепаха передвигаться по гладкой поверхности. Положите ее на стекло (на полированную ДСП). (Черепаха начнет скользить.)

А как она ходит по песку? (Ставится ванночка с песком. Черепаха двигается по песку довольно легко.)

А по ткани? (Расстилается ткань. Черепаха цепляет ее когтями и сминает нижней частью панциря.)

Какой делаем вывод: какая поверхность самая хорошая для
черепахи?

3. Как черепаха обходит препятствия?

Воспитатель. Как черепаха относится к препятствиям?

Дети раскладывают на столе 2—3 книги разной толщины, 1 — 2 высокие стопки книг и следят за реакцией черепахи. На тонкие книги она заползает, толстые книги и стоики обходит.

Может ли черепаха подняться по наклонной плоскости? Нужно положить перед черепахой этот лист фанеры так, чтоб одним кон­цом он опирался на книгу, другим на стол. Посмотрим за поведени­ем черепахи.

Теперь возьмем стопку книг повыше.

Дети наблюдают.

4. Хорошо ли видит и слышит черепаха?

Воспитатель. Проверим, хорошо ли видит черепаха. Нужно помахать палочкой перед черепахой.

А что произойдет, если помахать подальше.

А если помахать палочкой с другого конца стола. (Черепаха скорее всего не отреагирует.)

Какой делаете вывод: хорошо ли видит черепаха? (Она близо­рука.)

Теперь проверим, хорошо ли слышит черепаха. Нужно подудеть в дудочку.

Анализируется та реакция, которая имеет место в реальности.

5. Различает ли черепаха высоту?

Наблюдение проводится, когда черепаха подойдет близко к краю стола, и в том случае, если воспитатель уверен в быстрой реакции детей, или если черепаха близко подошла к самому воспитателю.

Воспитатель. Ребята, задвиньте колени далеко под стол, сле­дите, чтобы черепаха не упала, а если начнет падать, придержите ее. Поймет ли черепаха, что перед ней пропасть? (Как правило, подойдя к краю стола, черепаха вытягивает шею, заглядывает в глубину про­пасти, а потом начинает пятиться от нее, разворачивается и уползает. Падает она только в том случае, если поверхность стола очень глад­кая, и при развороте животное просто соскальзывает с него.)

6. Черепаха дышит

Воспитатель предлагает детям поднести руку к ноздрям черепа­хи. Рука ощущает холодок от движущегося воздуха.

7. Различает ли черепаха запахи?

Воспитатель. Теперь проверим, как черепаха различает запа­ хи. Положим перед ней лист капусты, но так, чтобы она его не видела.

Кто-либо из детей кладет лист капусты сбоку от животного, и все следят за его поведением. Анализируют реакцию, которая имеет место в реальности.

8. Какой груз может перенести черепаха?

На спину черепахи кладут книгу — черепаха ползет. Добавляют вторую — черепаха ползет, затем третью, наблюдают за реакцией черепахи. Когда черепаха ползет, книги качаются. Дети наблюдают за этим с огромным интересом. Вместо книг можно положить ме­шочки с песком, однако, это не так интересно.

9. Сколько лет черепахе?

Воспитатель. Вы знаете, что по кольцам на каждом щитке панциря можно определить, сколько лет нашей черепахе? Давайте подсчитаем. Раз, два, три...

Возраст черепахи определяют по годичным кольцам на любом щитке ее панциря. На каждом щитке с края по кругу видны вы­пуклые кольца. Каждое кольцо — это прирост за год. Колец на щитке столько, сколько лет черепахе. По мере роста животного раз­мер каждого щитка увеличивается за счет образования нового кольца. Дети считают эти кольца, сравнивая результаты друг друга. Для работы можно использовать лупы.

Наиболее распространенная ошибка — попытка посчитать коли­чество щитков на панцире. Количество щитков с возрастом не ме­няется.

10. Как черепаха растет?

Воспитатель. Теперь узнаем, как растет черепаха. Посмотрите, видите, каждый щиток — темный и жесткий. А вокруг него есть тонкая полосочка. Она напоминает желобок и цвет у нее светлый, желтовато-зеленоватый. Это растет новый слой рогового вещества, из которого состоит щиток.

Посмотрите, такие полосочки есть вокруг каждого щитка?

Так каждый щиток увеличивается в размере, а за счет этого увеличивается и размер всего панциря. А внутри его теперь может подрасти и вся черепаха.

Как говорилось выше, панцирь состоит из двух слоев. Более глубокий является костным, поверхностный — роговым. Границы кост­ных и роговых щитков не совпадают. Наиболее интенсивный рост происходит весной. В это время по краям каждого костного (глубо­кого) щитка образуется новая кость, и его размер немного увели­чивается. За счет этого роговые (поверхностные) слои щитков раз­двигаются. Между ними появляется щелка, которая постепенно за­полняется вновь образующимся роговым веществом. Пока процесс не закончился, щелка отличается по цвету от старых частей панци­ря: она имеет нежный, слегка желтовато-зеленоватый оттенок. Так образуется новое годичное кольцо.

Воспитатель. Ребята, внимательно присмотритесь к разным кольцам на одном и том же щитке. Они одинаковы по ширине и цвету.

Внимательно присмотревшись, дети заметят разницу.

Тот год, когда образовывались тонкие кольца, был для черепахи тяжелым. Черепаха голодала. А в годы, когда еды было много, и погода была хорошей, образовывались широкие толстые кольца. Да­вайте посчитаем, сколько лет было черепахе, когда она голодала и когда еды было достаточно.

Дети самостоятельно рассматривают кольца на разных щитках, срав­нивают их между собой и определяют самые хорошие и самые тяжелые годы жизни животного. Если черепаха живет в детском саду или у хозяев несколько лет, можно сравнить, когда ей лучше жилось: в природе или у людей. Отсюда перейти к проблеме о том, как человек помогает живот­ным.

11. Как черепаха реагирует на опасность?

Воспитатель предлагает одному из детей прикоснуться к ногам черепахи палочкой и пронаблюдать за ее реакцией. Черепаха оста­новится, замрет и, возможно, втянет конечности и голову под пан­цирь. Если черепаха давно живет в группе и привыкла к людям, она на прикосновение почти не отреагирует. В этом случае делается вывод о том, что мы хорошо обращаемся с черепахой; она нас не боится.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возраста. Пособие для…

Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возрастаПособие для детей младшего возраста «Тактильные дощечки» Задачи: Обогащать тактильный опыт ребенка, через узнавание на...

Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на…

Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на тему «Муравей спешит домой» Программное содержание. Цель: создание условий для развития познавательной...

Читайте также

Конспект развлечения в подготовительных группах посвящённое 23 февраля на тему:…

Конспект развлечения в подготовительных группах посвящённое 23 февраля на тему: «Армейская академия» Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, технология обеспечения социально-психологического благополучия, коллективный способ...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у…

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у Королевы Природы» с применением ТРИЗ-технологии Цель: обобщить знания о живой и неживой...

Лепбук «Здоровье планеты - в наших руках»

Лепбук «Здоровье планеты - в наших руках» Аннотация к лепбуку «Здоровье планеты - в наших руках» Сегодня, мир не такой как вчера...