Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в музей природы»

(подготовительная группа)

Осень

Цель: Познакомить детей с особенностями осеннего периода в природе, помочь увидеть в осенних природных явлениях знакомые стихии: ВОДУ, ЗЕМЛЮ, ВОЗДУХ, ОГОНЬ; воспитывать внимательность, чуткость, наблюдательность.

Ход занятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Интересная игра сегодня у нас,

К ней готовился каждый из вас.

Собирайся, детвора –

Путешествовать пора!

II. Основная часть занятия.

1. Вводная часть.

Ребенок читает стихотворение:

Ветерок с березой шепчется,

На траве блестит роса.

Нам с тобой земля-волшебница

Снова дарит чудеса.

Миллион чудес загадочных

Мы встречаем каждый час,

Словно самый добрый сказочник

Сочиняет их для нас.

                                 П. Синявский

Воспитатель: Сегодня у нас с Вами необычное занятие. Почему? Потому что мы отправляемся в музей Природы.

- Что такое музей? (Место, где хранятся важные вещи, предметы)

- Как Вы думаете, что может храниться в музее природы? (Чистый воздух, красота земли, тепло огня, прохлада воды.

- Кому будет интересно в музее Природы? Кто сможет удивиться богатству этого музея? (Это могут сделать только внимательные, чуткие ребята).

А у нас все ребята именно такие, а значит – в дорогу!

2. Осенний воздух.

Воспитатель: - Нам с вами посчастливилось жить на очень красивой планете: каждое из времен года украшает её своими красками, наполняет особенными звуками и запахами.

Узнавать природу и любоваться ею – сложное занятие. Поэтому сегодня мы рассмотрим экспонаты только одного зала музея Природы – зала Осени. А что такое экспонат, Вы знаете? (Это выставленные в залах музеев предметы для знакомства с ними).

- Какие осенние месяцы Вы знаете? (Дети вспоминают названия осенних месяцев)

Давайте послушаем стихотворение, посвященное осенним месяцам. Догадайтесь, о каком из месяцев осени идет речь в каждом четверостишии?

СЕНТЯБРЬ (В сентябре желтеют листья, улетают птицы)

Пусто в домике стрижа –

Улетел, бедовый,

И, как зонтик, у ежа

Желтый лист кленовый.

                       В. Степанов

ОКТЯБРЬ (В октябре начинаются холода, идут дожди, на небе плывут тяжелые тучи)

Вяжет сети паучок,

Гонит тучи ветер.

Загрустил бурундучок

О прошедшем лете.

                         В. Степанов

НОЯБРЬ (В ноябре наступают морозы, все покрывается инеем, скоро зима)

В инее ложбина,

В огоньках рябина.

Дятел клювом бьет –

Зиму в гости ждет.

                     В. Степанов

- Молодцы, ребята! Справились с заданием, все осенние месяцы Вы назвали. А теперь давайте помолчим: прислушаемся к Осени. Какие звуки слышны? Чем наполнен осенний воздух (Дети называют звуки, характерные для осенней природы: шелест падающих листьев, клекот улетающих журавлей, шум унылого осеннего дождя.

Если это задание вызывает трудности, воспитатель может упростить его: детям зачитываются строки стихотворений об осени, прослушав которые, ребята называют изображенные звуки.

1. Золотая и немая, Затаилась тишина.

Песням спрятанным внимая, Я иду, как в чарах сна.

Листья тихо улетают

С засыхающих ветвей

И на землю оседают,

Красотой пленя своей.

                           Н.Минский

В этих строках слышны звуки Осени: тишина, шелест листьев в воздухе, тихие «спрятанные» песни.

2. ЛИСТОПАД

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Под ногой шуршат, шуршат,

Скоро голый будет сад.

Дети могут здесь «услышать» шорох, шуршание листьев под ногами.

3. ЛАСТОЧКА

Мой сад с каждым днем увядает:

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с березы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу –

Пусто гнездо под окном:

В нем ласточек речи не слышу,

Солома обветрилась в нем…

К уже «услышанным» звукам прибавляется «поздний кузнечиков треск».

Воспитатель: Молодцы, ребята: все осенние звуки мы с вами услышали!

- А кто может объяснить, почему осенью опустело гнездо ласточек? (Ласточки на зиму улетают)

- Почему ласточкам пришлось покинуть родные края? Ведь осенняя природа так красива! (Они улетают от холодов в теплые края)

- Какими словами можно охарактеризовать осенний воздух? (Холодный, сырой, зябкий, туманный).

Воспитатель: Какие «студеные» слова для описания осеннего воздуха вы подобрали! Совсем холодно стало! Самое время провести физкультминутку, чтобы согреться и не заболеть.

Ребенок: Я здоровье берегу,

Сам себе я помогу!

Физкультминутка

Упражнение «Собери осенние листья».

Дует, дует ветер,

(Дети дуют, имитируя вой ветра, покачиваясь туловищем вправо-влево)

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки

С ветки на дорожки,

(Движение руками сверху вниз)

И бегут по листьям

Маленькие ножки.

(Легкий бег на месте)

Мы с тобой гулять пойдем

(Шаг на месте)

И листочки соберем.

(Присаживаясь, наклоняются, собирая листочки)

3. Осенняя земля.

Воспитатель: Согрелись? Молодцы! И листочков осенних много собрали. Вон их сколько в музее природы собрано.

- Рассмотрите, каким покрывалом укрыта осенняя земля. Попробуйте описать его. (дети высказываются по данной теме)

4. Игра «От какого дерева веточка?»

Описание. Педагог показывает ветку от какого-либо дерева, а дети должны показать листья, принадлежащие этому дереву, и назвать его. Если дети допускают ошибки в ответах, воспитатель объясняет различия в форме, строении и принадлежности листьев.

После демонстрации ветвей (листочков) лиственных пород воспитатель показывает детям ветвь сосны или ели.

- Чем эти растения отличаются от всех остальных (Они зеленые круглый год)

Это очень интересный экспонат музея природы. Сейчас мы проверим, хорошо ли Вы знакомы с этими породами.

Умеете ли Вы различать ель и сосну по веточкам? Какую веточку я сейчас держу в руке? А это чья веточка? (По очереди поднимает веточки сосны и ели.)

- Посмотрите и ответьте, какая шишка у меня в правой руке, а какая – в левой? (Дети называют, однако обнаруживается, что не все успешно справляются с этим заданием).

Видите, вы еще не умеете безошибочно отличить ель от сосны по веточкам и шишкам. Сегодня мы с вами научимся это делать.

5. Сравнение ели и сосны по листочкам (хвоинкам) и шишкам.

По предложению воспитателя дети внимательно рассматривают листочки (хвоинки) ели и сосны и сравнивают их.

Вопросы и задания:

- Одинаковой ли длины листочки (хвоинки) ели и сосны? Если нет, то чьи хвоинки длиннее, а чьи – короче?

- Каковы хвоинки по форме? (У ели – четырехгранные остроконечные листочки, у сосны – с одной стороны выпуклые, а с другой – плоские)

- Помните хвоинки пальчиками. Какие хвоинки жестче?

- Какого цвета листочки ели и сосны? (Зеленого, но у сосны намного светлее, чем у ели).

- Как расположены листочки на ветке? (У ели поодиночке, у сосны – попарно)

- Сравните шишки по длине и толщине. (У ели шишка длиннее и тоньше, чем у сосны)

- Какого они цвета (Коричневы и бурые)

6. Осенняя вода.

Воспитатель читает стихотворение.

ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ

У берега несмело

Ложится тонкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

Г. Ладонщиков

- Кто может сказать, какая осенью вода в реке, в озере? Вам хочется в ней купаться? Какими словами вы можете описать осеннюю воду? (холодная, серая, зябкая, неприветливая)

- Только ли в речке осенью мы можем увидеть воду?

Послушайте стихотворение, может быть, в нем мы найдем ответ:

Кружатся листочки.

Дождик моросит,

А вдали рябина

Пурпуром горит.

Капнет в лужу капля –

Вот и брызг фонтан!

Липа уронила

Желтый сарафан.

Листьями укрыты

Белые грибы,

Дождиком облиты,

Будут ждать зимы.

                     А. Бордей

- Кто услышал, в каком виде встречается нам осенью вода? (В виде дождя).

- Что нам нужно, когда идет дождь? Найдите ответ в стихотворении:

Осенью идут дожди,

Доставай скорей зонты…

Зонтики цветные –

Красивые такие!

В руки зонтики возьмем,

Под дождем гулять пойдем!

(Дети отвечают, что во время дождя нужен зонтик).

Воспитатель: Да, под зонтиком нам не страшен никакой, даже сильный осенний дождик. Хотя в музее природы любая погода хороша. И наша экскурсия в этот музей приходит к концу. Лишь одна стихия природы осталась сегодня без внимания. Какая? (Огонь).

- Подумайте, почему очень часто поэты и писатели вместе со словом «осень» говорят слова: пожар, огонь, листья горят. (Разноцветные листья на деревьях создают ощущение того, что лес светится, горит).

III. Творческая работа.

Воспитатель: В каждом музее есть книга отзывов, где посетители оставляют запись о том, что им понравилось, а что – нет. Предлагаю Вам оставить такую запись. Только выполните вы ее при помощи красок и своих ладошек. Давайте вместе создадим картину горящего пурпурного осеннего леса.

(Детям предлагается лист ватмана, на котором будет создана коллективная картина. Ребята обмакивают ладошки в разные краски и оставляют свои отпечатки на бумаге. Задача воспитателя состоит в том, чтобы все используемые цвета были объяснены. В итоге – картина красок осени.)

IV. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия в музей природы. Мы познакомились с экспонатами осеннего зала, оставили свой отзыв об этой экскурсии.

Что ж, дорогие ребята, до новых встреч в музее природы.

 

Зима

Цели: обучить способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека; расширять знания об окружающем мире, зиме, как об одном из времени года; воспитывать понимание ценности и красоты родной природы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются,

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается.

II. Основная часть задания.

1.Марафон загадок.

Воспитатель: Сегодня мы с вами вновь отправляемся на экскурсию в музей природы. Готовы? Молодцы!

О том, в какой именно зал мы отправляемся, вам помогут догадаться загадки. Сообразите, о чем речь:

Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам … (мороз)

 

Говорю я брату: «Ох!

С неба сыплется горох!»

Отвечает старший брат:

«Твой горох – ведь это ….» (град)

 

Снег идет, снег идет,

Здравствуй, здравствуй, … (Новый год)

 

На коньках я мчусь вперед.

Под ногами – крепкий … (лед)

 

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а … (снежинки)

 

Снег с березы повалился,

На Андрюшку комом – хлоп!

Из Андрюшки получился

Замечательный …. (сугроб)

 

Зимние каникулы!

Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

Лыжи и … (коньки)

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит девица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

Поспешила к нам сама

Белоснежная ….. (зима)

Молодцы! Конечно, наш путь сегодня лежит в зимний зал музея природы.

2. Зимний воздух.

Воспитатель: Ну-ка, ребята, тише! Иначе вы не сможете услышать прекрасные звуки зимы.

(Звучит в записи фортепианная миниатюра С.Прокофьева «Утро». На демонстрационном стенде – картины и репродукции зимних пейзажей, передающих спокойствие, задумчивость, таинственность, безмолвие зимней природы).

- Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?

- Какими словами можно охарактеризовать зимний воздух?

- Как вы думаете, о чем ведут разговор зимой птицы?

- Каким цветом вы бы нарисовали зимний воздух? Почему?

- Каким бывает зимний ветер?

- Покажите, как дует сильный, студеный ветер? (Дети надувают щеки и дуют изо всех сил)

- Покажите, что делают люди, когда на них дует такой ветер? (Дети поеживаются, постукивают нога об ногу).

- А как дует слабый зимний ветерок? На севере нашей страны его называют ласковым словом «Сиверко». (Дети показывают, как дует такой ветер).

3. Зимняя земля.

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации с изображением зимы. Как преобразилась земля?

А лес стоит загадочный,

А лес стоит таинственный,

Безмолвна тишина…

Зверушек и пичужек –

Всех спрятала зима.

- Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу? (Ответы).

Очень постаралась зима. Только вот птицам и животным, не уснувшим под песню ветра, трудно и голодно в эти месяцы. Почему? (Ответы детей).

Посмотрите, ребята! У меня для вас письмо. Давайте его прочитаем!

Воспитатель показывает любой рисунок с изображением зимующей птицы, и от ее имени произносит просьбу всех птиц.

«Дорогие ребята! Я прилетела к вам посмотреть, кто из вас приготовил зимние кормушки для птиц, а кто нет. Не забывайте, пожалуйста, про нас!»

- Ребята, как можно помочь зимой птицам? (Ответы детей)

4. Зимняя вода.

- А что является главным признаком зимы?

- Откуда берется снег?

В нашем музее хранится одна удивительная история. Хотите ее послушать?

Воспитатель читает рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки».

ЛЕТЯТ СНЕЖНЫЕ ПУШИНКИ.

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе – это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы, и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

- А вот кто знает, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей).

Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным

А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется тонкая твердая оболочка. Она называется настом.

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой наста режут ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья.

Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу ходит, как в валенках и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

Физкультминутка

Воспитатель: Сейчас свершится волшебство.

Это что за серебринки

И танцуют, и кружат?

Так вальсируют … (снежинки)

Веселят наших ребят.

Звучит мелодия вальса. Мы превращаемся в снежинок. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.

Легкий бег на месте, дети кружатся на носочках, руки не должны быть напряженными, взмахи руками вверх-вниз, с окончанием музыки присаживаются.

5. Зима и огонь.

Воспитатель: Кто из вас самый-самый внимательный? Вспомните, о какой стихии мы с вами сегодня не успели поговорить? (Об огне)

- Зачем нужен человеку огонь зимой (Чтобы спастись от мороза, от диких животных, если вдруг человек оказался в лесу один)

- А может огонь быть холодным? (Да, если речь идет о блеске, о сиянии).

III. Творческая работа.

Воспитатель: Что ж, пришла пора оставить в нашей книге отзывов музея природы очередную запись. В память о нашей экскурсии оставим в ней вальс снежинок.

Детям предложен лист ватмана, кисточки, краски. Дети рисуют снежинки.

IV. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы! Очень постарались! А сейчас наша экскурсия подошла к концу. До новых встреч в музее природы.

 

Весна

Цели: расширить кругозор детей, развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и бережное отношение к окружающему миру.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Подходи, честной народ,

Праздновать весны приход!

Не ради денег, не ради славы,

А ради шуток и забавы!

II. Основная часть.

1. Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня нас ждет увлекательное приключение – путешествие в музей природы. Осталось точно определить направление маршрута. Это – ваша задача.

Внимательно послушайте и скажите, о каком времени года говорится в этом стихотворении:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

Ответы детей.

Воспитатель: Да, сегодня мы отправляемся в весенний зал нашего музея природы. Знаете ли вы, какие месяцы являются весенними? Догадайтесь, о чем идет речь.

Замер лес в прозрачной дымке.

На деревьях тают льдинки.

С веток падает капель,

И слышна синицы трель.

                               (Март)

 

Дружно лопаются почки,

Распускаются листочки,

На траве роса дрожит,

Лось за радугой бежит.

                         (апрель)

 

Снег сошел. Запахло прелью.

Прокатился в небе гром.

Муравьи под старой елью

Всем семейством строят дом.

                           (Май)

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно месяцы назвали. А известно ли вам, что в народе говорят об этих месяцах? (Дети озвучивают заданное ранее домашнее задание – назвать народные приметы).

Для справки:

Март – февралю – бокогрею меньшой брат.

Март – протальник.

В марте щука хвостом лед разбивает.

Раненько март веснянку затягивает – ненадежное тепло.

Март – ветронос, водотек, грачевник.

Март и снегом сеет, и солнцем греет.

Апрель – снегогон.

Апрельские ручьи землю будят.

Мокрый апрель – хорошая пашня.

Не ломай печи – еще апрель на дворе.

В апреле земля преет – ветрено и теплом веет.

Где в апреле река, там в июле лужица.

Апрель с водою, май – с травою.

Ай, ай, месяц май: и тепел и холоден.

Май холодный – год хлебородный.

2. Весенний воздух.

Воспитатель:

К нам вернулись грачи!

Слушай их – и молчи.

Наступила весна –

Им теперь не до сна.

В поле выбежал конь,

Грива – словно огонь.

Наступила весна –

И ему не до сна.

Прислушайтесь к звукам весны. Присмотритесь к воздуху. Что вы видите и чувствуете? (Ответы детей).

Наверное, те же самые звуки слышал, те же самые чувства испытывал художник А.К. Саврасов, когда создавал свою картину «Грачи прилетели». Давайте посмотрим на репродукцию картины:

- Что вы видите на полотне? (Русская деревенька, небольшая церквушка. На березках еще не распустились листья).

- Кто принес весть о приближении весны? (весть принесли грачи. Они уже строят на деревьях гнезда).

Воспитатель: Посмотрите, как грачи с весенними криками летают над деревьями, хлопочут о жилье. Сколько звуков в этой картине. Слышите? Перекликаются птицы, звенит капель. Ветер шелестит в кронах деревьев.

Дети прослушивают записи с голосами птиц, шелестом ветра. Звучит мелодия пьесы В.И. Чайковского «Подснежник».

Физкультминутка.

Упражнение «Подснежник».

Воспитатель: Отдохните, глубоко подышите. Какая чудесная, спокойная, звонкая мелодия. А сейчас давайте присядем – мы теперь подснежники (Дети присаживаются).

Лучи солнца посветили на нас, разбудили подснежники, они потянулись, улыбнулись, распустили свои листики, голубые головки и стали расти, расти, к солнышку потянулись.

(Учащиеся выполняют движения соответственно словам, медленно встают, поднимают руки вверх, «смотрят» на солнышко).

Какое яркое солнышко! Даже смотреть на него невозможно. Прищурьте глазки, откройте их. Давайте похлопаем солнышку. (Все движения выполняются под музыку).

Какая красивая прозвучала музыка! Это потому что весна, тепло, радость!

3. Весенняя земля.

Воспитатель: Весенняя земля украшена подснежниками. Какой вы видите эту землю? Учащиеся подбирают эпитеты, строят предложения на заданную тему.

Воспитатель:

Рукодельница – Весна

Сшила платье Вишенке:

- Покрасуйся у окна,

Полюбуйся вышивкой!

К платью бусы я дарю –

Светлые росинки,

А на голову зарю:

Лучше нет косынки!

                 Л. Епанешников

Вопросы:

- Какого цвета косынка Весны?

- Из чего сделаны ее бусы?

- Чем украшено платье Весны?

4. Весенняя вода.

Воспитатель: Откуда такое разноцветье? Ведь еще совсем недавно вся природа была скована льдом, укрыта снегом! Какое первое дело у весны? В стихотворении – ответ на вопрос.

СКОЛЬКО ДЕЛ У ВЕСНЫ

Разморозить землю нужно,

Чтоб могла взойти трава,

Сделать так, чтоб жили дружно

Все живые существа.

На зеленой ножке тонкой

Укрепить бутон цветка,

Обойти луга с гребенкой,

Птиц вернуть из далека.

Берега, поля, пригорки

Окропить росой с утра.

И тепло в лесные норки

Принести давно пора!

Ответ детей: первое дело весны – растопить снега.

5. Весенний огонь.

Воспитатель: Какие признаки огня можно увидеть в весенней природе? Отвечают дети: Солнышко теплое – греет своими лучами землю, как огонь согревает людей. Красные тюльпаны весной украшают землю – напоминают язычки пламени. Люди на улицах жгут прошлогоднюю листву.

III. Творческая работа.

Воспитатель: Подошло к концу наше путешествие по весенней земле. Давайте в нашей книге отзывов оставим картину, где найдется место каждому весеннему цветку.

На листе ватмана учащиеся рисуют коллективную картину: весенние цветы.

IV. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы! Ваша яркая картина сделала весну еще красивей и солнечней. Но всему, даже очень приятному, приходит когда-нибудь конец. Вот и наша экскурсия закончена. До новых встреч в музее природы.

 

Лето

Цели: познакомить детей с особенностями летнего периода в природе: помочь увидеть в летних явлениях природы стихии: воду, землю, огонь, воздух; воспитывать внимательность, чуткость, наблюдательность, побудить детей к исследованию тайн природы.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Ты с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям, птицам…

И веселым, интересным

День твой должен получиться!

 

Каждому дошколенку должно быть известно:

Всему в окружающем мире есть место.

Глазки шире открывай,

За природой наблюдай.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

1. Введение в тему

Воспитатель: сегодня, дорогие друзья, у нас с вами вновь необычайное занятие. Нас приглашают на праздник … свежей листвы. Да-да! Именно так называется торжество, на которое мы вот-вот отправимся с вами. Кто уже догадался, куда мы направляемся. Конечно! Мы идем в музей природы, где до сих пор остался необследованным выставочный зал лета. Только вот в чем загвоздка: сегодня в этот зал допускают только самых внимательных, самых любознательных, самых наблюдательных. А вы именно такие! А значит – мы готовы к испытанию. В путь!

2. Чтение рассказа. Обсуждение его в микрогруппах.

Сейчас я прочту рассказ, который называется 2праздник свежей листвы», а ваша задача – услышать, почувствовать в нем приметы лета. Для того, чтобы ничто не осталось незамеченным, нам необходимо разделиться на группы. В течение всего года мы знакомились с такими явлениями, как вода, воздух, огонь, земля. Задача каждой группы – найти в рассказе приметы каждой из четырех стихий.

(Дети в течение учебного года научились определять различные проявления изучаемых стихий, поэтому задание является посильным для них. Воспитателю следует читать текст фрагментами. После прочтения каждого из фрагментов, дети озвучивают свои наблюдения).

ПРАЗДНИК СВЕЖЕЙ ЛИСТВЫ

На земле прочно утвердился самый длинный и светлый день. Не успевает солнце спрятаться за лес с одной стороны, как вскоре его первые лучи ударяют в небо с другой. Начинается шумный июньский день. Разлетаются по лесу птицы в поисках добычи для молодого пернатого поколения. Гудят неутомимые пчелы, торопятся в ульи со сладкой ношей. Приходят к прохладным журчащим речкам лоси, чтобы утолить жажду. На лесных полянах сочная высокая трава ждет сенокоса. Пройдет немного времени, и воздух наполнит аромат первого сена. Теплые короткие ночи как бы случайно заходят в лес, чтобы дать хоть немного отдохнуть его жителям.

В лесу – праздник свежей листвы. Нежно шелестит ласковая зелень в кронах лип, дубов и берез. Будто невзначай налетает теплый ветер, перемешанный с солнцем, и тогда деревья весело выводят свои напевы. Зато тихо внизу – в подлеске воздух недвижим. И что это за желтые цепочки в нижнем ярусе? Да это же соцветия барбариса! А рядом кругами, щитками подернулась сияющая калина. Пчелы жужжат в ее цветках, без устали выбирая нектар.

Подрастает, оперяется крылатая смена, задавая пернатым родителям большие хлопоты. С рассвета до сумерек носятся они за кормом. В гнезде зарянок объявился подкидыш. Собой побольше взрослых хозяев, а аппетит прямо волчий. Известное дело, кукушонок прожорлив. Сколько зарянки ни носят добычи, все ему мало.

Интересно сейчас наблюдать за лосями. Когда дохнет полдневный жар, лесной великан забирается в воду от слепней и оводов, только голова и видна с красивыми рогами. Значит, закостенело грозное оружие сохатого, слущивается с него бархатистая кожа, оголяя ветви – спицы. А где не сойдет клочок старого покрывала, лось оскоблит его о сучья. Вот и видны на деревцах поломы.

По суходолам белизной венчиков заблещут ромашки, и вровень с зацветающей рожью по обочинам полей подернется синим цветом посевной василек. А потом настанет пора иван-чая, мечущего пунцовые пики султанов. И несравненная таволга… Кто не порадуется на нее вдоль луговых рек, подле озерков, на опушках?

На лугу сомкнулся тонкий травостой: злаки трубку погнали, а пряные растения потемнели от переизбытка сока, цветочные головки обозначили. На подходе покос – славная пора сельского труда. Начинают сенокос с пыления лугового мятлика. Зацвел, запылил мятлик, бобовые в бутонах, стало быть, сено получится доброе – увесистое, душистое, питательное.

Благоухают цветущие липы. Опушки, аллеи, бульвары обвеяны сладким запахом. В желтом кружеве лепестков роются пчелы, нагружаясь медовой данью. В лесной стороне июнь-липец запечатывает в ульях жаркие, залитые густым медом соты.

Отчего липа зацветает к середине лета, а ее зеленые подруги красуются по весне? Разгадка проста: липа распускает цветы на побегах этого года. Пока-то молодой побег отрастет да заложатся на нем плодовые почки, глядишь, и подошло краснолетье – конец июня. Липа как бы помечает зенит теплого сезона, торжество животворного солнца.

На клумбах еще не догорели тюльпаны, а уж распускаются пышные пионы, выдвигают разномастные стрелки ирисы, киноварными мазками рдеют восточные маки – рослые, роскошные, с мохнатыми, рассеченными листьями. Только что перестали источать запахи лиловые и пунцовые кисти сирени, им на смену заблагоухал жасмин-чубушник. Этому кустику летом не с чем соперничать: он ароматен и цветами красив.

Сухо. День велик. Легкие дождички пронесутся накоротке, и высокое небо опять дышит жаром. День – с год! Светлые веера совсем не потухают, а ночи так коротки! Июнь зори сближает.

Под жарким солнцем заблагоухала липа. Цветки желтые-желтые и на редкость душистые. Медовый запах липы слышен издалека, особенно сильный аромат струится от цветущих аллей и полян, будто рядом приподнята крышка сладкого улья.

Рады пчелы этой поре. Щедрый взяток так весом, что каждый улей за день тяжелеет чуть ли не на полпуда. Ведь старая кудрявая липа выделяет нектара не меньше, чем гектар гречихи. Посмотрите на липовые цветки, почти на каждом из них в глубине венчика застыло по капельке медовой жидкости.

Но липа славится не только как медонос. Ее цветки справедливо называют отменным «даром Берендея». Сушеный липовый цвет помогает людям избавиться от простудных заболеваний – от кашля и катара верхних дыхательных путей. Заменит он и заварку для чая. Тот, кто пьет такой чай, серьезно помогает своему здоровью: настой липового цвета обладает потогонным, жаропонижающим и бактерицидным действием.

Рвут цветки ярким сухим днем. Для этого выбирают хорошо распустившиеся, не попорченные вредителями деревья. Цветки берут вместе с прицветками. Сушат в тени на вольном воздухе. Интересно, что и сухой липовый сбор душист, сладковат, будто свежий. Хранят его в картонных коробках или в ящике, выложенных изнутри бумагой.

Зачем у липы над каждым щитком соцветия вырастает длинный прицветник, напоминающий сухой лист? Оказывается, летом он укрывает цветы от дождя, защищая их не хуже кровельки; а осенью, когда созревают орешки-плоды, прицветник играет роль маленького парашюта: поможет орешкам отлететь подальше от материнской кроны.

(После чтения воспитателем фрагментов текста дети рассказывают о своих наблюдениях.)

Проявление четырех стихий в летней природе:

Воздух (звуки, запахи, краски) – шумный июньский день, гудят пчелы, аромат первого сена, шелестит зелень, теплый ветер, полдневный жар, благоухают цветущие липы.

Вода – прохладное журчание реки.

Земля – сочная высокая трава ждет сенокоса; блещут ромашки, зацветает рожь, синие васильки.

Огонь – солнце, его лучи, жар полудневный, животворное солнце, еще не догорели тюльпаны, рдеют маки, светлые вечера не потухают.

Воспитатель: Молодцы! Очень внимательные дети! Значит – двери в выставочные залы музея Природы открыты для всех вас. Пора в путь! Приятного вам путешествия, ребята!

Физкультминутка

Подвижная игра «Веселый хоровод»

Ножками затопали,

Зашагали по полу,

Топ-топ-топ,

Топа-топа-топ.

(Мелкое быстрое передвижение ногами на месте и на шаг вперед-назад, легко притопывая – «дробушечки»)

Скачут словно зайчики – Прыг, прыг, скок.

Девочки и мальчики –

Прыг, прыг, скок.

(Прыжки вверх, в стороны, назад, на одной ноге, на двух ногах, на носочках).

Прыгают как белочки

Прыг, прыг, скок.

Мальчики и девочки

Прыг, прыг, скок.

Ходят дети ножками,

Ножками, сапожками.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Топ-топ-топ,

Топа-топа – топ.

Топаем мы ножками

И хлопаем ладошками.

(«Дробушечки» одновременно с хлопками в ладоши).

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

У лягушек на дорожке

Тоже скачут, скачут ножки.

(Присели на корточки: ноги широко расставлены, руки опираются в пол перед собой, прыжки с отрывом ног от пола на небольшое расстояние. Прыжки в полуприсяде).

Ква-ква-ква,

Ква-ква-ква.

Ходят, ходят ножки,

Ходят по дорожке.

Топ-топ-топ,

Топа-топа-топ.

(«Дробушечки»)

3. Разгадваение кроссворда.

Воспитатель: Наши ножки топали-топали по дорожке и привели нас к месту следования. Только двери почему-то не открываются. Посмотрите – висит замок, а на замке – записка.

(Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию замка, достает записку и разворачивает ее).

Ребята. Здесь – задание для очередного испытания! Вам нужно заполнить клеточки кроссворда, где есть одно слово – солнце.

(Детям необходимо подобрать слова, обозначающие предметы или явления окружающего мира. В каждом из слов зада одна буква).

Воспитатель: испытание пройдено. Устали? Значит – время физкультминутки).

Упражнение «Поход в лес».

Только в лес мы зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок, другой.

Руки вниз – хлопок, другой.

Дальше по лесу шагаем –

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

4. Создание коллективной картины.

Воспитатель распределяет детей по четырем группам. Каждой группе – задание: на полоске ватмана предлагается нарисовать предметы (объекты), характеризующие состояние летней природы:

1-я группа – летняя земля (трава, цветы и т.д.);

2-я группа – летняя вода (ручьи, реки, роса, дождь);

3-я группа – летнее небо (нежно - голубое, с пушистыми облаками);

При сложении этих полосок – картина ясного летнего дня.

4-я группа – плакат, предупреждающий об опасности огня.

После выполнения картины дети из каждой группы рассказывают, что и почему изображено на картинках.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Незаметно наша экскурсия подошла к концу. Музей природы ненадолго закрывается, а вы, дорогие путешественники, отправляйтесь с мамами и папами, бабушками и дедушками в лес, на море, на дачу – на летний отдых. Встреча с летним воздухом, ласковым солнышком, прохладной водой сделает вас здоровыми, отдохнувшими. Берегите себя! До встречи на новых тропинках наших путешествий в удивительный мир природы, дорогие друзья!

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...

Конспект организованной детской деятельности по ФЭМП в средней группе «В…

Конспект организованной детской деятельности по ФЭМП в средней группе «В стране геометрических фигур» Задачи: Образовательные: - упражнять в умении различать и называть знакомые...

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению Процесс обучения чтению детей дошкольного возраста, является достаточно монотонным и однообразным занятием. Используя...

Читайте также

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО В условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их...

Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» (с 1 - 3 лет)…

Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» (с 1 - 3 лет) 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Современное общество требует от человека применения широкого...

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у…

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день каждый родитель знает, насколько...