План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе. Тема: «Фрукты и ягоды»
(Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Использование новых программ и педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста»)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Задачи:
1) - Закрепить обобщающее понятие «фрукты», названия различных фруктов. Познакомить с этапами выращивания овощей, местом их выращивания. Развивать вербально- логическое мышление. («Познание»)
- Упражнять в счете до двух; познакомить с порядковыми числительными «первый», «второй». Развивать представление детей о геометрических фигурах (овал, прямоугольник, треугольник, круг). («Познание»)
2) - Формировать умение рисовать красками, промывать кисть перед использованием краски другого цвета. («Художественное творчество»)
- Учить приемам вдавливания середины шара и сглаживания пальцами поверхности вылепленного предмета. («Художественное творчество»)
- Развивать чувство композиции. Отработать навыки работы с ножницами. («Художественное творчество»)
3) Активизировать речь детей: развивать умение составлять рассказ, упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Развивать словарь, обогащая его названиями фруктов и овощей. Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы. Формировать грамматический строй речи. («Коммуникация»)
4) Формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Развивать слух и голос. Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её.
(«Музыка»)
5) Развивать и совершенствовать двигательные умения детей. Закреплять бросать мяч и ловить его кистями рук, не прижимая к груди. («Физическая культура»)
6) Рассказать детям о пользе фруктов для человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. («Здоровье»)
7) Воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнеров; умение договариваться. («Социализация»)
8) Развивать умение внимательного слушания художественного текста. Способствовать пониманию детьми смысла сказки, стихотворений, выявить заключенную в ней мораль. («Чтение художественной литературы»)
Методы и приемы:
- практические: п/и, д/у, игровые ситуации, игровые упражнения с мячом, физминутка, творческие задания (лепка), (рисование), (аппликация).
- наглядные: наблюдение, прослушивание аудиозаписи, показ предметных картинок, образец воспитателя.
- словесные: д/и, отгадывание загадок, чтение стихотворений, рассказ воспитателя, беседа, художественное слово, объяснение воспитателя.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением фруктов; миски; тарелки; изображения круга, квадрата, треугольника, овала; муляжи фруктов; две картинки с фруктами для нахождения различий; цветная бумага, клей; соленое тесто; краски, кисточки; иллюстрации к сказке Г.Юдина; фонограммы музыкальной композиции «Виноград мой, виноград»; удмуртской песни, русский текст С.Болотина, Т.Сикорской «Колхозный сад».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка «Фрукты»; малоподвижная игра « Повар», «Сбор яблок»; игровое упражнение «Кто больше?; «Сбор яблок»; комплекс гимнастических упражнений «Яблоко». |
Игровая | Сюжетно-ролевая игра «Фруктовый ларек». |
Продуктивная | Творческое задание «Осенние подарки» (рисование); «Фрукты на тарелке» (лепка); «Вкусный компот» (аппликация). |
Познавательно-исследовательская | Дидактические игры «Что лишнее?», «Куда что положить?», «Забывчивый покупатель». |
Коммуникативная | Словесные игры «Один- много», «Большой- маленький», словесная игра с мячом «Какая? (-ое?, -ой?) Какие?»;составление рассказов, отгадывание загадок, вопросы. |
Музыкально-художественная | Слушание музыкальной композиции «Виноград мой, виноград» (молдавская песня, русский текст Д. Ельченко); удмуртской песни «Колхозный сад», русский текст С.Болотина, Т.Сикорской, ритмика и танцы. |
Чтение художественной литературы (восприятие) | Чтение стихотворения «В саду», сказки Г.Юдина «Как варить компот?» |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1. |
Показывает муляжи фруктов (яблоко, апельсин, мандарин, груша, абрикос, слива, банан, лимон, киви). Предлагает назвать фрукты, ответить на вопросы: - Какие фрукты имеют форму круга? - Какие фрукты похожи на треугольник? - Какие фрукты имеют форму овала? |
Рассматривают, называют фрукты. Отвечают на вопросы. |
Актуализирована заинтересованность детей. Созданы условия для закрепления знаний о геометрических фигурах. Закреплен навык ведения диалога.
|
Проводит дидактическую игру: «Куда что положить?» - указывая на изображение фруктов и овощей, предлагает разделить овощи и фрукты. Дает детям набор из четырех карточек с изображением фруктов и просит разместить их «слева», «справа от ...», «между», «над», «под». |
Рассматривают картинку и делят: овощи в миску, фрукты в тарелку. Раскладывают карточки, используя слова.
|
Сформировано обобщающее понятие «фрукты». Закреплено умение логически мыслить.
|
|
Проводит словесную игру «Большой – маленький». Просит посмотреть на картинку и назвать маленькие и большие фрукты. |
Отвечают на вопросы.
|
Закреплен навык ведения диалога.
|
|
Проводит дидактическую игру «Что лишнее?» Показывает картинки, просит найти лишний предмет. |
Называют лишний предмет в каждом ряду и объясняют, почему он лишний. |
Созданы условия для развития способности сравнивать предметы. |
|
Проводит игру с мячом «Веселый повар». Бросает мяч ребенку и предлагает назвать одним словом: - Сок из яблок? (из апельсинов, из винограда, из абрикосов, из мандаринов, из груш, из слив, из ананасов). |
Отвечают на вопросы. |
Закреплено умение образовывать прилагательные. Закреплено умение логически мыслить. Закреплен навык ведения диалога. |
|
Загадывает загадку о банане: - Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран. Высоко растет …….. |
Отвечают. |
Закреплено умение логически мыслить. Пополнен опыт умений отгадывать загадки. |
|
Предлагает вместе описать банан. Выслушивает и уточняет ответы детей. |
Называют его форму, цвет, вкус, где растет. |
Пополнен опыт составления описательного рассказа. |
|
В-ль включает элементы музыкального воспитания. Музыкальная композиция «Виноград мой, виноград» (молдавская песня, русский текст Д. Ельченко). |
Слушают песню. По показу воспитателя танцуют под музыкальную композицию. |
Созданы условия для развития образного восприятия, эстетических чувств, проявления положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения. Закреплен навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. |
|
Рисование «Осенние подарки». Предлагает нарисовать фрукты. Дает указания. |
Рисуют сначала простым карандашом, потом раскрашивают красками. |
Закреплены навыки работы с красками. Созданы условия для развития творческих способностей. Продукт детской деятельности. |
|
2. |
Показывает и просит назвать геометрические фигуры (овал, прямоугольник, треугольник, круг). |
Рассматривают, называют фигуры. |
Актуализирована заинтересованность детей. Закреплены знания детей о геометрических фигурах. Закреплено понятие «фрукты». |
Показывает муляжи фруктов (абрикос, яблоко, слива, груша) и предлагает назвать форму этих фруктов. |
Рассматривают муляжи и называют форму фруктов. |
||
Практическое упражнение «Счет до 2». Раздает детям карточки с изображением фруктов. Показывает карточку с цифрой 1. Показывает карточку с цифрой 2. На фланелеграфе показывает фрукты: одну грушу и две. Спрашивает, как сделать так, чтобы фруктов было поровну. Показывает на картинки с фруктами и предлагает их посчитать. |
Называют цифру и показывают карточку, на которой один фрукт. Называют цифру и показывают карточку, на которой два фрукта. Предлагают варианты ответов. Считают. |
Созданы условия для ФЭМП. Созданы условия для ознакомления с порядковыми числительными «первый», «второй». Закреплен навык счета. |
|
Предлагает выполнить комплекс упражнений «Яблоко»: Вот так яблоко! Оно – Соку сладкого полно. Руку протяните, Яблоко сорвите. Ветер ветку стал качать, Трудно яблоко достать Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! Вот так яблоко! Оно- Соку сладкого полно. |
Выполняют движения по тексту: Встают. Руки в стороны, руки на пояс. Протягивают руки вперед. Поднимают руки вверх, качают руками. Подтягиваются. Подпрыгивают. Хлопают в ладоши над головой. Встают. Руки в стороны, руки на пояс. |
Созданы условия для развития и совершенствования двигательных умений и навыков. Закреплено умение выполнять движения согласно тексту. |
|
Проводит игровое упражнение «Кто больше? Делит детей на две группы. |
Становятся напротив друг друга. По очереди бросают мяч друг другу и называют фрукт. Не назвавший выходит из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков. |
Закреплено умение бросать мяч и ловить его кистями рук, не прижимая к груди. |
|
Проводит игру малой подвижности «Сбор яблок».
|
Имитируют наклонами и приседаниями сбор яблок (выдох). Вернуться в и.п. (вдох) |
Созданы условия для снятия статического напряжения. |
|
3. |
Показывает изображения фруктов (яблоко, апельсины, вишня, слива, виноград), загадывает загадки: - Наливное, сладкое, С яблони упало, Бок себе помяло. - Принесли из магазина Фруктов целую корзину. В ней для Саши и для Зины Золотые……….. - Сижу на дереве, кругла, как шар, красна, как кровь, сладка, как мед. - Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко. - Целый табун лошадей на одной привязи. |
Рассматривают, называют фрукты, предлагают варианты ответов. |
Актуализирована заинтересованность детей. Закреплено умение логически мыслить. Пополнен опыт умений отгадывать загадки. |
Дает задание описать фрукты по цвету и форме. |
Называют форму и цвет фрукта. |
Пополнен опыт составления описательного рассказа. |
|
Проводит словесную игру с мячом «Какая (-ое?, -ой?) Какие?» Бросает мяч ребенку и называет цвет и предмет в ед.ч. |
Повторяют словосочетание во мн.ч. |
Активизирован и расширен словарь по теме «фрукты». |
|
Проводит дидактическую игру «Назови ласково». Бросает мяч ребенку и называет фрукт. |
Называют фрукт с уменьшительным суффиксом. |
Закреплено умение практически образовывать существительные суффиксальным способом в ед.ч. |
|
Проводит игровое упражнение «Найди различия». Предлагает сравнить изображения. Показывает две картинки с фруктами для нахождения различий. |
Сравнивают две картинки, находят и называют отличия. |
Созданы условия для развития способности сравнивать предметы. |
|
Проводит дидактическую игру «Забывчивый покупатель» В-ль «продавец» просит описать предмет, который хочет купить «покупатель». |
«Покупатель» называет цвет, форму, вкус, какой фрукт на ощупь, какой он внутри. |
Пополнен опыт составления описательного рассказа. |
|
В-ль включает элементы музыкального воспитания. Удмуртская песня, русский текст С.Болотина, Т.Сикорской «Колхозный сад» Предлагает послушать еще раз. |
Слушают песню. Определяют темп музыки, громкость мелодии, характер. При повторном прослушивании подпевают. |
Созданы условия для развития образного восприятия, эстетических чувств, проявления положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения. |
|
Проводит физминутку «Фрукты»: Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. |
Маршируют на месте. Показывают, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают сахар. Поворачиваются вокруг себя и хлопают в ладоши. |
Созданы условия для снятия статического напряжения. |
|
Импровизированный танец под песню «Колхозный сад». |
Придумывают движения под предлагаемую мелодию. |
Созданы условия проявления положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения. Закреплен навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. |
|
4. |
Лепка «Фрукты на тарелке». Показывает муляжи фруктов, просит их назвать. Предлагает лепку фруктов из цветного соленого теста. Дает указания. |
Рассматривают муляжи, называют их. Лепят фрукты: яблоки, бананы, апельсины, груши. |
Актуализирована заинтересованность детей. Закреплено понятие «фрукты». Созданы условия для развития творческих способностей. Отработан навык работы с пластилином. Сформировано умение вдавливать середину шара и сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета. Продукт детской деятельности. |
Проводит малоподвижную игру «Повар». Выбирает ведущего. |
Становятся в круг и договариваются, каким фруктом или овощем будет каждый из них. Ведущий объявляет, что он будет готовить, поочередно называет те фрукты или овощи, которые ему нужны. Дети слушают названия и подходят к «повару». |
Закреплено умение логически мыслить. Закреплено понятие «фрукты». Сформировано умение координировать свои действия с действиями партнеров; умение договариваться. |
|
Проводит комплекс упражнений «Апельсин». - Ты откуда, желтый, круглый? Прямо с солнечного юга. Сам на солнышко похож. Можешь съесть меня, но только Раздели сперва на дольки. Как меня ты назовешь? |
Ставят руки на пояс, делают наклоны туловища вправо-влево. Разводят руки в стороны. Прыгают на месте, хлопают в ладоши. |
Созданы условия для развития и совершенствования двигательных умений и навыков. |
|
5. |
Читает детям стихотворение «В саду» и предлагает хлопать в ладоши, если они услышат названия фруктов: Фрукты растут на деревьях в саду Яркие фрукты у всех на виду. Вот среди веток – груши бочок. Груша зеленая, как кабачок. Яблоки красные, синие сливы. Спелые сливы вкусны и красивы. Персик румяный укрылся листком. Ты с этим фруктом, конечно, знаком? Солнечным соком лимон напоен Светится золотом желтый лимон. В кроне зеленой висят апельсины, Солнцу подставив рыжие спины. Что за художник у всех на виду Фрукты раскрасил в нашем саду? Предлагает вспомнить, какие еще фрукты знают дети, что готовят из фруктов. |
Слушают стихотворение и хлопают в ладоши. Отвечают на вопросы. |
Актуализирована заинтересованность детей. Закреплен навык ведения диалога. |
Читает сказку Г.Юдина «Как варить компот?». Задает вопросы по тексту: - Какие звери жили на одном дворе? - Что предложил кот? - Что принесли звери для компота? - Почему звери принесли эти предметы? - Почему компот оказался невкусным? - Из чего нужно варить компот? - Вы видели, как мама готовит компот? Что она делает вначале? Из каких фруктов варит мама компоты? |
Слушают. Рассуждают. |
||
Аппликация «Вкусный компот». Показывает муляжи фруктов (яблоко, грушу, сливы). Просит назвать фрукты. Предлагает выполнить аппликацию. Дает указания. |
Рассматривают и называют фрукты. Вырезают из бумаги яблоко, сливу, грушу и наклеивают на лист в форме банки. |
Созданы условия для развития творческих способностей. Сформирован навык работы с ножницами. Продукт детской деятельности. |
|
II половина дня Проводит сюжетно-ролевую игру «Фруктовый ларек». |
Играют. Используют для игры вылепленные фрукты. |
Сформировано умение координировать свои действия с действиями партнеров; умение договариваться. |
Итоговое мероприятие праздник «Осень». Выставка детского творчества.
Читайте также |
---|
Конспект занятия «Соблюдай правила безопасного поведения»
Конспект занятия «Соблюдай правила безопасного поведения» (Средняя группа) Цель: уточнить представления детей о безопасности. Ход занятия. Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в страну...
Балансировочные доски в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Балансировочные доски в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном...
Развивающее методическое пособие для физического развития детей «Спортивный кубик -…
Развивающее методическое пособие для физического развития детей «Спортивный кубик - занималка»