Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные»

по образовательным областям: коммуникация, здоровье, безопасность, по коммуникативной и игровой деятельности учителя логопеда

Пояснительная записка.

Применение новых педагогических технологий с использованием компьютера значительно повышают эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Использование информационно-коммуникативных технологий – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного, аудио и видеоматериала. При такой организации материала включаются три вида памяти: зрительная, слуховая и моторная, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. Благодаря этому у детей формируются правильные речевые навыки и самоконтроль за своей речью.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми-логопатами позволяет учителю-логопеду   не только проводить коррекцию речевого дефекта, но и знакомить с окружающим миром, прививать культуру безопасного поведения.

Конспект логопедического занятия рассчитан на обучающихся старшей группы, которые посещают логопункт.

Цель: формировать у детей навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям в пожарных ситуациях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять приобретенные произносительные навыки;
  • совершенствование навыков согласования количественных числительных 1,2,3,4,5 и существительных;
  • развитие темпо-ритмических характеристик речи;
  • совершенствование навыков составления предложений по картинкам;
  • активизация словаря по теме.

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствование зрительного и слухового внимания, памяти;
  • развитие речевого дыхания;
  • совершенствование координации речи с движением;
  • совершенствовать диалогическую форму речи.
  • Развитие мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги.

Коррекционно-воспитательные:

  • закрепить правила пожарной безопасности;
  • совершенствование умения работать в коллективе;
  • повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям.

Материалы и оборудование

Демонстрационные: проектор, экран, презентация «Пожарная безопасность» в режиме PowerPoint.

Раздаточные: ноутбук, игровое упражнение «Выбери нужное», карточки для графического диктанта «Спешим на пожар», медали «Юный пожарный».

Технология:

  • здоровьесберегающая технология;
  • информационно-коммуникативная технология;
  • диалог с детьми;
  • рефлексия.

Форма проведения: подгрупповая

Предварительная работа:

  • беседа об огне, о пожароопасных предметах, о пожаре;
  • разучивание логоритмического упражнения «Пожарная машина»;
  • чтение произведений С. Маршака «Пожар», «Кошкин дом» и др.;
  • отгадывание загадок, знакомство с пословицами на тему «Пожар»;
  • развитие навыков работы с компьютером: умение пользоваться мышкой, умение двигать объекты.

Этапы:

– Ребята, давайте начнем нашу встречу с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра.

На экране картинка пожара (Приложение 1) (Показ слайда №2 в режиме PowerPoint презентации «Пожарная безопасность»).

Логопед: Что происходит, ребята, как вы думаете?

Ответы детей.

Логопед: Нам надо оказать помощь в тушении пожара. Вы согласны?

Ответы детей.

Логопед: Ребята, как называется профессия людей, которые борются с пожарами? (Показ слайда №3 в режиме PowerPoint презентации «Пожарная безопасность»). Давайте ответим с помощью наших пальчиков.

Читает логопед

Выполняют дети

С огнем бороться мы должны,

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?... Пожарные

 

Поочередное соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с мизинца и заканчивая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Соединяют пальчики двух рук одновременно.

Логопед: Чтобы стать пожарным надо пройти специальную подготовку. Я предлагаю не терять время, и пока мы будем добираться до очага пожара, пройдем весь курс подготовки. Прежде, чем приступить к учениям, скажите: каким должен быть пожарный?

Ответы детей.

Логопед: Вот мы и должны сейчас показать, что мы знаем и умеем.   (Показ слайда №4 в режиме PowerPoint презентации «Пожарная безопасность»). Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку и нам без него не обойтись. Для чего нам нужен огонь?

Ответы детей.

Логопед: Каким может быть огонь? (Показ слайда №5 в режиме PowerPoint презентации «Пожарная безопасность»)

Ответы детей.

Логопед: Да, огонь и красив и страшен. Если забыть об осторожности обращения с огнем, одна маленькая искорка становится смертельно опасной, может возникнуть пожар. (Показ слайда №6 в режиме PowerPoint презентации «Пожарная безопасность»). Вот и первое задание «Посчитай искры». Дети считают от 1 до 5 со словом искра (искры по щелчку появляются на экране при показе слайда №6).

Логопед: Вот у нас горит свеча. (Показ слайда №7 в режиме PowerPoint презентации «Пожарная безопасность»). Надо задуть пламя. Следите, чтобы выдох был длительный, сильный и плавный. Щечки не надуваем! (Дети выполняют упражнение «Задуй свечу»).

Логопед: Следующее задание называется «Будь внимательным». Я называю слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны будете хлопнуть в ладоши и назвать это слово во множественном числе. Будьте внимательны!

Пирожное, пожар (пожары), морковь, рукав (рукава), шланг (шланги), краска, каска (каски), электроприбор (электроприборы), билет, сирена (сирены), спичка (спички), карандаш, маска (маски), огонь (огни), кукла, огнетушитель (огнетушители).

Логопед: Молодцы, с этим заданием вы справились! Следующее задание: «Причины пожара». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.

- Раз, два, три, четыре

У кого пожар в (квартире). (Показ слайда №8)

- Дыма столб поднялся вдруг,

Кто не выключил (утюг). (Показ слайда №9)

- Красный отблеск побежал,

Кто со спичками (играл). (Показ слайда №10)

- Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил белье над (газом). (Показ слайда №11)

- Побежал огонь во двор

Это кто там жег костер? (Показ слайда №12)

- Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жег (листву)? (Показ слайда №13)

- Кто бросал в траву при этом

Незнакомые (предметы).

- Дым увидел – не зевай

И пожарных (вызывай). (Показ слайда №14)

- Помни каждый гражданин,

Это номер (01).

Логопед: Я вижу, вы знаете, что может быть причиной пожара! А знаете ли вы правила поведения при пожаре? Сейчас мы рассмотрим картинки, а вы расскажите, как правильно вести себя в опасной ситуации. (Показ слайда №15 в режиме PowerPoint презентации «Пожарная безопасность»). Дети рассказывают, а логопед уточняет:

1 картинка. Вызвать пожарных по номеру 01.

2 картинка. Мелкое возгорание потушить подручными средствами.

3 картинка. Если это невозможно, покиньте помещение.

4 картинка. Если выйти невозможно найди источник свежего воздуха, выбраться на балкон.

5 картинка. В задымленном помещении дышать через мокрую ткань.

Логопед: Чтобы помочь людям, пожарные должны быстро прибыть к очагу пожара.   А на чем передвигаются пожарные по городу? (Ответы детей).

Логопед: Правильно! К месту пожара спешат специально оснащенные пожарные машины с отрядами бойцов. (Показ слайда №16 в режиме PowerPoint презентации «Пожарная безопасность»). Машины яркого красного цвета со складной пожарной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, включают громкий звук пожарной сирены и все другие машины уступают им дорогу. (Показ слайда №17 в режиме PowerPoint презентации «Пожарная безопасность»).

Динамическая пауза:

Логопед: А теперь мы отправимся на пожарной машине на срочный вызов.

На машине ярко-красной

Мчимся мы вперед,

Дети идут дробными, ритмичными шагами, делают ритмичную «вертушку»   руками, изображая руль.

Труд тяжелый и опасный

 

Нас, пожарных, ждет.

Ритмично потирают кулачок о кулачок и топают ногами

Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулачка.

Вой пронзительной сирены

 

 

Может оглушить.

Будем и водой и пеной

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь,

 

С пламенем бороться будем

Мы и день и ночь.

Дети складывают пальцы одной ладошки «трубочкой» и прижимают к губам, ладошку другой руки ритмично подводят к «трубочке» и отводят.

Ритмично закрывают уши ладонями.

 

Энергично потирают ладонь о ладонь вертикально.

 

Прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.

Ритмично потирают ладони.

Руки скрещивают перед собой, пальцы расставлены и ритмично изображают пламя.

Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака.

Логопед: Молодцы! Пожарная машина у нас готова к выезду. А что возьмет с собой пожарный? В этом нам поможет разобраться компьютер. (Дети выполняют игровое упражнение «Выбери нужное» (Приложение2))

Логопед: Внимание! Пожарная команда готова к выполнению задания! Пожарная машина должна проехать к дому, где начался пожар. В этом нам помогут карточки, в которых надо указать маршрут для пожарной машины. Будьте внимательны! (Дети выполняют графический диктант «Спешим на пожар») (Приложение3).

Логопед читает задание: Покажи путь, который должна пройти эта машина:

1. Две клеточки вверх.

2. Три клеточки влево.

3. Три клеточки вверх.

4. Две клеточки вправо.

5. Одна клеточка вверх.

6. Четыре клеточки влево.

7. Три клеточки вниз.

8. Две клеточки вправо.

9. Семь клеточек вверх.

Логопед: Молодцы! Вы указали правильный маршрут для пожарной команды. А теперь давайте «покажем» наше наставление для всех детей и взрослых.

Дети выполняют гимнастику для глаз «Если же стряслась беда»:

Читает логопед

Выполняют дети

Если же стряслась беда,

Закрывают оба глаза  

Не теряйся никогда-

Резко перемещают взгляд вправо-влево

Действуйте умело!

Смотрят вверх-вниз

Нужно «01» набрать

Глазами рисуют цифры «01»

И пожарных вызывать!

Моргают глазами

Логопед: Ну, вот наше ученье и закончилось. Что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Ответы детей). Вы показали свои знания и умения! И каждый из вас получает медаль «Юный пожарный» (Приложение4). А в следующий раз мы с вами отправимся на экскурсию в пожарную часть!


Список использованных источников:

  1. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. - М: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  2. Вохринцева С.В. Окружающий мир. Пожарная безопасность. Дидактический материал.- Екатеринбург: «Страна Фантазий», 20010.
  3. Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях. //Логопед. 2011. №3
  4. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы.//Логопед. 2008. №5

Приложения к работе можно скачать здесь.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации

Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации Одним из ведущих направлений работы в системе дошкольного и школьного образования России является знакомство...

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы»

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы» Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Закрепить знания детей о перелетных птицах...

Читайте также

Дидактическая игра «Собери ракету»

Дидактическая игра «Собери ракету» Аннотация: Дидактическая игра «Собери ракету» рекомендована для дошкольников 3-4 лет. Данная игра направлена на развитие сенсорных способностей детей дошкольного...

Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ

Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви...

Лэпбук «Фрукты»

Лэпбук «Фрукты» В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игровой форме. Для знакомства детей с фруктами можно использовать дидактические игры...