Открытое, обобщающее логопедическое занятие.

Тема: «Нет в мире краше Родины нашей»

«Я люблю свои края,

Здесь мой дом, село, страна…

И конечно же она - моя Республика»

Цель:

- уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике Республике Татарстан, о животном и растительном мире родного края.
- развивать познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе.

- воспитывать у детей уважительное отношение к символике, любовь к родному краю,  к её природе.

Оборудование и материалы:
Демонстрационный: изображения гербов России, республики Татарстан, республики Башкирии, Чувашии, флаг республики Татарстан, конверты с заданиями.
Раздаточный: картинки с изображениями животных, деревьев, ягод, рыб, бумага размером 1/2 альбомного листа, цветные карандаши.
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о родном крае, о родном селе, занятия по ознакомлению с государственной символикой Республики Татарстан, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире  родного края, заучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.
Подготовка: подбор стихов о Родине, иллюстраций  с изображениями достопримечательностей родного села, изготовление конвертов с заданиями и дидактической игры «Что лишнее?».

Приглашенные гости: родители.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»

Логопед: Ребята вы прослушали, вы прослушали отрывок из песни Ю.Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?

Дети: о родном месте, о нашей Родине.

Логопед: Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословице и поговорки, песни, придумывали сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети: это мой дом, моё село, моя семья, моя мама и я, моя страна, моя Республика.

Логопед: Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья мой дом, моё село, моя Республика). А сейчас я вам предлагаю сыграть в игру – соревнование. И вы наверное уже догадались, что она будет называться: «Нет в мире краше Родины нашей». Мы разделимся на две команды и придумаем им название.

Дети: Делятся на команды и придумывают названия: «», «»

Логопед: Наша игра будет состоять из пяти этапов.

II. Первый этап: «Блесни своим уменьем, и четким произношением».

Давайте вспомним поговорки и пословицы о Родине, которые мы с вами изучили.

Команды по очереди называют пословицы и поговорки, кто больше назовет:

  • Дома и стены помогают
  • Человек без родины, что соловей без песни
  • Береги землю родную, как мать любимую
  • Своя земля и в горсти мила
  • Где родился, там и пригодился
  • На родной стороне и камушек знаком
  • Каждому мила своя сторона
  • Где родной край, там и рай
  • Родина-мать, умей за нее постоять
  • За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое
  • Родимая сторона - мать, чужая - мачеха
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Одна у человека мать, одна у него и родина.
  • За морем теплее, а у нас светлее.
  • И пылинка родной земли – золото.
  • Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
  • Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.
  • На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
  • Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.

Логопед: Молодцы! Я вижу, что хорошо вы знаете пословицы и поговорки. Так наша страна называется… РОССИЯ.

Логопед: Продолжаем разговор о нашей Родине. Скажите пожалуйста, как называется наша Республика?

Дети: Татарстан.

Логопед: Правильно. Назовите столицу Татарстана.

Дети: Казань.

Физкультминутка.

Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку.

– Башня Сююмбике большая – тянется к солнцу (поднимают руки вверх).

Около стен Кремля растет трава – низкая (приседают).

В Казани жили богатыри (руки на пояс, повороты в стороны).

Мы вырастем большими (руки вверх).

Будем Родине служить (ходьба на месте).

Молодцы. Сели на свои места.

Логопед: Хорошо. А теперь второй этап

III. Второй этап: «Символ нашей Республики».

Найдите среди этих гербов герб Республики Татарстан.  (логопед на доске размещает гербы: России, республики Татарстан,  Башкирии и Чувашии. Показав  герб, дети вместе с логопедом рассказывают о том, что символизирует белый барс на фоне красного солнца)

1

Логопед: (обобщает ответы детей) Барс-покровитель всего народа республики; щит означает защищённость граждан республики. Белая астра-символ долголетия, острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя. Золото-символ богатства земли Татарстана.  Таким  образом, герб республики Татарстан символизирует - добро, благополучие граждан, дружбу между народами и мир.

Государственный герб Татарстана.

2

IV. Третий этап: «Наша малая Родина»

Логопед: Как называется наша малая Родина? (Ответы детей.) Сейчас послушайте Диляру, она нам расскажет стихотворение о малой Родине.

Малая Родина – островок земли.

Под окном смородина, вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья.

Ласковая, малая Родина моя!

Логопед: Наша малая Родина-село Базарные Матаки, село,  в котором мы живём. У каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится  наш родной дом. Чем вам нравится наше село?

(Каждая команда отвечает по очереди. Учитывается связанность речи, сложность предложений)

Дети: Он красивый,  чистый, в нём есть достопримечательности. Здесь есть парк, где мы отдыхаем с родителями, рядом с селом  лес, там растёт много ягод, грибов, водятся дикие животные.  

Логопед: Мы очень любим наше село. Посмотрите, как он красив.  (Рассматривание  иллюстраций с изображением достопримечательностей села.) Ребята, давайте погуляем по село.

Проводится разминка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.

Мы шагаем по селу        (идут по кругу)

Вдруг увидели козу,       (изображаем козу: указательными пальцами рук над головой)

Тротуары и машины,      (поворачивают голову вправо)

Ярмарки и магазины,        (поворачивают голову влево)

Улицы, мосты.                   (взмахивают сначала левой, затем правой рукой)

И деревья, и кусты!          (поднимают руки вверх, опускают)

V. Четвёртый этап: «Нарисуй флаг»

Логопед: Нарисуйте флаг  Республики Татарстан. ( После того как нарисовали, дети объясняют цветовое решение флага и зачем нужен флаг.)
Дети.  Красный-это цвет солнца, огня. У наших предков  этот цвет был  знаком могущества и жизни. Зелёный - символ вечно живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира. Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.

Государственный флаг Татарстана.

3

VI. Пятый этап: «Что лишнее?»

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Что лишнее?» (Каждой команде раздаются картинки с изображениями животных, ягод, деревьев, рыб).

Разложите, пожалуйста, на стол картинки с изображениями животных, внимательно рассмотрите их  и скажите, какое животное здесь лишнее и почему? (Дети раскладывают на столе картинки с изображениями животных: волклиса, лось, олень, верблюд, два вида медведей, затем называют лишнее животное)

Дети: Потому что это животное в наших краях не живёт, у него другая среда обитания, остальные все - животные нашего края.

В  такой же последовательности продолжается игра с деревьями (клён, ель, кедр, липа, карликовая берёза, берёза, сосна), с ягодами (малина, клубника, брусника, калина, смородина, клюква) и с рыбами  (лещ, сом, щука, дельфин, акула, карась, сазан).     

VII. Итог.

Логопед: Ребята, вы молодцы, со всеми заданиями справились и  оказались очень умными, внимательными и сообразительными. Я вас объявляю знатоками и вручаю вам эмблему  знатоков - умную и мудрую сову (логопед раздаёт всем детям эмблему с изображением совы).

 А сейчас повеселимся и поиграем. Я предлагаю вам  татарскую народную игру «Как детишки Тимербая».

Описание игры. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего (Тимербая), он становится в центре круга. Водящий  проговаривает текст:

Пять детей у Тимербая,

дружно весело играют:

В речке быстро искупались,

нашалились, наплескались,

хорошенько отмылись

и  красиво нарядились.

В лес под вечер  прибежали,

там ни есть, ни пить не стали,

друг на друга поглядели

И сделали вот так.

В это время игроки, стоящие в кругу делают прыжки два раза вперед, два раза назад, четыре – вправо, четыре – влево. Водящий неожиданно выполняет какое-нибудь  движение. Все  должны повторять движения, кто не сможет выполнить упражнение, становится вместо  водящего.

Звучит песня Давида Тухманова — Родина Моя. В этот момент дети расходятся по группам.  

Вместе – целая страна.

Вместе – дружная семья,

В слове «мы» – сто тысяч «я»

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах !

Над тобою солнце светит,

Родина моя,

Ты прекрасней всех на свете,

Родина моя!

Я люблю, страна, твои просторы,

Я люблю твои поля и горы,

Сонные озера и бурлящие моря.

Над полями выгнет спину

Радуга – дуга,

Нам откроет сто тропинок

Синяя тайга.

Вновь настанет время спелых ягод,

А потом опять на землю лягут

Белые, огромные, роскошные снега,

Как будто праздник!

Припев:

Будут на тебя звезды удивленно смотреть,

Будут над тобою добрые рассветы гореть в пол неба.

В синей вышине птицы будут радостно петь,

И будет песня звенеть над тобой в облаках

На крылатых твоих языках!


Литература:

  1. Интернет ресурсы: картинки герба, флага
  2. История родного края.
  3. Сайт творчества для детей и взрослых «Страна Мастеров»: Очень умная сова. МК,
  4. Татарские народные игры.
  5. В. Д. Сысоев «Пословицы и поговорки».
  6. «Стихи, пословицы и поговорки о Родине», О. Ушакова, 2008 г.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе «Тонет – не тонет» Возрастная категория: дети 2-3 лет.Интеграция образовательных...

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и...

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация детей при поступлении в…

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация детей при поступлении в детский сад» Л.С.Выготский, А.Фрейд, К.Хорни подчеркивают важность правильного воспитания детей с...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей…

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий» Задачи: Образовательные: Расширять представление о профессиях...

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени»

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах. Задачи: Образовательные: - способствовать развитию речи...