Коррекционно-развивающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи детей с задержкой психического развития 5 - 6 лет. Тема: Приставочные глаголы. «Транспорт»

Цели.

Коррекционно – образовательные:

- Закрепить знания детей по лексической теме « Транспорт»: уточнить основные части машины, правила дорожного движения.

- Учить образовывать глаголы с различными приставками, обозначающие движение транспорта .  

- Отрабатывать употребление существительных в родительном падеже единственного числа.

- Учить составлять короткий рассказ с опорой на наглядно – практические действия.

- Закрепить знание цветов светофора.

Коррекционно – развивающие:

- Совершенствовать вербальную и зрительную память.

- Формировать произвольное внимание.

- Развивать зрительное восприятие наложенных изображений, основных и оттеночных цветов и геометрических фигур.

- Развивать зрительно – моторную координацию, ориентировку в пространстве.  

- Развивать наглядно – действенное и наглядно – образное мышление.

- Расширять пассивный и активный словарь, развивать навыки словообразования и связной речи.

Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.

- Формировать необходимость в выполнении общепринятых правил.

- Воспитывать чувство товарищества и уважения к взрослым.

Оборудование: иллюстрация с наложенными изображениями, сказочные герои, «рассыпанная» картинка грузовика для фланелеграфа,   сказочные герои, «гараж» из конструктора, макет дороги, реки, «светофор», картинки – лабиринты, 4 лишний, картинки машинок с недостающими деталями, фломастер.

Ход занятия:   организационный момент.   Показ иллюстрации и чтение стихотворения А Барто «Грузовик». Уточняется, для чего нужен грузовик?   (Возит грузы).  

Дидактическое упражнение «Узнай и назови».

Дефектолог предлагает подойти к доске, где изображены наложенные изображения различного транспорта   (грузовик, велосипед, такси, автобус).   Детям предлагается назвать нарисованные виды транспорта, обвести по   контуру пальчиком. Уточняются виды транспорта: грузовой, пассажирский и обобщающее понятие « наземный транспорт».

В гости приехали друзья Незнайки – Винтик и Шпунтик. Они приехали в грузовике. (Вывешивается составная картинка).    Назовите   части машины (кабина, руль, мотор, дверцы, фары, окна, колеса, кузов).  

Дидактическая игра «Собери целое».

Предлагается детям собрать машину из отдельных частей на фланелеграфе. Уточняются цвета и геометрические фигуры.  

Далее предлагается детям «Сказка про маленький грузовичок».

На столе перед детьми выставляется «гараж, дорога, деревце, мост, речка, ямка».

Рассказ педагога сопровождается действиями.

- Жила – была на белом свете маленькая машинка (грузовичок). Она очень  

любила путешествовать. Однажды, рано утром, когда ее хозяин еще спал, она из гаража выехала и по дороге поехала. К дереву подъехала и дальше поехала. До речки доехала, по мосту речку переехала и дальше поехала. К ямке подъехала, ямку объехала и домой поехала. По дороге ехала – ехала и в гараж въехала. Проснулся хозяин и ничего не заметил. Помыл ее, подремонтировал и поехал на работу.  

Далее дефектолог объясняет, что назывались действия машинки похожими словами, но начала слов были разными (вы – ехала, по – ехала и т.д.). Предлагается послушать еще раз. Педагог медленно, с акцентом на приставках произносит еще раз эти глаголы.

Дидактическая игра «Я начну – ты доскажи».

- Машина из гаража ….выехала…. . Одновременно демонстрируются действия.

Затем предлагается пересказ ребенку. Если у детей еще сохраняется интерес, то можно предложить пересказ еще 2 -3 детям.

Физминутка.

Дефектолог предлагает детям вместе поехать на машине (имитация движений). Сначала уточняются правила движения. Показываются цвета светофора, называется назначение каждого из них.  

             «Ехали мы, ехали, до горки доехали,

             Въехали, съехали и дальше поехали.

             Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

             Яму объехали и дальше поехали.

На пути стоит светофор.

Три цвета есть у светофора, они понятны для шофера:

Красный свет – дороги нет, желтый свет – внимание,

А зеленый свет – иди, путь открыт нам впереди!

                 Ехали мы, ехали, до дома доехали,

                 Во двор заехали, вот мы и приехали».

Дидактическая игра «Поставь машинку в свой гараж».

Винтик и Шпунтик в своих мастерских много машин отремонтировали, но забыли, какую машину куда надо поставить.     Помогите им пожалуйста!    

(Каждому ребенку раздаются картинки по типу «Лабиринта»).

Гараж и машинка одинакового цвета.   Надо провести машинку строго по своей дорожке.   (Сначала проводят пальчиком по дорожкам , а затем берут карандаши нужного цвета и рисуют.), но сначала необходимо «размять» пальчики и выполняется пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

                               Раз, два, три, четыре, пять –

                               Вышли пальчики гулять.

                               Раз, два, три, четыре, пять –

                               В домик спрятались опять!

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Образование родительного падежа единственного числа.

Детям раздаются изображения грузовика, у которого не хватает какой – либо части. Инструкция: надо дорисовать, чего не хватает у машины. Когда дети дорисуют, то уточнить – у тебя машина без чего? (без колеса….).

Дидактическая игра «4 лишний». Уточняются понятия о видах транспорта (наземный, воздушный, водный).

Итог.   Кто приходил к нам в гости? (Винтик и Шпунтик). Дети, вспомните, о чем мы сегодня говорили? (О транспорте). О чем рассказывали сказку? (О грузовичке). Какие слова вы произносили, когда машина из гаража выехала? (поехала, проехала, объехала..). Винтику и Шпунтику очень понравились ваши рассказы и рисунки и они дарят вам вот такие машинки (наклейки).

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...

Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба»

Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба» Цель: развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Задачи: • учить детей создавать цветок...

Читайте также

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого…

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого теста» Цель: создать условия для развития сенсомоторной функции детей дошкольного возраста через использование технологии...

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, физических качеств...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...