Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Волшебница Зима»

Образовательные области: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Художественное творчество»; «Музыка»; «Чтение художественной литературы».

Задачи:

Образовательные

  • расширять детский словарь: «проказница, чародейка, запорошила, серебристый, вьюжная»;
  • упражнять в умении согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
  • совершенствовать умение детей использовать в речи сложные предложения разных видов;

Развивающие:

  • формировать у детей правильное представление о зиме: зима – волшебница, зима – художница, зима – труженица;
  • развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;
  • продолжать работу над культурой речевого обращения;
  • развивать художественное восприятие пейзажных картин, содержания и средств выразительности живописи, цветосочетания зимней природы вызывающие соответствующие им настроения;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство восхищения красотой зимнего пейзажа, обратить внимание на своеобразие облика зимы;
  • воспитывать у детей отношение к слову, как к эффективному средству общения;
  • углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы;

Предварительная работа

  • Заучивание стихов о зиме А.С. Пушкина, С. Есенина, И.А.Бунина, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др.
  • Рассматривание и беседа по картинам И.Э. Грабаря, К.Ф. Юона, К.К. Александрова, В.И. Сурикова.
  • Чтение художественных произведений о зиме.
  • Коллективные и индивидуальные наблюдения зимних явлений.

Прослушивание классических произведений:

  • П.И. Чайковского «Декабрь-Вальс»,
  • Г.В. Свиридова «Вальс-Метель»,
  • К.А. Дебюсси «Прекрасный вечер».

Рисование зимних пейзажей.

Материалы и оборудование

Демонстрационный материал:

И.Э. Грабарь «Зимний пейзаж»

Иллюстрации образа зимы

Раздаточный материал:

  • Гуашь белая
  • Кисточки
  • Подставки
  • Стаканы с водой
  • Салфетки
  • Бумага синего цвета

Музыкальное оформление занятия:

В. А.Моцарт «Alonette»

К. А. Дебюсси «Прелюдия»

Ванесса - Мэй «Widescreen», «A Little Scottish Fantasy», «Storm»

F. Папетти «Spely Shores»

Ход занятия

Воспитатель: Вот и прошло лето, пролетела осень, и мы ощущаем первое свежее дыхание зимы. Интересно, а какая она, зима?

Дети:

Воспитатель: Все верно: и белая и вьюжная, и снежная и хрустальная, тёплая и суровая – разная. А сколько братцев месяцев мы знаем? Назовите их …

Дети:

Воспитатель: Давайте вспомним зимние загадки.

1 ребенок. Скатерть белая весь мир одела. (Снег)

2 ребенок. Старик у ворот, тепло уволок

Сам не бежит, но стоять не велит. (Мороз)

3 ребенок. Покружилась звездочка в воздухе немножко.

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

Воспитатель: Хорошо, теперь моя очередь загадать вам зимнюю загадку:

Дел у меня не мало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки превращаю,

Белю поля, дома. А зовут меня,…. (Зима)

Воспитатель: Что это за звуки?

Ванесса – Мэй «Widescreen»

Это начало старой – старой сказки о том, как появилась Зима. Вот послушайте эту интересную историю.

Было у солнца три дочери. Старшая – осень, средняя – лето, младшая –весна. Хорошо они жили, дружно. Но пришло время отпустить их на землю.

Солнечные дети должны были стать временами года. Первой упорхнула Весна. Она была так юна, что солнце подарило ей вечную молодость. Через три месяца покинуло дом Лето.

Она была так красива, что солнце подарило ей вечную красоту. Пришло время прощаться с Осенью и солнце отдало ей всё богатство, золото и приказало быть щедрой.

А на другом конце света собиралась в дорогу единственная дочь Мороза. И она тоже должна была стать временем года. Но у Мороза приданное было только лишь пригоршня серебра. С этим и ушла Зима. А как только ступила она на землю, начался холод, улетели птицы, реки замёрзли, звери зарылись в норы, а люди одели тёплые одежды и спрятались в домах. Никто не хотел пускать к себе бедную, холодную Зиму.                                                              

Тогда Зима маленькими резцами выпилила снежинки и бросила их в небо, и они стали падать на землю красивым ковром. Она взяла белую краску и расписала ели, ветви деревьев, окна разрисовала необычными узорами. Вся земля стала, будто хрусталя.

С детишками покаталась на лыжах, на санках, на коньках. Слух о волшебнице Зиме облетел всю землю. Люди дивились искусству Зимы. Но все же долгими зимними вечерами говорили: «Когда же придет Весна?» И было очень обидно Зиме от этих слов. (И. Казакова).

Вот какая история ходит по свету.

Воспитатель: Так как же Зима старалась понравиться людям? Что она для этого делала?

Дети:

Воспитатель: Верно. Маленькими резцами выпиливала снежинки, подбрасывала их в небо. А кто из вас знает, что такое резец?

Дети:

Воспитатель: Да, это инструмент скульпторов и художников. Это то, чем они работают.

С помощью резца дочь Мороза сделала красоту и преобразила землю.

Что же значит – преобразила?

Дети:

Воспитатель: Правильно, она украсила землю. Не случайно художники дружат с Зимой – художницей и учатся у неё мастерству.

(Рассматривание картин К.К. Александрова, К.Ф. Юона, В.И. Сурикова, И.Э. Грабаря).

Воспитатель:   Посмотрите. На всех картинах художники изобразили зиму. Как по- разному они сделали это. Какая из картин вам нравится и почему?

Дети:

Воспитатель: Действительно, все картины хороши, но одна нравится больше других. Это картина И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж». Как свежо, чисто. Чувствуется хрустящая свежесть выпавшего снега. Посмотрите, какая чудная погода! Какая она? (Ответы детей ). Как вы думаете, какое время суток? (Ответы детей). Какие краски использовал художник? (Цвета и оттенки). Давайте все вместе подумаем, откуда блеск на картине? Какое веет настроение от нее?

Разговор с детьми по картинам (Слышатся далекие, нежные звуки)

Воспитатель: Давайте прислушаемся. Да, ведь это Зима говорит с нами. Она говорит не только красками, но и звуками.

К.А. Дебюсси «Прелюдия»

Воспитатель: Какую музыку мы услышали? Да эта мелодия спокойная, нежная. Звуки – те самые снежинки, которые плавно падают и поблёскивают под лучами зимнего солнца.

Сейчас послушаем ещё одну мелодию:

Ванесса – Мэй «Storm»

Воспитатель: Молодцы! Как сразу заметили, что музыка совсем другая. Анечка, ясно вспомнила, как протяжно воет ветер, свистят метели, застилает путнику дорогу снежная пурга, сварливо ворчит вьюга.

(Раздается необычный звон).

Воспитатель: А! Это звенит моя волшебная палочка. Она очень любит необычайные превращения. Будьте внимательны! Как только я взмахну ею – зазвучит чудесная музыка: девочки превратятся в лёгкие снежинки, а мальчики – став лёгкими ветерками, закружат их в хороводе. По окончании музыки вы опять станете обычными мальчиками и девочками. Раз, два, три – в хороводе закружи! …

(Пластическая импровизация)

Воспитатель: Молодцы! Как красиво вы танцевали! А сейчас закройте глаза и представьте себя писателями. Попробуйте нарисовать словами портрет (словесный портрет) зимы – человека. Какая у него внешность, мужчина это или женщина, как одет этот человек, каков его возраст, какой характер у него может быть?

(Звучит тихая музыка). (Рассказы детей по представлению).

Юля А. Зима – это девушка. Она всегда разная: то ласковая, то обиженная. То любит всех, то на кого – то обижается. Одета она в длинную голубую шубку с капюшоном, с широкими рукавами. Из одного рукава сыпется снежные хлопья, из другого – резные снежинки.

Слава Б. Зима – это молодая красивая женщина. Она очень строгая, всё делает как надо. На голове кокошник с маленькими серебряными сосульками. А шубка – короткая. На ногах сапожки с каблучками. Зима любит вечерами ходить за людьми. Если идёшь, а снег хрустит – это она идёт за тобой и каблучками ломает лучики снежинок.

Саша К. Я думаю, что Зима – это злой, быстрый мальчик, обидчивый. Глаза маленькие, нос большой, длинный. Он никого не любит. У него нет друзей. Ему нравится бросаться колючими снежинками, дуть в лицо противным , холодным ветром. У него вязаная шапочка с помпоном, дублёнка, голубые джинсы и короткие сапоги.

Кристина У. Зима обычная девочка. Она всякая: то озорная, то о чём – то думает. Она не очень красивая, не любит смотреться на себя в воду. Поэтому там всегда зимой лед. Ещё ей нравится с младшим братиком Морозком заглядывать в окна, разрисовывать их ледяным кружевом. Она часто бегает с другими девочками. У неё пушистая шапочка, лыжный комбинезон и ботинки.

Маша К. Нет. Зима – это высокая женщина. На голове – корона высокая, ледяная. На шее – ожерелье из цветных льдинок. Всегда ходит в серебряном плаще, с ледяными гвоздиками. Носит сумочку с кармашками: там лежат туманы, ветры, снежинки. Её никто не любит. Её все боятся. Она – очень холодная.

Юля Р. Зима – это красивая девушка Её легко можно узнать. У неё внимательные голубые глаза. Она ходит в белой шубке и вязанной белой шапочке. Если что – то не так она достаёт серебряную пудреницу и все сразу замолкает. Зиме очень нравится слушать звон сосулек, смотреть на блеск снежинок под фонарями вечером.

Воспитатель: А я, представляю себе Зиму такой. Высокая, красивая, озорная и весёлая. Шалунья, труженица и работница, пушистая, снежная, и непредсказуемая - почему? Тёплая, холодная, мягкая, злая, сердитая. Вот такой я ее нарисовала. Я думаю, что она именно такая.

(Демонстрация иллюстраций образа Зимы, авторской, а также  домашние семейные работы)

Воспитатель: Так какая же она, Зима?

Дети:

Воспитатель:   Верно. Но мы не сказали, что она ещё и волшебница, и чародейка. Может ли кто – ни будь из вас объяснить, что это значит?

Дети:

Воспитатель: Правильно, она меняет, украшает землю, делает ее еще красивее. Именно поэтому все радуются приходу зимы. Вот, например, как поэт Вяземский был рад приходу Зимы:

«Здравствуй, русская молодка!

Раскрасавица душа!

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, зимушка – зима!»

Правда, очень красиво, легко и радостно от этих строк! Веет хрустящей свежестью, чистотой, и русским характером!!!

Давайте Зимушке – Зиме, Зиме – художнице поможем украсить окна нашего детского сада чудными узорами! Разрисуем их белыми кружевами!

(Осмысление образа «Зимы» в продуктивной деятельности)


 Используемая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М, 1987
  2. Духовное воспитание. – М, 1999
  3. С.А. Веретенникова. Ознакомление дошкольников с природой. Изд. 2-е, перераб. и доп., М., «Просвещение», 1973
  4. Э.А. Короткова. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. 1982г., М., «Просвещение».
  5. А.В. Новотворцева. Развитие речи детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями…

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями профессионального стандарта в условиях реализации ФГОС ДО» В современной системе образования...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях» Цель занятия:...

Сценарий праздника «День Защиты детей»

Сценарий праздника «День Защиты детей» 1 Вед.: Здравствуй, лето, Здравствуй, лето! Теплым солнышком согрето, Снова лето к нам пришло- Это очень хорошо! И этот первый...

Читайте также

Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников

Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников Особое значение игры, и прежде всего игры сюжетно-ролевой, творческой, состоит в том, что...

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это...

Тема: «Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении»

Тема: «Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» (Из опыта работы.) Слайд 1 титульный. Слайд 2 (Цель) Работа в дошкольном образовательном учреждении сегодня наполняется иным содержанием –...