Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие лягушки»

(Перелётные водоплавающие птицы)

(Старший дошкольный возраст)

Цель:

  • Обобщить и уточнить знания детей о перелётных водоплавающих птицах.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание.
  • Прививать любовь к птицам, желание заботится о них.

Материалы и оборудование к занятию: игрушечная лягушка, болото, перья

(пуховое, рулевое), карточки с изображением перелётных птиц, коллаж (утка, гусь, лебедь, пеликан, цапля, перо, буква "П", цифра5).

 

Ход занятия.

Организационный момент.

Прилетают они весной,

Отлетают с осенней стужей,

Вылетают из гнёзд порой

И подолгу, прощаясь кружат.

- О ком это четверостишие? (о птицах)

Основная часть.

- Почему птицы прощаются с нами?

- Куда они улетают? Почему? (ответы детей)

Способность птиц летать позволяет им каждую осень покидать насиженные места и отправляться в тёплые края, где достаточно для них корма.

Сегодня мы с вами проследим за водоплавающими птицами и вместе с ними отправимся в путешествие, совсем как лягушка- путешественница из знакомой вам сказки.

А вот и болотце. Посмотрите, а вот и лягушка сидит.

Лягушка:

Живу одна я у воды,

Букашек ем и мошек.

Но от меня вам нет беды,

Как нет беды от кошек.

Ребята, живу я на болоте. так мне уже здесь надоело! Хочется куда-нибудь отправиться путешествовать. А здесь....... такая скукотища! Одна забота - от врагов прятаться. А главные наши враги - цапли. Они тоже живут на болоте и на нас охотятся. Одно утешает, что скоро они на юг улетят.

Физкультминутка.

- Ребята, давайте изобразим цапель, представим. как они ловят лягушек.

Цапля длинная, носатая.

Целый день стоит как статуя.

Фонетическая зарядка "Далеко - высоко"

Куда птицы летите? - Далеко-о-о-о!

Как птицы летите?- Высоко-о-о-о!

(перед словами "высоко" и "далеко" сделать глубокий вдох носом, слова произнести на максимально длительном выдохе)

- А каких ещё птиц вы знаете, которые водятся у водоёмов?

(журавли, аисты, лебеди, утки......)

- Эти птицы называются водоплавающими. Почему? (ответы детей)

Работа с коллажём.

- Давайте рассмотрим коллаж и узнаем этих птиц.

(дети рассматривают коллаж и находят знакомых им птиц)

- как вы думаете, кто тут лишний?

(цапля -т.к. она живёт у воды, но это не водоплавающая птица, пеликан - т.к. он не перелётная птица)

- Ребята, а как вы думаете, почему здесь написана буква "П"?

(т.к. тело птиц покрыто перьями)

- Рассмотрите перья, которые лежат у вас на столах. (у каждого ребёнка по 2 пера: 1 внутреннее - пуховое и 1 верхнее. Дети рассматривают и сравнивают оба пера)

- Зачем нужны пуховые перья? (чтобы сохранять тепло тела)

- Они находятся под другими, более крепкими перьями. Найдите у себя на столе такое перо. (находят нужное перо)

- Эти перья покрывают пуховое перо гладким непроницаемым слоем. Птица вырабатывает специальный жир железами у хвоста и с помощью клюва распределяет его по перьям, так, что вода стекает с них. Это помогает водоплавающим птицам держаться на воде.

Далее карточка переворачивается изображением вниз - дети вспоминают, что на ней изображено.

- А вот и уточки появились, давайте их изобразим.

Упражнение на согласование речи с движением.

Мы уточки, мы уточки,

Мы топаем по улочке,

Шагаем вперевалочку

И крякаем считалочку:

Кря-кря-кря, кря-кря-кря!

Что нам реки и моря,

Раз, два, три, четыре, пять -

Нас водой не испугать.

Руки прижаты к туловищу, ладони в стороны.

Шагают "вперевалочку" на месте.

Ладошки сложены "клювиком"

Открывают и закрывают " клювик"

Волнообразные движения руками

Загибают   поочерёдно пальцы  

Разводят руки в стороны.

- Вы помните, ребята, как лягушка уговаривала уток взять её с собой на юг?

Дорога предстоит дальняя, птицы должны себя к ней подготовить, набраться сил. Птицы времени не теряют и каждый день тренируются, готовят молодое потомство к длительному полёту.

Летят они над землёй. Пролетают сёла, города, леса, моря. А иногда, когда они устанут, они приземляются чтобы отдохнуть и подкрепиться. Но здесь им нужно быть осторожными, их могут поймать птицеловы.

- Можно ли ловить птиц?

- Можно их пугать, мешать им клевать зернышки?

- Где им лучше: на воле или в клетке? Почему?

- Подкрепились наши птицы и полетели дальше на юг. Они благополучно добрались да места и теперь им не страшны зимние морозы.

- А что с лягушкой? Вы, наверное помните. Она упала в болото, там рассказала местным лягушкам о своих приключениях и загадала им такую загадку. Догадайтесь и вы о ком она.

Итог занятия.

Весною и летом нужна им вода

а осенью поздней замёрзнет она,

И птицы скорее на юг улетают.

На юге тепло - они все это знают.

(Водоплавающие птицы.)

- Почему же они от нас улетают?

(им нечего есть т.к зимой водоемы замерзают)

- Ребята. давайте напомним лягушке на каких ещё птицах, которые водятся у воды, могла бы она совершить путешествие.

(ответы детей: гуси, лебеди...........)

- А на цаплях могла бы?

(Нет - они бы её по дороге съели.)

Лягушка называет имена детей, которые хорошо работали на занятии. Другим деткам предлагает брать с этих деток пример.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую…

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Петушок» в группе раннего…

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Петушок» в группе раннего возраста Задачи: Обучающие: Формировать у детей представление о домашних птицах – петушке, его...

Перспективный план по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в…

Перспективный план по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет» Цель: Формирование у детей младшего дошкольного...

Читайте также

Театрализованная деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность в младшей группе Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край...

Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу»

Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу» Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Квест-игра по ПДД «Загадки дяди Стёпы»

Квест-игра по ПДД «Загадки дяди Стёпы» Задачи: - закрепить полученные знания детей о правилах дорожного движения; - развивать умение ориентироваться в пространстве, мышление и...