Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие лягушки»
(Перелётные водоплавающие птицы)
(Старший дошкольный возраст)
Цель:
- Обобщить и уточнить знания детей о перелётных водоплавающих птицах.
- Развивать логическое мышление, память, внимание.
- Прививать любовь к птицам, желание заботится о них.
Материалы и оборудование к занятию: игрушечная лягушка, болото, перья
(пуховое, рулевое), карточки с изображением перелётных птиц, коллаж (утка, гусь, лебедь, пеликан, цапля, перо, буква "П", цифра5).
Ход занятия.
Организационный момент.
Прилетают они весной,
Отлетают с осенней стужей,
Вылетают из гнёзд порой
И подолгу, прощаясь кружат.
- О ком это четверостишие? (о птицах)
Основная часть.
- Почему птицы прощаются с нами?
- Куда они улетают? Почему? (ответы детей)
Способность птиц летать позволяет им каждую осень покидать насиженные места и отправляться в тёплые края, где достаточно для них корма.
Сегодня мы с вами проследим за водоплавающими птицами и вместе с ними отправимся в путешествие, совсем как лягушка- путешественница из знакомой вам сказки.
А вот и болотце. Посмотрите, а вот и лягушка сидит.
Лягушка:
Живу одна я у воды,
Букашек ем и мошек.
Но от меня вам нет беды,
Как нет беды от кошек.
Ребята, живу я на болоте. так мне уже здесь надоело! Хочется куда-нибудь отправиться путешествовать. А здесь....... такая скукотища! Одна забота - от врагов прятаться. А главные наши враги - цапли. Они тоже живут на болоте и на нас охотятся. Одно утешает, что скоро они на юг улетят.
Физкультминутка.
- Ребята, давайте изобразим цапель, представим. как они ловят лягушек.
Цапля длинная, носатая.
Целый день стоит как статуя.
Фонетическая зарядка "Далеко - высоко"
Куда птицы летите? - Далеко-о-о-о!
Как птицы летите?- Высоко-о-о-о!
(перед словами "высоко" и "далеко" сделать глубокий вдох носом, слова произнести на максимально длительном выдохе)
- А каких ещё птиц вы знаете, которые водятся у водоёмов?
(журавли, аисты, лебеди, утки......)
- Эти птицы называются водоплавающими. Почему? (ответы детей)
Работа с коллажём.
- Давайте рассмотрим коллаж и узнаем этих птиц.
(дети рассматривают коллаж и находят знакомых им птиц)
- как вы думаете, кто тут лишний?
(цапля -т.к. она живёт у воды, но это не водоплавающая птица, пеликан - т.к. он не перелётная птица)
- Ребята, а как вы думаете, почему здесь написана буква "П"?
(т.к. тело птиц покрыто перьями)
- Рассмотрите перья, которые лежат у вас на столах. (у каждого ребёнка по 2 пера: 1 внутреннее - пуховое и 1 верхнее. Дети рассматривают и сравнивают оба пера)
- Зачем нужны пуховые перья? (чтобы сохранять тепло тела)
- Они находятся под другими, более крепкими перьями. Найдите у себя на столе такое перо. (находят нужное перо)
- Эти перья покрывают пуховое перо гладким непроницаемым слоем. Птица вырабатывает специальный жир железами у хвоста и с помощью клюва распределяет его по перьям, так, что вода стекает с них. Это помогает водоплавающим птицам держаться на воде.
Далее карточка переворачивается изображением вниз - дети вспоминают, что на ней изображено.
- А вот и уточки появились, давайте их изобразим.
Упражнение на согласование речи с движением.
Мы уточки, мы уточки, Мы топаем по улочке, Шагаем вперевалочку И крякаем считалочку: Кря-кря-кря, кря-кря-кря! Что нам реки и моря, Раз, два, три, четыре, пять - Нас водой не испугать. |
Руки прижаты к туловищу, ладони в стороны. Шагают "вперевалочку" на месте. Ладошки сложены "клювиком" Открывают и закрывают " клювик" Волнообразные движения руками Загибают поочерёдно пальцы Разводят руки в стороны. |
- Вы помните, ребята, как лягушка уговаривала уток взять её с собой на юг?
Дорога предстоит дальняя, птицы должны себя к ней подготовить, набраться сил. Птицы времени не теряют и каждый день тренируются, готовят молодое потомство к длительному полёту.
Летят они над землёй. Пролетают сёла, города, леса, моря. А иногда, когда они устанут, они приземляются чтобы отдохнуть и подкрепиться. Но здесь им нужно быть осторожными, их могут поймать птицеловы.
- Можно ли ловить птиц?
- Можно их пугать, мешать им клевать зернышки?
- Где им лучше: на воле или в клетке? Почему?
- Подкрепились наши птицы и полетели дальше на юг. Они благополучно добрались да места и теперь им не страшны зимние морозы.
- А что с лягушкой? Вы, наверное помните. Она упала в болото, там рассказала местным лягушкам о своих приключениях и загадала им такую загадку. Догадайтесь и вы о ком она.
Итог занятия.
Весною и летом нужна им вода
а осенью поздней замёрзнет она,
И птицы скорее на юг улетают.
На юге тепло - они все это знают.
(Водоплавающие птицы.)
- Почему же они от нас улетают?
(им нечего есть т.к зимой водоемы замерзают)
- Ребята. давайте напомним лягушке на каких ещё птицах, которые водятся у воды, могла бы она совершить путешествие.
(ответы детей: гуси, лебеди...........)
- А на цаплях могла бы?
(Нет - они бы её по дороге съели.)
Лягушка называет имена детей, которые хорошо работали на занятии. Другим деткам предлагает брать с этих деток пример.
Читайте также |
---|
Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую…
Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Петушок» в группе раннего…
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Петушок» в группе раннего возраста Задачи: Обучающие: Формировать у детей представление о домашних птицах – петушке, его...
Перспективный план по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в…
Перспективный план по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет» Цель: Формирование у детей младшего дошкольного...