Занятия для детей подготовительной группы с ОНР по лексике - грамматике «Осень»

(Занятие №1)

Цель:

- активизировать словарь по теме;

- практическое употребление в речи относительных прилагательных;

- учить составлять простое предложение по опорному слову;

- развитие м\м пальцев рук, внимания, памяти.

Оборудование: старичок-лесовичок из природного материала, альбом с картинками деревьев, картинки с изображением осенних листьев деревьев,

 

ХОД:

1. Оргмомент. В гости к детям пришел старичок-лесовичок, сделанный из природного материала. Он здоровается с детьми и загадывает им загадки:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(дерево)

Он отдает детям альбом со словами, что в нем есть картинки всех деревьев из его леса.

Логопед с детьми при рассматривании альбома узнает, какие деревья хорошо знакомы детям. Потом они рассматривают из чего сделан лесовичок (шишка от сосны, желуди от дуба, кора от березы, мягкие иголки от лиственницы, самолетики от клена).

2. Игра «Что общего?» (три картинки лиственных деревьев, две картинки хвойных).

У лиственных деревьев – корень, ствол, ветки, листья.

У хвойных деревьев – корень, ствол, ветки, хвоя.

Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?

3. Хороводная игра «Дует ветер нам в лицо».

Речевая гимнастика:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили вот так.

4. Логопед показывает на осеннее изображение деревьев, уточняет название деревьев (на картинках береза, рябина, тополь, дуб).

Какие это деревья? Какие на них листочки? (на деревьях листья желтые, красные, пестрые, разноцветные). Когда желтеют листочки на деревьях? (осенью) Правильно. Листья осенью меняют свою окраску. Как можно по-другому назвать эти листочки? (осенние листочки) Подводит итоговую мысль, что раз осенние листья, то и осенние деревья.

Затем логопед предлагает перевернуть картинки на столах. Уточняет вместе с детьми названия деревьев и то, что все они осенние.

Чем они похожи? (у всех есть стволы, ветки, листья)

- Значит, какие они? (лиственные)

- А в чем различия у этих деревьев? (разные стволы, неодинаковые листья, разная кора)

Спросить нескольких детей о цвете коры дерева, изображенного на их картинке, об особенности ствола – тонкий, толстый.

Логопед дает итог: у березы ствол толще, чем у рябины, но тоньше, чем у тополя.

Далее также рассматриваются и сравниваются по форме листочки, и с какого они дерева.

Ответы детей: у меня лист с рябины, он рябиновый

                         у меня лист с березы, он березовый

Уточнить вместе с детьми, что:

- рябиновый листочек продолговатый с узорчатыми краями

- у тополя листок овальной формы с вырезанными краями

- березовый листок овальной формы с острыми зазубринами.

Уточнить, какого цвета в осенний период листья у разных деревьев.

В какое время года у всех деревьев листья одинаковые по цвету? (летом – зеленые)

- У карагача и сирени осенью листья не меняют окраску, они зеленые. Какими словами еще можно назвать осенние листья? (шуршащие, блестящие, золотые, сухие, засохшие, пестрые)

кто знает, как называется явление в природе, когда падают листья? (листопад)

Логопед читает четверостишье вместе с детьми:

Падают, падают листья,                Листопад, листопад,

В нашем саду листопад,                   Листья желтые летят.

Желтые, красные листья               Под ногами шелестят,

По ветру вьются, летят.               И шуршат, шуршат, шуршат.

5. Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям представить, что они в лесу, и под тихую спокойную музыку дети по словесному указанию выполняют показ.

- в лесу деревья, толстые – покажите какие

- деревья, высокие – покажите какие

- деревья низкие - …

- листья на них зашелестели, как? (ш-ш-ш)

- ветки закачались -…

После физминутки логопед дает задание одной подгруппе придумать предложение со словами «листья», другой – со словом «деревья». Далее логопед предлагает послушать стихотворение Ирины Пивоваровой «Листопад».

Падают с ветки

Желтые монетки.

Под ногами целый клад.

Это осень золотая

Дарит, листьев не считая,

Дарит вам и нам

И всем подряд!

- С чем сравниваются падающие листья?

Логопед: На солнце осенние листочки блестят, переливаются как золотые монеты. Бродит, ходит осень. Срывает с деревьев листья, щедро бросает их на землю, ткет неповторимый сказочный узор.

Воспитатель раздает детям трафареты листьев, предлагает обвести, раскрасить и повесить на то дерево, с которого этот листок упал. Сравнить, с какого дерева больше листьев упало.

- О каком лесе вели беседу? Что было интересного в лесу?

6. Итог.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Читайте также

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе Программное содержание: 1. Создать у детей праздничное радостное настроение. 2. Закрепить знания...

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект занятия образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с…

Конспект занятия образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича в средней группе Цель: Развивать интеллектуальные...