Конспект комплексного занятия «Гости с гор»

в старшей группе

Программные задачи: познакомить детей культурой народов Северного Кавказа, закрепить знания о культуре народов Кубани: костюм, пословицы; побуждать, сравнивать и находить сходство двух культур, воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа.

Материалы и оборудование: казачий костюм (мальчик, девочка), горский костюм (мальчик, девочка), карта Северного Кавказа, декорации: казачья хата, глхатун, национальные узоры – пазлы, диск с этнической музыкой, запись композиции «Одинокий пастух»

Ход занятия:

Воспитатель: У каждого человека есть Родина. Это страна, где он живет. Как называется наша страна? (РОССИЯ)

Но есть еще у человека и малая родина. Это край, район, город или село, где он родился и вырос.

Кто назовет мне адрес своей малой родины? (КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД КРОПОТКИН)

Как иначе называют Краснодарский край? (КУБАНЬ)

Ребята, наш край многонационален. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Дружной семьей живут русские, адыги, украинцы, греки. Национальность есть у каждого из нас с момента рождения. Мы разные, но во многом мы похожи: все радуемся новым знакомствам, рассказываем интересные сказки, готовим различные национальные блюда, воспеваем свой родной край, где родились и живем.

Девочка:

Край наш кубанский, как сказочный дом

Всем нам уютно и радостно в нем.

Мальчик:

Все в нашем доме мы делаем вместе:

Сказки читаем, поем одни песни,

Любим лепить, рисовать и играть

Музыку слушать и танцевать!

Воспитатель: Ребята, мы многое узнали об обычаях, традициях, быте народа Кубани. А сегодня мы познакомимся с культурой наших ближайших соседей – народов Северного Кавказа. Давайте посмотрим на карту. На Юге края, выходя за его границы, протянулась мощная горная гряда. Это – Кавказские горы. Здесь живут горские народы: осетины, ингушы, дагестанцы, черкесы, кабардинцы, карачаевцы, и всего более 50-ти национальностей.

Сегодня мы отправимся в гости к горским народам. Путешествовать по горам непросто. Путешественников подстерегают различные опасности. Для того чтобы не заблудится в горах, путешественники берут с собой проводника – человека, который хорошо знает эти края. Сегодня вашим проводником буду я.

Дети берутся за руки и двигаются змейкой за проводником – воспитателем:

Эти горы далеко,

К ним добраться нелегко:

Через горы и овраги

(Ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги

(Прыжки на двух ногах)

Под еловыми кустами

(В полуприсяде)

Да сосновыми мостами

(Приставным шагом)

Вот и горы впереди –

Выходи и погляди!

Воспитатель: Мы находимся в горах Северного Кавказа. Давайте присядем, отдохнём. А вот и местные жители! (выходят мальчик и девочка в национальных костюмах)

Мальчик: Ассалам алейкум!

Девочка: Мир вам!

Воспитатель: Здравствуйте, Мы, жители Кубани, очень хотим узнать побольше о жизни, культуре и обычаях Северного Кавказа. Будьте нашими экскурсоводами!

Ребёнок:

Цепью вздымаясь, уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи

В их глубине изумруд и топаз –

Это у нас! Это у нас!

Воспитатель: Природа этих мест красива, но сурова. Каменистая почва скудна. Для того чтобы вырастить хотя бы немного пшеницы и овощей, необходимо расчистить поле от камней и щебня, поднять из речных долин плодородную землю, позаботиться о поливе

Мальчик: Когда созревал урожай, мы с сестрой пели песенку и звали дождь на наши поля (читает стихи)

Гром, греми по горам

Подними тарарам

Бурдюки развяжи

Над полосками ржи

Чтобы стебель был высок

Золотился колосок

Чтобы всем хватало

Хлеба и хенкала

Воспитатель: Хенкал – это кушанье из муки, а хлеб у нас похож на тонкую лепешку и называется «лаваш». Хлеба у горцев всегда не хватало, и относились к нему очень бережно.

Мальчик: Мой дедушка часто говорит: без хлеба и медом сыт не будешь!

Воспитатель: Давайте вспомним, что говорили о хлебе казаки: «Без солнца нет света, без труда нет хлеба», «Горькая работа, да сладок хлеб», «В закромах зерно – на душе тепло»

Девочка: Предлагаю поиграть в любимую игру ребятишек Дагестана, которая называется «Лаваш»

Воспитатель: Становитесь парами, игрок без пары – лаваш. (Игроки становятся попарно друг за другом на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Это лаваш)

Лаваш начинает диалог:

- Пеку, пеку лаваш!

- Лаваш готов? (Задняя пара)

- Готов!

- Смотри, не сгори!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и стать перед лавашем. Тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, игрок, оставшийся без пары, становится лавашем (игра повторяется 3 раза)

Воспитатель: Спасибо за игру, а теперь беритесь за руки, мы отправляемся выше в горы (речевка повторяется)

Здесь расположены пастбища, на которых пасутся стада овец. Стадо называется здесь «отара», а пастух – «чабан»

Мальчик:

Жил пастух годами старый

По горам водил отару

А на пастбище высоко

Человеку одиноко

Девочка:

Ни барашек, ни овечка

Не промолвит ни словечка

Кручи гор молчат угрюмо…

Яйрума, шигарума

Воспитатель: Ребята, давайте присядем на луг и послушаем музыку гор (звучит музыкальный фрагмент произведения «Одинокий пастух»)

Что вы представили ребята, слушая эту музыку

(ответы детей: пастух пасет овец и играет на свирели, вокруг высокие синие горы, солнце освещает снег на вершинах. Музыка очень красивая и немного печальная)

Дополнительные вопросы: Какое настроение у пастуха? Какая музыка – веселая или печальная? Как вы думаете, почему музыка печальная?

Мальчик: А наши ребятишки очень любят игру «Пастух и стадо». Это очень веселая игра

Воспитатель: Мы тоже хотим в нее поиграть. Сначала выберем пастуха считалочкой

Ребенок:

Кто, пастух, кричит тебе: бе, бе, бе

На овец наводит страх

Волк в горах

Кто прогонит волка вон?

Это он!

Воспитатель: Пастуху мы завяжем глаза, а остальные ребята – овцы, находятся в овчарне

(выбирается пастух, остальные игроки – овцы. Пастуху завязывают глаза, он становится недалеко от овчарни и произносит: «Овечки, овечки, вот и я пришел». Овцы поочередно подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне сделать шагов?». Пастух называет какое либо число в пределах 10, овцы отсчитывают соответствующее число шагов и останавливаются. Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает: «Где мое стадо?». Овцы отзываются: «Бе, бе, бе». Пастух начинает искать овец, которые стоят неподвижно, когда пастух дотрагивается до кого-то рукой, он говорит: «Овечка, овечка, где ты?». Овца отвечает: «Бе, бе, бе». Пастух должен назвать имя ребенка. Если он угадал, овечка уходит в овчарню, если ошибся, все овцы блеют, а пойманная овечка спрашивают: «Сколько шагов?» и уходит от пастуха, игра продолжается до тех пор, пока большинство овец не будет поймано.)

Воспитатель: Спасибо за игру. Вставайте. Теперь мы отправимся в горское селение. (Речевка: А селенье далеко… и «Вот и домик впереди, постучись и заходи»)

Давайте постучимся в этот дом. (Из дома выходит женщина в национальном костюме)

Женщина: Асса лам алей кум! Мир вам, дорогие гости

Воспитатель: Здравствуйте! Мы хотели бы узнать, как строили дома в горах

Женщина: Присаживайтесь, гости. Раньше народы гор строили жилище из дикого камня без окон, на дощатой плоской крыше – земля. Крыша могла служить и огородом, и двором для домика, расположенного выше

Воспитатель: Зачем нужно было разбивать огород на крыше? Ведь это очень не удобно

Женщина: Давайте спросим у ребят, может они догадаются.

Ребенок: Если посадить овощи на горе, то дождь может смыть со склона и землю и урожай

Женщина: Правильно. Поэтому грядки у нас расположены на ступеньках – террасах или на крыше. Такое жилище называлось «Глхатун».

Воспитатель: На какое слово в русском языке оно похоже? (Хата)

Женщина: Дома располагались недалеко друг от друга, вблизи от источника воды, иногда дома соединялись между собой тайными ходами. Как вы думаете для чего?

(Для того чтобы в случае опасности можно было спрятаться, объединиться и дать отпор врагу.)

Женщина: Самым тяжёлым наказанием для провинившегося было изгнание из селения.

«Родину, как и родителей на чужбине не найдёшь»,- говорят у нас.

Воспитатель: А что говорили казаки о родной земле и родимом доме?

(«Родная земля и в горсти мила», « Человек без Родины, что соловей без песни»)

Воспитатель: Селения всегда располагались вблизи от источника воды.

Ребёнок:

Под камнем, весёлый и чистый,

Кипел родничок,

Он пеной сверкал серебристой,

Он пел, как сверчок.

Дубы родничок сторожили,

Шли звери сюда,

И люди поблизости жили

В былые года.

Женщина: Носить воду в дом из ближайшего источника было обязанностью женщин. В Дагестане и сейчас отмечают Праздник Воды. Ранним весенним утром девушки в белых шалях отправляются за водой к источнику. Воду обычно носили на голове. Это не так просто. Хотите попробовать это сделать, девочки? (Да). Тогда подходите ко мне. (Женщина раздаёт кувшины и тряпочные круги на голову. Эстафета «ПРОНЕСИ НЕ УРОНИ»)

Женщина: Благодаря этому ежедневному упражнению у горских девушек очень красивая осанка.

Ранним утром девушки идут к источнику. Та, кто умоется сегодня этой водой, станет красавицей. А красавицу обязательно выберет в хороводе джигит, чтобы танцевать вместе с ней «Лезгинку»

ТАНЕЦ

Воспитатель: И в Дагестане, и на Кубани, женщины украшали одежду красивой вышивкой. Красивые узоры ткали в горных селениях Женщины на коврах.

1 ребёнок:

Где узоры для ковра

Ты нашла,

Скажи, сестра?

2 ребёнок:

На лугу полно цветов.

Погляжу - узор готов.

Тур промчался по горе,

След оставил на ковре.

Воспитатель: Предлагаю игру, которая называется «Сложи узор» Нужно из фрагментов сложить кубанский, дагестанский, адыгейский традиционные орнаменты.

Игра «ПРОДОЛЖИ УЗОР»

Женщина: Посмотрите, какие красивые узоры вышивали и ткали прабабушки. Вышивка не только украшала одежду, люди верили, что узоры защитят человека от беды. Узоры украшали рубаху мужчину - воина. Ведь история Кавказа – это история почти непрерывных войн народов, населяющих край. Веками здесь складывался культ коня, оружия, воина – всадника джигита.

(Выезжает мальчик на лошадке – палочке)

1 ребёнок:

Посмотрите мальчик Гач

На коне несётся вскачь.

Чем мальчишка не джигит,

Если так в седле сидит?

2 ребёнок:

Он скачет быстро,

Не зная страха,

Взлетает к тучам его папаха.

Воспитатель:

А уж кто летит вперёд.

Оседлав коня отважно,

Тот назад не повернёт!

Женщина: Образ мужчины – защитника родной земли, обычаев и земли отцов прославлен в народных песнях, сказаниях, пословицах и поговорках. «Конь – крылья джигита» - говорят в горах.

Воспитатель: А какие пословицы складывали о своем верном друге – коне казаки? («Казак без коня – сирота», «Казак без коня, что черкес без кинжала»)

Женщина: Мои сыновья любят играть в скачки джигитов.

Воспитатель: Давайте поиграем вместе. Для этой игры нужно разбиться на пары: конь и всадник. Выходи, ... и …., и …. и …..

(Игра «Скачки джигитов». Первый игрок – конь – становиться впереди и вытягивает руки вниз и назад. Второй игрок – джигит – становиться сзади и берет «коня» за руки. По команде всадники двигаются к стенду для метания, бросает мяч, выигрывает пришедший первым.)

Воспитатель: Вот что интересно: народы разные, языки у них разные, а между тем, и традиции, и костюмы у них похожи. Вдумайтесь , ведь это неудивительно. Один народ перенимает мудрость у другого.

Женщина: Яркое доказательство – пословицы, которые восхваляют дружбу, как великую силу. У нас говорят: «Жизнь без друга, что еда соли»

Воспитатель: А как говорят о дружбе на Кубани?

(«Человек без друзей – что дерево без корней», «Для милого друга – и коней из плуга», «Верный друг – лучше сотни слуг»)

Вот видите, как много общего у народов Кубани и горских народов. Мы веками были добрыми соседями, и не зря сложили пословицы о дружбе. «Народное братство – дороже всякого богатства»

1 ребенок: Для хорошего гостя, и ворота настежь

Женщина: Каковы гости, таков и пир! На память о вашем путешествии я приготовила вам корзинку с угощением: наш национальный хлеб – лаваш, сыр из козьего молока – брынза, а еще фрукты. Прошу к столу!

Воспитатель: А наше занятие закончено, спасибо за внимание.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста Аннотация: Сегодня мы с интересом начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Читайте также

Роль развлечений в развитии эмоций

Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки…

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки для матрёшки» Программное содержание: - развивать мышление; - учить различать один, много, маленький, большой; -...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города» Пояснительная записка. Актуальность В настоящее время вопрос патриотического воспитания встал на первое место в воспитании маленьких...