Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях»

Коррекционно-образовательные задачи.
 
Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа. 
 
Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, логического мышления, памяти, внимания, артикуляционной моторики, координации речи с движением.
 
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание интереса к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе. 
 
Оборудование. Магнитная доска, магнитофон, картинки к артикуляционной гимнастике, предметные и сюжетные картинки, муляжи овощей и фруктов, картинки для игры «Кто в домике живет?» 
 
Ход занятия
 
I. Организационный момент.
 
Логопед. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.
 
1. Сядет тот, кто назовет персонажей сказок, в именах которых есть звук «Р» в середине слова. (Буратино, Чебурашка, Карлсон, Петрушка, Крокодил Гена).
 
2. Работа на магнитной доске. Назовите предметные картинки? (таблица)   Какой одинаковый звук в этих словах? (В этих словах одинаковый звук «Р»)
 
Дети, догадались, с каким звуком будут связаны сегодня на занятии все задания? (Да, со звуком «Р»)
 
Логопед. Правильно, произносить мы будем звук «Р» четко и уверенно в слогах, словах и предложениях.
 
3.Стук в дверь.
 
Логопед. Дети, кто к нам пришел?
 
Петрушка. Это я, это я!В гости к вам пришел, друзья.Я знакомый вам, Петрушка,В яркой шапке на макушке.Бубенцы держу в руке,Бубенцы на колпачке.
 
Петрушка. Здравствуйте, ребята! ( Здравствуй, Петрушка!)
 
Логопед. Ребята, Петрушка тоже будет гостем у нас на занятии. Он хочет послушать, как вы научились правильно и четко произносить звук « Р», как умеете играть, отгадывать загадки, составлять предложения, выразительно читать стихотворения, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Тому, кто будет хорошо работать, будет внимательным, активным в конце занятия Петрушка вручит приз.Присаживайся, Петрушка.4.Правило чистой речи.
 
Логопед. А сейчас повторим наше правило.
 
Каждый день, всегда, везде,
 
На занятиях , в игре
 
Смело, четко говорим,
 
Никуда мы не спешим.
 
II. Основная часть.
 
1. Артикуляционная гимнастика.
 
Логопед. Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи? (Выполнять артикуляционную гимнастику).(Дети садятся за столы с зеркалами для выполнения некоторых упражнений артикуляционной гимнастики.)
 

«Чашечка»

«Лошадка»

«Грибок»

«Дятел»

«Гармошка»

«Качели»

«Маляр»

«Чищу зубы»

2. Фонетическая зарядка.  

Логопед. Дети, вспомните:
 
- как рычит собака? (р-р-р-р…)   
 
- как кричит ворона? (карр-карр! )
 
3. Характеристика звука «Р» (согласный, звонкий, твердый, имеет мягкую пару).
 
4. Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях.  
 
1. Проговаривание чистоговорок .  
 
Логопед. Дети, какие чистоговорки вы знаете?
 
Ры - ры - ры - у нас в руках шары.
 
Ру - ру - ру - коза грызет кору.
 
Ры - ры - ры – мешают комары..
 
Ра - ра - ра – Кате спать пора.  
 
Логопед. А ты, Петрушка, знаешь чистоговорки?
 
Петрушка. Знаю: Ры - ры - ры – не заметили жары.
 
2. Задание на развитие фонематического слуха.
 
Логопед. Я буду показывать предметные картинки, а вы называйте их и хлопайте в ладоши, если в названии услышите звук Р.
 
3.Составление слов. ( По первому слогу назвать слова).Логопед. А сейчас прошу со слогом ра
 
Мне помочь назвать слова. 
 

Ко - ра

Иг - ра

Жа - ра

Ю - ра

Но - ра

Го - ра

Ды - ра

Шу - ра

Сколько слогов в этих словах?Определите позицию звука Р.В каком слоге находится звук Р?

4. Составление предложений по предметным картинкам.
 
Логопед. Отберите предметные картинки, в названии которых есть звук «Р», назовите их и составьте предложения.
 
5. Игра «Кто в домике живет?»
 
Логопед. А сейчас поиграем в игру, которая называется «Кто в домике живет?». В домике живут только те животные, в названии которых есть звук «Р». Необходимо этих животных поместить в домик. Так какие животные живут в домике? Почему?
 
6. Отгадывание загадок.Логопед. Дети, Петрушка уже засиделся, он очень хочет загадать вам загадки. А вы должны предмет - отгадку найти в кабинете и определить место звука «Р» в предметах- отгадках и составить предложение. 

Мой веселый колпачок

Сдвинут лихо на бочок,

Я веселая игрушка,

А зовут меня …(Петрушка) 

 

Это что за очень странный 

Человечек деревянный.  

На земле и под водой   

Ищет ключик золотой,  

Всюду нос сует он длинный  

Кто же это? (Буратино) 

 

Толстяк живет на крыше  

Летает он всех выше. (Карлсон) 

 

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.     (Помидор) 

 

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили.  (Картофель)

 

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечером,

Он раскрасит мне альбом.     (Карандаш)

7. Динамическая пауза.

(Движения с проговариванием под музыку).

Дети становятся в круг, Петрушка в центре.

Выполняют следующие упражнения: 

Петрушка потянулся, 

Руки в стороны развел

Раз - нагнулся,

Погремушку не нашел.

Два - нагнулся,

Чтобы погремушку нам достать

Три - нагнулся. 

Нужно на носочки встать. (Танцуют с Петрушкой). 

8. Чтение стихотворений со словами со звуком «Р». (Домашнее задание).

Петрушка. Ребята, а сейчас я хочу послушать стихотворения. 

(Дети читают наизусть стихотворения) 

Рыбки.

В банке чистая вода,

Пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть,

Плавать, хвостиком вилять,

Крошки хлеба подбирать.

 

Телевизор.

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил,

Я люблю,- сказал он строго,

Чтоб полосок было много.

 

       Мухомор.

Возле леса на опушке.

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка

Ядовитый мухомор.

Грузовик.

Нет, напрасно мы хотели

Прокатить кота в машине,

Кот кататься не привык

Опрокинул грузовик.

Петрушка. Молодцы! Мне очень понравилось! 

9. Игра с мячом «Лови - не зевай, правильно отвечай»

Логопед. Я бросаю вам мяч по очереди и задаю вопрос, возвращая мяч, вы даете полный ответ

- Чем рубят дрова? ( Дрова рубят топором)

- Где растут помидоры, огурцы?

- Чем мы пишем?

- Чем мы раскрашиваем картинки?

- Какие птицы остаются зимовать?

- Груша это фрукт или овощ?

- Кто очень любит морковку? 

10. Задание от Петрушки. 

Петрушка. Исправьте меня, пожалуйста, если я перепутаю слова в конце предложения. 

- Расцвели на клумбе козы.  

В огород забрались розы.

 - У слона огромный робот.

На заводе сделан хобот.       

- Ползает у речки мак.

Расцветает в поле рак. 

- Я возьму от сыра кошку.        

Угощу я нашу корку.     

- Закрывает мышка ночку.       

Будет сладко спать всю норку.

11. Заучивание скороговорок.

- Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

- Сорок сорок воровали горох.

- Проворонила ворона вороненка.

III. Итог занятия.

1. Домашнее задание.

Выучить наизусть и проговаривать скороговорки.

2. Петрушка, тебе понравилось наше занятие?

Петрушка. Да, очень понравилось. Спасибо вам, ребята. Все задания вами успешно выполнены. Вы правильно произносили звук «Р» в слогах, словах, предложениях. Были активными, внимательными. Умеете отгадывать загадки, выразительно читать стихотворения, составлять предложения, играть, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Я не забыл о сюрпризе.

(Все дети получают подарки).

Всего вам хорошего, Ребята!

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...

Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства» Паспорт проектной работы 1. Название проекта: «Воздух и его свойства». 2. Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники старшей...

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Средняя группа Для методического объединения…

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Для методического объединения воспитателей – экологов «Экологизация видов деятельности в ДОУ» Средняя группа Цель: сохранение и укрепление здоровья...

Читайте также

Технологическая карта (конструкт) непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Доброта живет…

Технологическая карта (конструкт) непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Доброта живет повсюду»

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Волшебные палочки – наши выручалочки» Цель: Создать условия для развития...

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...