«История одного предмета»
Путешествие в прошлое утюга (экскурсия–занятие)

Из цикла занятий «Каслинское художественное литьё»

Цель:

Знакомство с историей возникновения утюга.

Задачи:

Вызвать интерес к предметам прошлого.

Побуждать высказываться об увиденном, рассуждать, сопоставлять и сравнивать предметы. Понимать функции и назначение утюга.

Место проведения:

Музей дошкольного образовательного учреждения «Родничок» д/с №58 «Жемчужинка».

Активизация словаря, умение применять новые слова: чугун, чугунный утюг, железный утюг, электрический утюг, рубель, уголь.

Материал: предметные картинки с изображением утюгов, утюги (чугунный, электрический, железный), рубель, палка 50 – 60 см, угли, сундучок с книжками, платочки, гладильная доска, альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки.

Сказочный персонаж: Домовёнок Кузя.

Ход:

В. Здравствуйте дети! Мы сегодня с вами совершим путешествие в прошлое….

Ребята, вы слышите кто – то пыхтит, чихает, кашляет…?

Все: прислушиваются.

Из – за печки вылезает сказочный герой Д, Кузя.

В. Ребята, вы узнали кто это такой.

Как тебя зовут?

Д.К. Я домовёнок, зовут меня Кузя.

В. А что же ты делаешь за печкой?

Д. К. Уголь собираю.

В. Для чего тебе нужен уголь?

Д. К. Смеётся. Что за люди пошли, совсем не понимают, для чего нужен уголь.

В. Ребята, а вы знаете, для чего нужен уголь?

В. Кузя, расскажи нам, для чего тебе нужен уголь.

Д. К. Ну как же! Вы пришли ко мне в гости, в избу. Я хотел сделать вам подарок. Подарить сундучок со сказками и несколько платочков. А вот платочки не успел погладить. Вот сейчас наберу угли, положу их в утюг и поглажу (Кузя демонстрирует, как будет класть и гладить…)

В. Кузя, можно мы с ребятами рассмотрим твой утюг?

Д. К. Конечно можно. Только не уроните, он у меня очень тяжёлый.

В. Дети внимательно рассматривают предмет, пробуют поднять и т.д.

В. Обращает внимание, что верхнюю часть утюга можно открыть, рассматривают, куда можно угли класть…

В. Обращается к Кузе. Кузя, ты всегда гладил этим утюгом?

Д. К. Что вы. Я когда был моложе (а мне сейчас более300лет) был у меня другой утюг. Сплошное мучение. Я гладил совсем другим утюгом. Посмотрите. Вы думаете это палки (показывает рубель и палку). Нет. Бывало, постираешь одёжу, слегка её просушишь, а потом намотаешь на эту палку и вот гладишь рубелем (Кузя демонстрирует, потом просит детей попробовать погладить). Глажу, глажу одежду, разворачиваю, а она вся в складках (Кузя разворачивает и показывает детям). Тяжело было. То наматываешь одёжу, то снова разматываешь, одно мучение. Спасибо людям добрым, вот придумали утюги из металла (демонстрирует иллюстративный материал железных утюгов). Нагреешь такой утюг на печи, поставишь, например, на простынь и гладишь, пока не остынет утюг. Одна беда быстро утюг остывал. А вот чугунный утюг как у меня самый лучший. Положишь угольки и гладь.

У меня даже загадка интересная для вас есть. Хотите послушать.

В полотняной стране,

По реке Простыне

Плывёт пароход:

То назад, то вперёд.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать   (Утюг)

Ребята отгадали мою загадку. Молодцы.

В. Да, Кузя, утюг у тебя хороший. Только, Кузя, живём мы в 21 веке и люди давно уже придумали электричество. Люди догадались, что утюг можно нагревать электрическим током.

Д. К. Ой ли, что-то мне никак ни верится. Покажите, как это можно сделать.

В. Воспитатель ненадолго включает электрический утюг и выключает. Посмотри Кузя, утюг уже нагрелся.

Д. К. Здорово.

В. А ещё люди придумали регулятор, которым можно температуру регулировать, и таким образом гладить разные ткани, не боясь их прожечь. Ребята, кто покажет Кузе регулятор? А сейчас современными утюгами можно даже отпаривать вещи, нажав на кнопку.

Д. К. Ой, рюшки, до чего же люди додумались. Подумать только. Ну-ка, ребята, помогите мне разобраться, в каком порядке появились утюги. А то я совсем запутался (дети с помощью Кузи и воспитателя восстанавливают хронологию появления утюгов и называют их).

В. Предлагает детям нарисовать разные утюги и подарить Кузе на память. Сам воспитатель с помощью Кузи гладит платочки. В конце занятия Кузя дарит детям сундучок со сказками и платочки.

Дети на прощание загадывают свою загадку:

Я, не хвастая, скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые –

С морщинками, со складками.

Уходят очень милые –

Весёлые и гладкие!

Значит, я надёжный друг –

Электрический….(утюг).


Литература:

О.В.Дыбина «Что было до…»Игры – путешествия в прошлое предметов. Творческий Центр Сфера, Москва, 2002.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развивающее методическое пособие для физического развития детей «Спортивный кубик -…

Развивающее методическое пособие для физического развития детей «Спортивный кубик - занималка»

Сценарий праздника «День Защиты детей»

Сценарий праздника «День Защиты детей» 1 Вед.: Здравствуй, лето, Здравствуй, лето! Теплым солнышком согрето, Снова лето к нам пришло- Это очень хорошо! И этот первый...

Детско-родительский проект «Сказочный мир»

Детско-родительский проект «Сказочный мир» Средняя группа

Читайте также

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой…

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой край родной» Дети заходят в музыкальный зал под песню «Край наш...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос» Цель – закрепить знания детей...

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Представить реализацию технологии мнемотехника при организации занятий с детьми. Задачи: 1...