«Путешествие по северному краю»

занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности

Цель: Формирование у детей элементарной системы экологических знаний об окружающем мире и понимание неразрывной связи жизни человека и человечества с природой.

Задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес и представления о природе нашего края.

2. Закрепить знания детей о животных и птицах северного региона.

3   Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

4  Закреплять правильное произношение слов, обогащать словарный запас слов..

Оборудование: деревья, мягкие игрушки животных, спортивные модули, набор цветов, игрушка-костер, ширма-домик, чум, красная книга ЯНАО, кормушка и корм для птиц, баночки с вареньем.

Ход занятия:

Воспитатель:

Лесовушка, лесовушка,

Кто я? Сразу не поймешь.

На неведомых дорожках

Ты в лесу меня найдешь.

Домик мой в глуши лесной,

Лес я слушаю весной,

На деревья и цветы

Льется солнце с высоты.

Стерегу я лес густой,

И друзья мои со мной-

Белки, птички и кроты,

Стань же другом мне и ты!

- Здравствуйте, ребята! Куда это вы собрались?

Дети: Мы ищем свою маму.

Восп-ль: Нет, вашей мамы я не встречал ,она тут не проходила.

Дети: Наша мама превратилась в кукушку и улетела!

Восп-ль: Кажется, я знаю такую сказку. Она называется «Кукушка».Это ненецкая сказка. Но я думал, что такое бывает только в сказках, а оказывается, что на самом деле тоже может быть. Вы, наверное обидели чем-то свою маму?

Дети: Нет! Мы не обижали маму, мы обидели природу!

Восп-ль: А как вы обидели природу?

Дети: Рвали листочки, жгли костры, разбрасывали мусор, ломали ветки у деревьев.

Восп-ль: Да, ребята, вы поступили плохо с природой. Что же надо сделать, чтобы больше не вредить природе?

Дети: Нельзя рвать листочки, жечь костры, разбрасывать мусор, ломать ветки у деревьев.

Восп-ль: Я вижу, что Ксюша( Алеша…) тянет руку. Что ты хочешь нам сказать?

Ребенок: Я знаю стихотворение о нашем крае. Хочу вам его рассказать.

«Ямал-частичка меня»

Пусть у нас на Ямале зима,

Пусть метели, морозы под сорок.

Мой Ямал- ты частичка меня!

И поэтому очень мне дорог.

Этот край кладовая страны, необъятной, могучей России.

Нефть и газ- богатства земли.

Лес и реки бескрайней Сибири!

Еще чем богат, даже не счесть.

Поэтому нужно край наш  беречь!

Мы - хозяева нашей природы,

На долгие, долгие годы.

Восп-ль: Молодец, красивое стихотворение. Ребята, о чем оно?

Дети: Стихотворение о нашем северном крае, о том, что Ямал богат нефтью и газом. Край богат реками, а это значит, что в них много рыбы. Еще у нас красивые леса на юге, и на севере -тундра. Коренные жители занимаются оленеводством, разводят оленей. Мы должны бережно относиться к природе, человек ее хозяин.

Восп-ль: Ребята, я вижу, что вы добрые, хорошие, любите свою родину, я помогу вам найти маму. Я думаю, что ее от вас спрятали сихиртя. А  кто это такие,  я вам расскажу по дороге. Мы с вами  отправимся в путь, но путь наш будет длинным. В один из районов Ямала, где живет загадочный народ- сихиртя. Ямальский район находится в южной части полуострова Ямал. Районный центр – поселок Яр-Сале., расположенный на берегу Малой  Юмбы. Сейчас в нем проживают люди разных национальностей. Коренные жители-ненцы. Они занимаются оленеводством, охотой, рыболовством.

Я хочу прочитать вам стихотворение об этом поселке.

Яр-Сале.

Есть точка на карте,

Она не большая,

 Но сердцу она дорога.

На севере крайнем,

За кругом полярным, у Карского моря она.

Есть в тундре ямальской

Поселок любимый,

Кругом лишь болота одни.

И реки большие и малые реки,

Его окружают они.

Поселок по форме похож на жилище,

На чум он ненецкий похож,

Вершина его возвышается к югу,

Такой ты не где не найдешь.

Зовется он Яр-Сале- мысом песчаным.

Ты только кругом взгляни,

Бескрайние, снежные дали,

На самом краю земли.

Восп-ль: ребята, о чем это стихотворение?

Дети: Стихотворение о поселке, который похож по форме на чум. Вокруг него бескрайние, снежные дали. Находится он за полярным кругом, на крайнем севере.

Восп-ль: Молодцы! Внимательно слушали!

Идут через лес.

Восп-ль: Ребята, слышите, нас кто-то зовет на помощь? Это зайчата. Недавно в лесу был пожар, они убежали на другой берег, теперь не могут перейти обратно. Мы поможем им?

Игра «Помоги зайчатам перебраться на другой берег»

(дети по кочкам перебегают  на другой берег и спасают зайчат, перенося их обратно).

Спасибо вам, ребята, вы спасли зайчат. А  теперь посмотрите, какой некрасивый  лес стал после пожара.

Давайте украсим его цветами.

Игра «Украсим лес цветами»

(дети собирают цветы определенной цветовой гаммы).

Молодцы, ребята, украсили лес цветами. Посмотрите, какая красота вокруг.

Скажите, а какие животные живут в лесу?

Дети: Белки, зайцы, волки,  медведи, олени, лисы.

Восп-ль: Как их можно назвать одним словом?

Дети: Дикие.

Восп-ль: А почему их так называют?

Дети: Потому что они сами добывают себе пищу, за ними не ухаживает человек. Они живут в лесу.

Восп-ль: А домашних животных вы знаетое?

Дети: Корова, собака, кошка, лошадь, свинья.

Восп-ль: А почему их  называют домашними?

Дети: Потому что они живут у человека, кормит их человек, ухаживает за ними.

Восп-ль: Молодцы, все вы знаете о животных.

Идем дальше. Посмотрите, деревья все меньше и меньше. Мы продвинулись на север. Лес сменила тундра.

В тундре, сопротивляясь морозам, растут невысокие ели, лиственницы, березки. Безграничная тундра до самого Ледовитого океана.

Восп-ль: Мы с вами долго шли, на улице стемнело. Посмотрите на небо, что это?

Дети: северное сияние!

Восп-ль: Такое чудо бывает лишь на севере.

Восп-ль: Ребята, а какое время суток наступило?

Дети: наступила ночь.

Восп-ль: Давайте присядем, отдохнем, погреемся  у костра. (дети садятся у импровизированного костра).

Восп-ль: У меня в рюкзаке всегда с собой есть книга.

Посмотрите, что это за книга?

Дети: Красная книга.

Восп-ль: А кто знает, для чего она нужна?

Дети: Она нужна для того, чтобы знать о том, какие животные и птицы нуждаются в нашей защите. И находятся под охраной.

Восп-ль: А какие животные и птицы в ней занесены?

Дети: Стерх, белый медведь, норка, морж, кит, гагара…

Восп-ль: Молодцы, много знаете животных и птиц, которые занесены в Красную книгу.

Я вам хочу ее подарить.

Вот еще в рюкзаке есть одна интересная книга. Мне хочется из нее вам прочитать стихотворение Р. Ругина «Материнская любовь»

Воды  речные лоснятся, блестят,

Утка  и семеро юных утят

К берегу дружно плывут в камыши-

Лапками ловко плывут малыши.

Вдруг раздается пронзительный крик:

Чайки – халеи слетелись и – вмиг

Падают, клювы разинув свои…

Нет пятерых из утиной семьи!

Что же двоих в ту минуту спасло?

К матери каждый припал под крыло.

И воцарилась кругом тишина,

Только тревожна она и страшна:

Солнце затмив, кривоклюв и тяжел,

Сверху спикировал мощный орел.

В стороны чайки! А утка плыла,

Словно совсем не боялась орла.

О, как обрушился он на нее

С клекатам яростным: « это мое!»

Лапы стальные ей тело когтят-

Утка собой прикрывает утят.

Хищник с добычей ушел в высоту,

Хищник терзает ее на лету.

Изнемогая от страшных когтей,

Утка  глядит с высоты на детей.

Смерть не страшна ей: уже в камыши

Тихо вплывают ее малыши…

Восп-ль: Ребята, вам понравилось это стихотворение?

Дети: да.

Восп-ль: Ребята, скажите, а если бы вы были авторами этого стихотворения, как бы  вы его закончили?

Дети говорят свои варианты…

Восп-ль: Вот уже и рассвело. Мы с вами отдохнули. Пора  отправляться в путь.

(идут по тундре), слышны голоса птиц.

Восп-ль: Ребята, чьи голоса вы слышите?

Дети: Голоса птиц.

Восп-ль: А каких птиц вы знаете?

Дети: воробей, ворона, синица, куропатка, снегирь…

Восп-ль: По календарю уже наступила весна, но мы с вами живем на Севере, поэтому  у нас весна затяжная. Кругом много снега. Птицам трудно найти себе корм. Как мы можем им помочь?

Дети: Покормить семечками, хлебными крошками.

(дети вешают кормушку на дерево, насыпают в нее корм).

Восп-ль:  Ребята, Рената нам хочет прочитать стихотворение о птицах. «Покормите птиц зимой»

(ребенок читает стих-е ).

Восп-ль: Скажите, а с какими  птицами иногда сравнивают  человека?

Игра «Скажи правильно»

Дети:

Болтливый  как - сорока

Мудрый как- сова

Сердитый как – индюк

Задира как – воробей

Смелый как – сокол

Восп-ль: Много вы знаете и о птицах. Ну что ж, пошли дальше.

(идут по тундре, слышно журчанье воды).

Восп-ль: Слышите, журчит река? Кто знает  название реки- главной реки Западной Сибири? Она величаво несет свои воды в Великий Ледовитый океан.

Дети: Река Обь.

Восп-ль: А я знаю песню  про  Обь. Сейчас я ее спою, а вы, если ее знаете, подпевайте мне.

Дети  вместе с воспитателем поют песню « Обь моя ».

Восп-ль: В нашей реке много обитателей. Кого вы знаете?

Дети: Муксун, ряпушка, нельма, щекур…

Восп-ль: И это вы знаете!

Давайте поиграем в игру «поймай рыбку».

Восп-ль: Ребята, а вы заметили  в реке много мусора? Что надо сделать, чтобы вода стала чистой?

Дети: Очистить ее от мусора.

( дети убирают мусор).

Ребята, скажите , а где можно взять питьевую воду?

Дети: В кране, В реке, но после очистки.

Восп-ль: А в море мы можем ее взять?

Дети: Нет!

Восп-ль:  Дома вы и ваши родители используете воду? Для чего?

Дети: Используем для приготовления пищи, при мытье посуды, моем пол, моемся под душем, поливаем цветы.

(дети идут  дальше, видят под деревом  баночки с чем-то).

Восп-ль: Смотрите, здесь баночки с вареньем. наверное, я их тут забыл. А вы знаете, какие ягоды растут в тундре?

Дети: знаем! В тундре растут брусника, клюква, морошка.

Восп-ль: Теперь давайте попробуем варенье на вкус. Отгадайте из каких ягод варенье?

(дети пробуют, угадывают)

Дети: Варенье из малины.

Восп-ль: Правильно, но разве растет малина в тундре?

Дети: Не растет.

Восп-ль?: Про малину есть веселая, хороводная песня. Давайте водить хоровод!

Хороводная  песня-игра «Ягодка-малинка».

Восп-ль: Вот мы и находимся на месте, в ямальской тундре, где по легендам, жили самые древние жители края-загадочный народ сихиртя. В легендах говорится, что они пришли из-за моря. Встреча с ними означала счастливую примету. Сихиртя хорошие рыбаки и охотники Они считаются предками ненцев. Живут теперь под землей.

Восп-ль подходит к священному дереву и привязывает ленточку. Ребята, я загадал желание, чтобы люди-сихиртя отпустили вашу маму. Я думаю, что они видели как долго мы шли, сколько добрых дел сделали для природы. Давайте и мы вспомним, какие добрые дела ?

Дети: Спасли зайцев, украсили лес, накормили птиц, очистили реку.

Восп-ль: За ваши добрые дела сихиртя отпускают вашу маму, но вы больше не обижайте природу!

Берегите  и любите ее!!!

Дети: Честное слово, обещаем!

(Выходит мама, дети ее обнимают).

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Наглядно-дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательная лаборатория»

Наглядно-дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательная лаборатория» Данный лэпбук предназначен для пополнения развивающей среды в группе среднего возраста дошкольного учреждения в центр экспериментирования...

Конспект НОД (с использованием кейс - технологий). Тема «Семья»

Конспект НОД (с использованием кейс - технологий). Тема «Семья» Старший дошкольный возраст Цель: формировать у детей умение анализировать информацию, выявлять проблему, находить...

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников…

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников в двигательной деятельности по реализации задач УМК и ФГОС»

Читайте также

Наглядно-дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательная лаборатория»

Наглядно-дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательная лаборатория» Данный лэпбук предназначен для пополнения развивающей среды в группе среднего возраста дошкольного учреждения в центр экспериментирования...

Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба»

Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба» Цель: развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Задачи: • учить детей создавать цветок...

Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...