Конспект занятия в средней группе «Поёт зима, аукает...»

Цель занятия:

Расширить представление детей о характерных признаках зимы; её народных приметах; закрепить названия и последовательность зимних месяцев. Учить находить зимние признаки самостоятельно; уметь анализировать, сравнивать, делать выводы: развивать способность наблюдать; слушать музыку; развивать воображение; способность воспринимать красоту  зимних явлений природы.

Словарь: активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинка.

Грамматика: учить использовать в ответах на вопросы сложноподчинённые и простые распространённые предложения.

Предварительная работа: наблюдение за состоянием погоды, объектами живой природы; чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме; рассматривание пейзажных картин о зиме; труд на участке.

 

Ход занятия:

Звучит песня «Три белых коня» (музыка Е. Крылатова, слова А. Дербенёва).

Воспитатель:

«Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром».

Ребята, скажите, пожалуйста, о какой царице говорится в этой загадке?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Хотите с ней познакомиться?

Дети: Да.

Воспитатель: Она пришла к нам в гости.

(Входит девочка, одетая в зимнюю, нарядную одежду).

Зима: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Зимушка!

Воспитатель: Зимушка, ребята многое знают о тебе. Хочешь послушать?

Зимушка: Конечно.

Воспитатель: Скажите, как называется первый месяц зимы?

Дети: Декабрь.

Воспитатель: А как называют декабрь в народе?

Дети: Декабрь – «студень», «стужайло».

Воспитатель: Правильно. А без чего зимы не бывает?

Дети: Без снега.

(воспитатель вносит две ёмкости: со снегом и льдом).

Зимушка: А какой снег? (дети трогают снег и лёд)

Дети: Холодный, белый, пушистый, мягкий и др.

Зимушка: А какой лёд?

Дети: Холодный, твёрдый, прозрачный, хрупкий и т.д.

Воспитатель: Чем они похожи?

Дети: Это замерзшая вода; и снег и лёд холодные; бывают только зимой.

Воспитатель: Чем снег и лёд отличаются?

Дети: Снег мягкий, а лёд твёрдый; снег не прозрачный, из него можно лепить, а изо льда нельзя и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Какой второй месяц зимы?

Дети: Январь – зимы государь. Это главный месяц зимы.

Воспитатель: Давайте поиграем. Игра называется «Бывает – не бывает».

Если вы будете согласны со мной, то хлопайте в ладоши.

(воспитатель называет: падает снег; летают бабочки; цветут одуванчики; наряжают ёлку; лепят снеговика; рисуют мелом на асфальте; загорают на пляже; катаются с горки и др.).

Молодцы, ребята. Давайте отдохнём.

Физкультминутка.

Морозы детям не беда,

Им не страшны холода.

Ходим в шубах и ушанках,

И катаемся на санках.

А потом на лыжи встанем,

И с горы кататься станем.

Снег пушистый все летает,

А метель всё завывает.

Сколько снегу намело,

Все тропинки занесло.

Мы дорожки разгребём

И в снежки играть пойдём!

Воспитатель: Зима – прекрасное время года. Многие композиторы посвящали ей музыку. Послушайте, пожалуйста.

(звучит произведение П.И. Чайковского из альбома «Времена года» - «Январь»).

Воспитатель: Кто сочинил эту музыку? Как она называется?

Дети: П.И. Чайковский. «Январь».

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эту картину. Какое время года на ней изображено?

Дети: Зима.

Воспитатель: Как вы догадались?

(ребята по картине называют зимние признаки).

Воспитатель: А как называется последний месяц зимы?

Дети: Февраль.

Воспитатель: Как его называют в природе?

Дети: Февраль - бокогрей, потому что с одной стороны солнышко пригревает, а с другой – холодный ветер поддувает.

Воспитатель: «Бокогрей» - сложное слово, состоит из двух: «бок» и «греть».

Солнышко всё чаще начинает пригревать, но недолго. Снова возвращаются мороз и метель.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые остаются с нами на зиму?

Дети: Зимующие птицы.

(Воспитатель развешивает на доске изображения зимующих птиц).

Воспитатель:

«Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли птички полетать.

Про кого я загадаю –

Эта птичка вылетает».

1. ребёнок:

«Маленькая птичка –

Желтогрудая певичка.

Звонко песенку поёт,

Сало вкусное клюёт». (показывает изображение синицы).

2. ребёнок:

«Чёрный жилет,

Красный берет,

Хвост, как упор,

Нос, как топор». (показывает изображение дятла).

3. ребёнок:

«А это кто гладенький,

Аккуратненький

Урчит, воркует,

Дружка целует?». (изображение голубя).

4. ребёнок:

«Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опят». (изображение снегиря).

Воспитатель:

«Пусть прилетают птицы:

Голуби, снегири, синицы,

Чайки, вороны, воробьи –

Зимою птичек накорми!».

Воспитатель: Ребята, мы с вами много наблюдали за зимними явлениями природы и говорили о народных зимних приметах. Давайте их вспомним.

(воспитатель начинает фразу, а ребята заканчивают).

«Зима морозная – лето жаркое»;

«Много снега – много хлеба»;

«Белее земля – зеленее лето»;

«Иней на деревьях – значит быть морозу».

Воспитатель: Видишь, Зимушка, как много о тебе ребята знают.

Зимушка: Мне очень понравилось. Спасибо вам.

Воспитатель: Ребята, а что вам понравилось больше?

(подвести итог занятия).

Зимушка: Пришло время прощаться. До свидания, ребята.

Дети: До свидания, Зимушка. Ждём тебя в гости через год.

(Зимушка уходит).

Воспитатель: Спасибо, ребята. Вы молодцы!

 

Литература:

  1. «Система экологического воспитания в ДОУ». О.Ф. Горбатенко;
  2. «Фольклорно – экологические занятия с детьми». Г.А. Лапщина;
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11 2007г.;
  4. Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №12 2007г.;
  5. «Умные игры. Умные дети». О. Антонова;
  6. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» Т.И. Петрова.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ

Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ Семья играет колоссально важную роль в воспитании и социализации ребенка. Это...

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам»

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие...

Читайте также

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема:…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В гостях у воздушного шарика» Цель: Формирование представлений о воздухе, его...

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков»

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков» Цель: развитие двигательной активности. Задачи: Закрепить названия зимующих птиц, прилетающих к кормушке, необходимость подкармливать птиц в...