Познавательная деятельность «Мы живем в Иркутской области»

(старший возраст)

Задачи:

  • Закрепить знания детей о том, что они живут в Иркутской области, названия городов Иркутской области.
  • Развивать интерес к истории Сибири, с народами живущими в Иркутской области. Познакомить с жизнью, обычаями, национальным костюмом, культурой бурят.

Активизация словаря : Иркутская область, Сибирь, саянцы, зиминцы, иркутяне, ангарчане, усольчане, братчане.

Обогащение словаря: буряты, тафалары, юрта, очаг, моринхур.

Материал: карта Иркутской области, флажок, кегли 10 штук, «лошадки» на палочке 2 штуки, иллюстрации: русской и бурятской национальной одежды, юрта, деревянная изба, балалайка, моринхур; запись бурятской музыки, детали бурятской шапочки.

Ход занятия:

1. Дети встают полукругом у карты Иркутской области.

- посмотрите на карту иркутской области.

- Что вы увидели на карте? (реки, озеро Байкал, города,леса )

- Как называется наш город? (Саянск)

- Как называют людей живущих в Саянске? (Саянцы)

«Мы город свой любим.

Мы здесь родились

По праву саянцами

Мы назвались».

- Какие города Иркутской области вы знаете?

- Скажите, как называют жителей соседнего города Зима? (зиминцы)

- Жителей Иркутска? (иркутяне)

- Жителей Ангарска? (ангарчане)

- Как называют наш таежный край? (Сибирь)

- Жителей Сибири? (сибиряками)

- Сибирь - это тайга, лес – деревья, верхушки которых, кажется касаются неба. (показать деревья на стене)

Физминутка: Покажите, какие высокие деревья растут в тайге.

(дети тянутся вверх)

Подул сильный ветер – закачались деревья – исполины.

(плавные наклоны в стороны)

Молодые, неокрепшие деревца пригнулись к самой земле.

(наклоны вперед с касанием руками пола)

В Сибири у Байкала издавна жили и живут разные народы: буряты, русские, тафалары, эвенки, якуты.

Предки бурят и эвенков жили в районе байкала с глубокой древности. Позднее сюда пришли русские, казаки, белорусы, украинцы, поляки и остались здесь жить.

2. Сейчас я расскажу вам о жизни, обычаях народа БУРЯТИИ.

Приглашаю вас в музей, я буду вашим экскурсоводом.

Дети проходят в муз.зал, садятся на стулья у мольберта.

В Иркутской области буряты живут вразных районах, говорят на бурятском языке.

- САЙН БАЙНА – обозначает по бурятски здравствуйте.

Если услышите,будете знать, что с вами здороваются.

- Посмотрите на фото бурят в национальных костюмах.

- Буряты занимаются разведением баранов, лошадей.

Им часто приходится переезжать в разные места,на новые пастбища.

Жильем для бурят служила ЮРТА, которую можно легко разобрать и перевести на новое место. (показать бурятские телеги).

- Посмотрите на иллюстрации. (изба русская и юрта).

- Из чего строили русскую избу ? (из дерева, бревен).

- ЮРТА – состояла из длинных деревянных жердей – палок, которые покрывали войлоком, материал из шерсти. Посередине юрты был очаг – огонь . который обогревал юрту.

- Что обогревает русскую избу? (печь из кирпичей)

Буряты почитают, уважают огонь, при переезде не бросали огонь на старом месте, а переносили огонь на новое место.

Священное животное у бурят - КОНЬ – Это друг, оружие, богатство, гордость, радость. Многие вещи у бурят имеют изображения коня, его копыт. С детства обучают маленьких детей ухаживать за конем, запрягать, распрягать, скакать на коне.

- Давайте поиграем в игру «Ловкие наездники».1

Бег вокруг кеглей на «лошади» (палочка), не уронить кегли.

3. Рассмотрите национальные костюмы бурят и русских.

- Из чего состоит костюм русской женщины? (рубаха, сарафан, кокошник, лапти или сапоги)

- Русский мужской костюм? (рубаха, штаны, кожаные сапоги, кепка, пояс)

- Верхняя одежда бурят называется ДЭЛИ.

- Посмотрите , на что она похожа? (ответы детей)

ДЭЛИ –похожа на халат, с запахом на правую сторону, с пуговицами.

Нарядные ДЭЛИ шили из дорогих материалов, длинные, для защиты от холода, рукава были удлиненные, украшали мехом.

- Как вы думаете для чего? (были , как рукавицы)

- Мужское ДЭЛИ подпоясывалось длинным кушаком – БЭХЭ.

Атрибутами мужского костюма были нож в ножнах и огниво.

- Как вы думаете, для чего они нужны? (разводить огонь, отрезать пищу, для безопасности).

Бурятская обувь называется - ГУТАЛ, шили из кожи. Носки сапог загнуты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть землю.

Издавна буряты жили у подножия гор.

Шапки у бурят напоминают остроконечные вершины гор, основание - обозначает землю, на остром конце прикреплено украшение - ДЭНЗЭ, изготовленное из золота, серебра или коралла - символизирует солнце, освещающее вселенную. Красная кисточка олицетворяет солнечные лучи.

Предлагаю вам распределиться по двое и собрать из частей бурятскую шапочку. Выполняют на фланелеграфе.

- Какие красивые получились шапочки.

4. Ребята, какой праздник скоро наступит? (Новый год).

У бурят Новый год называется САГААЛГАН или ПРИХОД БЕЛОГО МЕСЯЦА.

Летом проходит праздник -СУРХАРБАН – ОБРЯД ПОЧИТАНИЯ ЗЕМЛИ.

На праздник готовят разнообразную молочную пищу, поют песни, исполняют народные танцы. Проходят состязания всадников, борьба, стрельба по мишеням из лука.

- Посмотрите на бурятский муз. инструмент. Он называется МОРИНХУР.

- На какой русский муз. инструмент похож моринхур? (на балалайку)

- Чем похожи? Чем отличаются?

Делают моринхур из дерева или кожи, струны и смычок из конского волоса. Украшали очень красивыми узорами, на ручке конская голова.

Конь – морин, поэтому название моринхур.

Послушайте бурятские мелодии и песни.

Понравилось вам экскурсия по музею?

- О какой национальность живущей в Иркутской области вы узнали? (о Бурятах)

В следующий раз, я расскажу вам, о людях другой национальности живущей в Иркутской области -ТАФАЛАРАХ.

Давайте попрощаемся. Дети по - русски : до свидания, воспитатель по- бурятски: БАЯРТАЙ.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...

Читайте также

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственное воспитание – одна...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...