Познавательная деятельность «Мы живем в Иркутской области»
(старший возраст)
Задачи:
- Закрепить знания детей о том, что они живут в Иркутской области, названия городов Иркутской области.
- Развивать интерес к истории Сибири, с народами живущими в Иркутской области. Познакомить с жизнью, обычаями, национальным костюмом, культурой бурят.
Активизация словаря : Иркутская область, Сибирь, саянцы, зиминцы, иркутяне, ангарчане, усольчане, братчане.
Обогащение словаря: буряты, тафалары, юрта, очаг, моринхур.
Материал: карта Иркутской области, флажок, кегли 10 штук, «лошадки» на палочке 2 штуки, иллюстрации: русской и бурятской национальной одежды, юрта, деревянная изба, балалайка, моринхур; запись бурятской музыки, детали бурятской шапочки.
Ход занятия:
1. Дети встают полукругом у карты Иркутской области.
- посмотрите на карту иркутской области.
- Что вы увидели на карте? (реки, озеро Байкал, города,леса )
- Как называется наш город? (Саянск)
- Как называют людей живущих в Саянске? (Саянцы)
«Мы город свой любим.
Мы здесь родились
По праву саянцами
Мы назвались».
- Какие города Иркутской области вы знаете?
- Скажите, как называют жителей соседнего города Зима? (зиминцы)
- Жителей Иркутска? (иркутяне)
- Жителей Ангарска? (ангарчане)
- Как называют наш таежный край? (Сибирь)
- Жителей Сибири? (сибиряками)
- Сибирь - это тайга, лес – деревья, верхушки которых, кажется касаются неба. (показать деревья на стене)
Физминутка: Покажите, какие высокие деревья растут в тайге.
(дети тянутся вверх)
Подул сильный ветер – закачались деревья – исполины.
(плавные наклоны в стороны)
Молодые, неокрепшие деревца пригнулись к самой земле.
(наклоны вперед с касанием руками пола)
В Сибири у Байкала издавна жили и живут разные народы: буряты, русские, тафалары, эвенки, якуты.
Предки бурят и эвенков жили в районе байкала с глубокой древности. Позднее сюда пришли русские, казаки, белорусы, украинцы, поляки и остались здесь жить.
2. Сейчас я расскажу вам о жизни, обычаях народа БУРЯТИИ.
Приглашаю вас в музей, я буду вашим экскурсоводом.
Дети проходят в муз.зал, садятся на стулья у мольберта.
В Иркутской области буряты живут вразных районах, говорят на бурятском языке.
- САЙН БАЙНА – обозначает по бурятски здравствуйте.
Если услышите,будете знать, что с вами здороваются.
- Посмотрите на фото бурят в национальных костюмах.
- Буряты занимаются разведением баранов, лошадей.
Им часто приходится переезжать в разные места,на новые пастбища.
Жильем для бурят служила ЮРТА, которую можно легко разобрать и перевести на новое место. (показать бурятские телеги).
- Посмотрите на иллюстрации. (изба русская и юрта).
- Из чего строили русскую избу ? (из дерева, бревен).
- ЮРТА – состояла из длинных деревянных жердей – палок, которые покрывали войлоком, материал из шерсти. Посередине юрты был очаг – огонь . который обогревал юрту.
- Что обогревает русскую избу? (печь из кирпичей)
Буряты почитают, уважают огонь, при переезде не бросали огонь на старом месте, а переносили огонь на новое место.
Священное животное у бурят - КОНЬ – Это друг, оружие, богатство, гордость, радость. Многие вещи у бурят имеют изображения коня, его копыт. С детства обучают маленьких детей ухаживать за конем, запрягать, распрягать, скакать на коне.
- Давайте поиграем в игру «Ловкие наездники».
Бег вокруг кеглей на «лошади» (палочка), не уронить кегли.
3. Рассмотрите национальные костюмы бурят и русских.
- Из чего состоит костюм русской женщины? (рубаха, сарафан, кокошник, лапти или сапоги)
- Русский мужской костюм? (рубаха, штаны, кожаные сапоги, кепка, пояс)
- Верхняя одежда бурят называется ДЭЛИ.
- Посмотрите , на что она похожа? (ответы детей)
ДЭЛИ –похожа на халат, с запахом на правую сторону, с пуговицами.
Нарядные ДЭЛИ шили из дорогих материалов, длинные, для защиты от холода, рукава были удлиненные, украшали мехом.
- Как вы думаете для чего? (были , как рукавицы)
- Мужское ДЭЛИ подпоясывалось длинным кушаком – БЭХЭ.
Атрибутами мужского костюма были нож в ножнах и огниво.
- Как вы думаете, для чего они нужны? (разводить огонь, отрезать пищу, для безопасности).
Бурятская обувь называется - ГУТАЛ, шили из кожи. Носки сапог загнуты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть землю.
Издавна буряты жили у подножия гор.
Шапки у бурят напоминают остроконечные вершины гор, основание - обозначает землю, на остром конце прикреплено украшение - ДЭНЗЭ, изготовленное из золота, серебра или коралла - символизирует солнце, освещающее вселенную. Красная кисточка олицетворяет солнечные лучи.
Предлагаю вам распределиться по двое и собрать из частей бурятскую шапочку. Выполняют на фланелеграфе.
- Какие красивые получились шапочки.
4. Ребята, какой праздник скоро наступит? (Новый год).
У бурят Новый год называется САГААЛГАН или ПРИХОД БЕЛОГО МЕСЯЦА.
Летом проходит праздник -СУРХАРБАН – ОБРЯД ПОЧИТАНИЯ ЗЕМЛИ.
На праздник готовят разнообразную молочную пищу, поют песни, исполняют народные танцы. Проходят состязания всадников, борьба, стрельба по мишеням из лука.
- Посмотрите на бурятский муз. инструмент. Он называется МОРИНХУР.
- На какой русский муз. инструмент похож моринхур? (на балалайку)
- Чем похожи? Чем отличаются?
Делают моринхур из дерева или кожи, струны и смычок из конского волоса. Украшали очень красивыми узорами, на ручке конская голова.
Конь – морин, поэтому название моринхур.
Послушайте бурятские мелодии и песни.
Понравилось вам экскурсия по музею?
- О какой национальность живущей в Иркутской области вы узнали? (о Бурятах)
В следующий раз, я расскажу вам, о людях другой национальности живущей в Иркутской области -ТАФАЛАРАХ.
Давайте попрощаемся. Дети по - русски : до свидания, воспитатель по- бурятски: БАЯРТАЙ.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»
Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...
Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников
Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...