Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
«Прогулка в весеннем лесу»

Цели:

1. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, научить самостоятельно находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных.

2. Через пословицы и поговорки помочь узнать мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения, накопленные в течение долгих веков.

Задачи:

Образовательная: расширение представлений о весенних изменениях в природе; формирование представлений о процессах, происходящих весной в лесу – появления листочков на деревьях, росточков на земле, птенцов у птиц и детёнышей у животных.

Развивающая: развитие умений различать и называть растения, животных и их детёнышей; развитие представлений детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к жизни леса весной, культуры поведения в лесу весной.

Материалы:

Модель “Долгота дня”, модель “Приметы весны”, веточки сосны, ели, ольхи, черёмухи, еловые и сосновые шишки.

Воспитатель: Отгадайте, ребята, загадку:

Красавица-девица идёт,

Ярко солнышко ведёт,

А старушка-холодушка

Перед нею пятится,

В глушь лесную прячется.

                                 (Весна)

Как вы думаете, какая из этих карточек относится к весне? Почему? Правильно, весной день прибывает (день>ночь), мы с вами и стихи про это знаем.

Воспитатель и дети читают стихи В. Берестова “Песенка весенних минут”.

Что ни сутки,

По минутке,

День длинней,

Короче ночь.

Потихоньку,

Полегоньку,

Прогоняем зиму

Прочь.

Воспитатель: какие ещё приметы весны вы знаете?

Выстраивается модель “Приметы весны” – карточки со схематическими изображениями.

Дети:

  • Солнце светит и греет
  • Текут ручьи
  • Появляются первоцветы
  • Появляется трава, и распускаются листья
  • Прилетаю птицы и вьют гнёзда
  • Просыпаются животные
  • Животные линяют, некоторые меняют окрас
  • У животных появляются детёныши
  • Появляются цветы

Воспитатель: весна бывает разная. Послушайте:

Тает снежок.

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

(Весной света)

Весна света приходит в первом весеннем месяце (марте). Как вы думаете, какой любимый цвет весны света? (Жёлтый).

Март – переходное время. Морозные ночи и солнечные дни, звенит капель, появляются первые проталинки. Прощай, зима! Правду говорят: “Как зима ни злится, всё равно весне покорится”. Никогда не увидишь такого голубого неба, как бывает весной. Идёт весна, и ведёт за собой пернатых друзей. Какие птицы первыми прилетают в наши края? (Грачи). “Грач на горе – весна во дворе” – указывает народная примета. А из наших лесов на север, на лето, в марте улетают снегири, чечётки, свиристели. Как в народе называют месяц март? (Солнечником, капельником, протальником).

Послушайте музыку весны (“Весна в раю”). На что похожи эти звуки? (Это капель).

Будет утром нас капель –

В гости к нам пришёл…

                            (Апрель).

Отгадайте загадку:

По ней кораблики пускают

Когда уходят холода.

Жаль только, мамы отпускают

Сюда побегать не всегда!

                         (Лужа).

Как называется весна, когда звенят ручьи, растекаются лужи? Весна воды! Она приходит к нам в апреле. Какой любимый цвет весны воды? (Голубой, синий).

Давайте отправимся на прогулку и посмотрим, что делается в апреле в лесу. Какое яркое солнышко!

Проводится гимнастика для глаз – открываем и закрываем глаза, не поворачивая головы, поднимаем глаза вверх, опускаем вниз, смотрим вправо, влево.

С крыш домов спускаются сосульки.

Упражнение с движениями “Сосулька”.

Вниз головой висит сосулька.

(руки опускаем вниз)

От солнца насморк у неё.

(трогаем нос)

То от тепла она заплачет,

(собираем “слёзы” в ладонь)

То платьице ушьёт своё.

(проводим руками по талии вниз

и горизонтально “отрезаем длину”)

Придёт мороз и закалит.

(дрожим)

Немного за ночь подрастёт,

(руки вытягиваем вверх, встаём на носочки)

Окрепнет телом, потолстеет,

(обхватываем себя руками)

Тяжёлой станет – упадёт.

(приседаем)

Воспитатель: что надо делать, чтобы обезопасить себя, чтобы сосульки не нанесли нам вреда?

Дети: не ходить под крышами домов, там, где висят сосульки.

Воспитатель: вот мы и на лесной полянке. Земля всё ещё покрыта снегом! (Ведь именно в лес прячется старушка-холодушка зима). И снег здесь растает в последнюю очередь. Скажите, какой снег весной?

Дети: рыхлый, ноздреватый, влажный, сугробы осели, потемнели.

Воспитатель: сколько разных деревьев вокруг! Загустели, немного зазеленели их кроны. Почему это произошло? На деревьях набухли почки. Как нам узнать деревья?

Д/и «Угадай дерево».

Берёза, дуб, ясень, ель, сосна, ольха, кустарники, черёмуха, бересклет.

Как можно назвать такие деревья, как ель и сосна? Хвойные. А такие деревья, как берёза, дуб, клён, ясень называются лиственными.

Ребята! Что можно увидеть под деревьями на снегу? Семена, шишки. Что за странная шишка? Это её белочка погрызла. Если мы увидим под деревом такие вот шишки-кочерыжки, то догадаемся, что неподалёку живёт белочка.

Давайте вспомним, какие животные просыпаются весной. (Медведь, ёж, барсук, лягушки, ящерицы, насекомые). У животных зимой рождаются детёныши.

Д/и «Найди маму».

Непостоянен обманщик-апрель: то солнце, то снег, то дождик – всё вперемешку. К концу месяца солнышко красное прогоняет весь снег – поэтому апрель называют снегогоном. Моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи, отсюда ещё одно название апрелю – водолей. В апреле просыпаются берёзы, поэтому апрель называют – березень. Апрель – месяц первых цветов. Как их называют? Подснежниками. Какие подснежники вы знаете? Перелески, мать-и-мачеха, примула. Посмотрите, что это растёт на солнечной проталинке? Подснежник.

В лесу, где берёзы столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

“Я вижу, погода тепла и ясна;

Скажите, ведь правда, что это весна?”

                                                                  (П. Соловьёва)

Воспитатель: скажите, ребята, можно ли рвать подснежники?

Дети: нельзя, а то их совсем не останется. Лучше любоваться ими в лесу.

Воспитатель: очень любит весна меняться, переодеваться. Недаром её называют красавицей. Скажите, пожалуйста, какой любимый цвет у этой весны? Послушайте загадку:

Я раскрываю почки

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня…

              (Весна зелени).

Весна зелени приходит в конце апреля и в мае.

Вырастает молодая изумрудная травка, раскрываются молоденькие клейкие листочки. Поэтому и называют май – травень.

Всё очнулось ото сна,

Всё цветёт – пришла…

               (Весна цветов).

Ещё называют май – цветень. Много распускается разноцветных цветов, назовите их. (Ландыш, нарцисс, тюльпан).

Красивое время года весна, много у неё красок, и каждой краске – своё время. Поэтому и называют весну по-разному: весна света, весна воды, весна травы и цветов...

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему…

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием ИКТ технологии Цель: Уточнить представления...

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему:…

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: создание условий для развития физических качеств, накопления двигательного...

«Животные, животные красочные чудные»

«Животные, животные красочные чудные» Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность этого...

Читайте также

Адыгский орнамент в декоративно-прикладном искусстве

Адыгский орнамент в декоративно-прикладном искусстве Цель: познакомить детей с национальным декоративным искусством адыгского народа. Задачи: создать условия для ознакомления детей с орнаментным творчеством; сформировать...

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф»

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф» Аннотация Данная игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и умения применять уже...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...