Занятие «Водное Торнадо»

(Старший дошкольный возраст)

 

Цель и задачи:

  • Показать значение воды для всего живого.
  • Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха; текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить: познакомить с понятием водное торнадо и его способом образования, опасными ситуациями на воде.
  • Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать логическое мышление и предпосылки к деланию выводов, экспериментированию.

Оборудование и материалы:

  • Наждачная бумага
  • Две чистые, пустые 2-литровый бутылки с пластиковыми винтовыми колпачками
  • Клей
  • Изолента
  • Пищевой краситель
  • Серебряные блестки (можно мелко нарезать фольгу-обертку от конфеты)
  • Стеклянная банка с грязной водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, газета, разнос с предметами (деревянные ложки), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.

 

Ход занятия:

Воспитатель: загадывает загадку.

Не кузнец, а с клещами (рак);

Появляется игрушка рака, педагог озвучивает слова рака сам.

Воспитатель: спрашивает у детей, а где живёт рак? (Среда обитания - он живёт в воде).

А знали ли вы, что рак живёт только в чистой воде?

Ребята, к нам в гости пришёл господин рак и не просто так, а с большой просьбой. Он принёс нам немного воды из своего водоёма. Посмотрите – ка на неё, какая она? (грязная).

Рак:

Я не могу жить больше так,

Где грязь и мрак, ведь я же Рак!

И времени у меня очень мало,

Не только мне плохо жить так стало,

И рыбки в такой воде

Находятся тоже в беде.

Воспитатель: А кто же воду замутил и вам такую грязь залил?

Показ картинки героя Водного Торнадо. Рисунок №4

Рак: это водное Торнадо

Ему пакостить всё надо.

Воспитатель предлагает детям помочь Раку

Давайте попробуем очистить эту грязную воду?.. Как вы думаете, как, с помощью чего это можно сделать? (выслушиваются ответы детей)

На столе ряд материалов: ткани, разные виды бумаг, пластиковые и пластмассовые, металлические и деревянные ёмкости, песок и камни.

Воспитатель: А чем же можно очистить воду? Ваши предложения!

Педагог выслушивает гипотезы детей и целенаправленно наводит на мысль, что лучше использовать предметы для очистки из подручного материала.

Воспитатель задаёт вопрос: что такое вода? (Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода - жидкость, её можно наливать, переливать.

Воспитатель: Пропускает стакан воду? (нет) какая вода в стакане осталась? (грязная)

Воспитатель: Какие ещё материалы не пропускают воду? пластиковые и пластмассовые, металлические и деревянные ёмкости.

Давайте проверим (дети льют воду в ёмкости).

Изменилась ли вода?

Рак: Какая была, такая и осталась.

Грязная ужасно и её пить даже опасно.

Воспитатель:

Ребята, а для того, чтобы очистить воду, нужно взять материал, пропускающий или не пропускающий воду? (пропускающий) А что же пропускает воду? (бумага, ткань, песок)

Воспитатель: Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать механические примеси (частицы грязи). Для этого потребуется воронка (стеклянная или пластмассовая) и фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага.)

Возьмем бумажный фильтр, поместим его в воронку, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду и … Что мы видим?

Опыт № 1

«Фильтрация воды»

Дети выполняют опыт очистки воды на рабочих местах (с подготовленными фильтрами, стаканчиками с «грязной» окрашенной водой)

Ребята, с помощью чего можно очистить воду?

Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: Ну, что, Рак, чистой стала вода для тебя?

Рак: А вы знаете проверить нужно как?

Опыт № 2.

Имеет ли вода цвет, вкус, запах?

Воспитатель: да вот так.

Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).

Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)

Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

Рак:

Я вам, ребята, благодарен.

Водою чистой я одарен.

Мне теперь и без труда

Покорится вся вода.

Воду будем фильтровать

Чистой станет та опять.

А вы знаете, где есть вода? (ответы детей)

У вас на суше живут мои друзья.

Они расскажут вам зачем нужна вода.

Кукольный театр показывает педагог.

Сказка о воде (театральная импровизация стихотворения)

Внучка: Расскажи мне сказку о воде!

Бабушка: Знаешь, внученька, вода везде.

Осмотрись вокруг – озера и моря,

Без воды не проживет Земля твоя.

Воду ценит каждый человек,

Дерево не выросло б вовек.

Птицы, звери тоже воду пьют,

Рыбки без водички не живут.

Внучка: Как бы жили мы в своей квартире,

Если бы нам воду отключили?

Не умыться и не постирать,

Как тогда в квартире убирать?

Кушать, тоже варим на воде,

Бабушка: Что сказать? Вода – она везде!

Травка без водички не растёт,

Все живое без воды помрёт.

Внучка: По морям не плыли б корабли

И цветы на клумбах не цвели.

С речек орошаются поля,

Чтоб была красивою Земля.

Бабушка и внучка показывают плакат.

Рак: Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Воспитатель: Господин Рак

А как же быть с водным Торнадо, которому только пакостить надо?

Рак: а вы знаете как

Воспитатель: Нет.

Рак: Никто не знает...

Воспитатель: Ну, хотя бы познакомьте нас с ним, чтобы мы его избегали и в неприятные истории не попадали. Согласны, ребята?

Что же это такое Водное торнадо?

Показ рисунка.

Рак: Водное торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде рукава или хобот.

Возникновение торнадо или по-русски смерчей - удивительная загадка , почему-то о его происхождении удивительно мало информации , а ведь мелким или незначительным это явление назвать ну никак нельзя. Водное Торнадо возникает и движется над водной поверхностью. Такие Торнадо могут возникать на морях, заливах и озерах по всему миру. Водное торнадо могут опрокидывать лодки, небольшие суда, а при выходе на берег быть опасными для людей.

А ведь и огромный торнадо и маленькая воронка в ванной - это явления одного порядка , происходящего по одним и тем же законам.

Опыт №3

Давайте я вам силу водного Торнадо покажу.

Рак показывает опыт в умывальнике с игрушкой-лодкой. Он затыкает крышкой слив в раковине и наливает из крана воду больше середины уровня раковины. Господин Рак выпускает лодку в воду и убирает крышку из слива в раковине.

Что случилось с лодкой? (она кружится)

Что кружит её? (вода)

Хотите узнать как и что это делает так? (да)

Воспитатель: хотите, ребята? (да)

Опыт №4

Предварительная работа для подготовки экспериментального сосуда:

Зачистите наждачной бумагой вершины двух винтовых колпачков на бутылках, а затем склеить крышки вместе. Дайте высохнуть. Обмотайте изолентой по окружности две крышки, чтобы обеспечить дополнительную надежность соединению. Проделайте отверстие около 1 см в диаметре через обе крышки в центре.

Заполните одну из бутылок на две трети водой, добавьте пять капель пищевого красителя и серебряные блестки. Прикрутите склеенные колпачки на эту бутылку, а пустую бутылку прикрутите сверху.

Рак перевёртывает устройство для создания торнадо вверх тормашками, так чтоб окрашенная вода с блестками переливалась в пустую бутылку. Закручивает полную бутылку против часовой стрелки до образования воронки торнадо.

Воспитатель:

Что происходит?

Рак:

Вода вращаясь переливается вниз в пустую бутылку, образуя торнадо.

Показ рисунка.

Воспитатель:                                                                                      

Почему это работает?

Рак:

Я бутылки перевернул, что вода сделала?( текла, капала, струилась, лилась, бежала)

В этом опыте ты наблюдаешь действие двух сил. (Сила – это то, что способно изменить форму или движение предмета.) Одна из этих сил - сила притяжения, действующая на все объекты. Сила притяжения заставляет любой объект, в том числе и воду, падать на Землю. Благодаря ей вода льется из верхней бутылки в нижнюю.

Рак: Что я делал руками, а вы всё видели своими глазами? (крутили бутылку). Вращение бутылок заставляет воду двигаться. Вода, двигаясь по спирали вниз из верхней бутылки в нижнюю помогает создать Водное торнадо.

Воспитатель: Вы что-то видите, ребята в середине Водного Торнадо? ( В середине водного смерча имеется пустое место.)

Рак:

Эта «дырка» проходит от верха водяного столба до отверстия между бутылками. Благодаря ей воздух из нижней бутылки может перемещаться в верхнюю одновременно с движением воды в обратном направлении.

Воспитатель: показ рисунка №3                                                                                    

Ребята, а вы хотите попробовать сами воспроизвести Торнадо?

Приглашается 2-3 ребёнка для опыта.

Воспитатель:                                                                                      

Что может вода делать, когда происходит Торнадо?(крутиться, литься)

А кто этим руководит? (Торнадо)

Что помогает ему крутить воду? (сила)

Большая сила у этого Водного Торнадо, правда, ребята?

Рак:

Такую силу избегать надо!

А теперь, увы, пора!

Стала чистою вода.

Я прощаюсь, извините,

Плавать летом приходите.

Воспитатель:

До свидания, Господин Рак!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в…

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим «Какая бывает…

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим «Какая бывает посуда» с использованием МЭО Цель: систематизирование знаний по ознакомлению с окружающим...

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста из цикла занятий с использованием технологии...

Читайте также

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Здоровейка»

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе Тема недели «Здоровейка»

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем»

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем» Ведущая: Весна стучится в детский сад, Собою радует ребят, А с ней приходит праздник мам, Поздравить хочется их...