Конспект игры-занятия «На чём люди летают»

В соответствии с Федеральными Государственными требованиями занятие построено как совместная деятельность педагога с детьми в форме партнёрских взаимоотношений. В процессе различных видов деятельности дети приобретают знания, овладевают исследовательскими умениями, делают самостоятельные умозаключения. Происходит образовательный процесс, где ребёнок не объект для передачи знаний, а активная развивающаяся личность.

Занятие построено на интеграции различных видов деятельности и методических приёмов. Хороший результат для развития фантазии, творческого рассказывания даёт приём эмпатии, в основе которого лежит принцип отождествления себя с представляемым объектом. Причём, дети успешно берут на себя роли как живых объектов, так и неживых (самолёта, вертолёта), и процесс описательного рассказа становится более эмоциональным. В занятие включена продуктивная деятельность – конструирование и несколько экспериментов. В ходе экспериментальной деятельности дети учатся добывать знания самостоятельно, опытным путём.

Задачи:

  • Расширить и уточнить представления детей об авиационном транспорте.
  • Формировать первичные представления о космосе, профессии космонавтов.
  • Развивать познавательные интересы через экспериментальную деятельность.
  • Развивать фантазию.

Подготовка к занятию:

раздаточный материал: листы бумаги, воздушные шарики, геометрические фигуры; «ремни» для пристёгивания при «невесомости».

демонстрационный материал: изображение Земли, иллюстрации с изображением ракеты, космического корабля, еды для космонавтов, самолёта, вертолёта, воздушного шара или дирижабля; для опыта: коробка, линейка, мука, ложка

Ход занятия.

В.подводит детей к окну.

- Давайте посмотрим на небо: летят облака, птицы пролетают. О чём вы мечтаете, глядя в небо? Если кто-то из детей выскажет желание полетать, воспитатель поддерживает разговор: - с давних пор человек, глядя в небо, мечтал подняться над землёй высоко-высоко и полететь, как птица.

Давайте попробуем с вами полетать. (дети подпрыгивают, машут руками, залезают на стулья, прыгают, приземляются)

В. – Никак мы не можем взлететь, держит нас Земля, не отпускает. Есть у Земли сила большая, называется эта сила - земное притяжение. Всё, что бы мы ни подбросили – всё на Землю падает.

(воспитатель и дети подбрасывают разные предметы, которые падают) Люди даже приделывали себе большие крылья, махали ими, чтобы побороть эту силу – земное притяжение, но взлететь никак не могли.

Стали люди думать, наблюдать за явлениями природы, заметили, что тёплый воздух поднимается вверх, пар из носика чайника поднимается вверх, дым из печки поднимается вверх. А что, если нам собрать этот тёплый воздух и …

И придумали люди воздушный шар.

В. Давайте мы с вами превратимся в большой-пребольшой воздушный шар. Ваня (любой ребёнок), расскажи и покажи нам, какой ты шар.

(примерный рассказ ребёнка: я - огромный красный воздушный шар, внутри меня тёплый воздух; я поднимаюсь высоко, к облакам, лечу по небу, как большая птица, в моей корзине сидят люди, они радуются. Здесь на небе холодно, воздух во мне остывает, становится холодным и я опускаюсь на землю) Можно предложить другому ребёнку рассказать про его воздушный шар.

В. Стали люди думать. Думали-думали и придумали самолёт.

Сейчас мы все превратились в самолёты. Артём, расскажи всем про себя, какой ты самолёт, почему ты летаешь, высоко ли ты летаешь, далеко ли можешь улететь? (предложить другому ребёнку рассказать про себя-самолёт)

В.Самолёт, когда летит, опирается крыльями на воздух. Давайте подуем под листочки бумаги, посмотрим, как они поднимаются на воздухе. (дети проводят опыт)

В.На чём ещё люди летают? (на вертолётах) пусть вертолётом будет (имя мальчика). Расскажи нам про себя: какой ты вертолёт? За счёт чего летаешь? Чем ты отличаешься от самолёта?

В.Высоко и далеко люди стали летать, но в космос улететь всё равно не могли. Не было такого сильного мотора, чтобы оттолкнуться от Земли и улететь за атмосферу. Но потом учёные, конструкторы изобрели и построили ракету. У ракеты двигатель работает не так, как у самолёта. Двигатель состоит из нескольких частей – ступеней (показывает иллюстрацию ракеты) в каждой ступени взрывается газ и с силой выталкивается наружу и ракета взлетает.

Сейчас мы проведём опыт. Надуйте воздушные шарики, сожмите отверстие. А теперь отпустите.

Видите, шарики взлетели вверх, потому что воздух с силой вырывался из маленького отверстия.

Садитесь за столы, возьмите геометрические фигуры и выложите ракету так, чтобы у неё было три ступени.

В. Теперь у нас есть ракеты, можем лететь в космос. Отсчёт на старт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск!

Ступени одна за другой сгорают, наш космический корабль выведен на орбиту. (показывает на схеме, как корабль движется вокруг Земли)

Ой, что это с нами случилось? Мы не можем стоять, мы плаваем по кораблю (дети имитируют движения), кто знает, почему это происходит?

Правильно, в космосе нет земного притяжения, сила Земли уже не действует в космосе. Это называется невесомость.

Никто и ничто не может удержаться на местах в невесомости. Все приборы, все предметы приходится закреплять.

Мы с вами проголодались, пора и подкрепиться. Но что это, наливаю воду в стакан, а она собирается в капельки и летает вокруг, каша на ложке тоже не хочет держаться, наверное, у космонавтов какая-то особая еда. Давайте посмотрим. (рассматривают иллюстрации, обсуждают).

А если космонавты устанут, нужно как-то поспать. Кто придумает, как это сделать, чтобы никуда не улететь? Дети пристёгиваются к стульям «ремнями безопасности».

В космическом полёте космонавты работают, проводят различные эксперименты. И нам с вами пора поработать. Возьмите телескопы, «подлетите» к иллюминатору. Посмотрите, из космоса Луна значительно ближе, чем с Земли. Вы увидели пятна на поверхности Луны? Мы знаем, что это кратеры, а сейчас посмотрим, как же они образуются.

Будем действовать по плану (на доске схема)

Итак, представим, что мука в коробке – это поверхность Луны. Мы знаем, что в космосе летают различные тела - метеориты - и некоторые могут упасть на Луну. Возьмём в ложку муку и бросим на выровненную поверхность муки. Что произошло? Обсуждение результата.

Наше время пребывания в космосе подошло к концу. Приготовимся к возвращению на Землю. 10, 9,…0

Вот мы и на Земле. Понравилось ли вам путешествие в космос?


Литература:

  1. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления. Ж-л Дошкольное воспитание, 1997, 4.
  2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  3. Энциклопедия для самых маленьких: Науч.-поп. издание для детей.- М.: ООО «Изд.»РОСМЭН»-ПРЕСС», 2004.
  4. Я познаю мир: Космос: Детская энциклопедия/авт.-сост.Т.И.Гонтарук; М.:ООО «Издательство АСТ», 2002.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке»

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке» Задачи: Закрепить представление детей о геометрических фигурах, цифрах, знаках. Упражнять в выполнении действий сложения...

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема: Мир профессий. Профессии сейчас

Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для…

Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для детей 4-5 лет Звучит песня «Весна пришла». Дети «цепочкой» входят в зал...

Читайте также

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие…

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие творческого мышления дошкольников Не оспорим тот факт, что применение цифровых образовательных...

Занятие по ознакомлению с социальной действительностью. Тема «Сталинградская битва» 80…

Занятие по ознакомлению с социальной действительностью Тема «Сталинградская битва» 80 лет освобождения от фашизма Цель: Формировать мировоззрение ребёнка на основе исторических...

Чудесное завершение осени

Чудесное завершение осени Ну вот и проводили мы нашу чудесную осень! Но мы не будем грустить! Потому что в конце ноября...