Конспект занятия по курсу «По дороге к азбуке» образовательной Программы «Школа 2100» с детьми подготовительной группы
Тема занятия: «Знакомство со звуками [в] и [в']»

 

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о звуках [л], [л’], [й’]: их акустическую характеристику (звук [л] - согласный, твердый; [л’] - согласный, мягкий; [й’] - согласный, мягкий). Закрепить знание детьми графического изображения этих звуков - буквы «эль», буквы «и краткое».
  • Познакомить детей со звуками [в] и [в’], их акустическими характеристиками: звук [в] - согласный, твёрдый; звук [в’] - согласный, мягкий.
  • Познакомить детей с условными звуковыми обозначениями этих звуков (картинка, где изображено, как врет волк, обозначает звук [в]; картинка, где изображено, как дует ветер, обозначает звук [в’]). Закреплять умение детей выкладывать и «читать» слоги с помощью условных звуковых обозначений: ВА-АВ-ОВ-ВО-ВУ-УВ-ЭВ-ВЭ-ВЫ-ЫВ-ИВ; ВЯ-АВЬ-ОВЬВЁ- ВЮ-УВЬ-ЭВЬ-ВЕ-ВИ-ИВЬ.
  • Продолжать учить детей слышать и определять положение звуков [в] и [в’] в слове.
  • Учить детей словообразованию - глаголов приставочным способом: сыпать (всыпать), тащить (втащить), тереть (втереть), бежать (вбежать), лить (влить), крутить (вкрутить), тянуть (втянуть).
  • Учить детей изменять слова путём замены звуков - звука [в] на [в’]: кров (кровь), живот (живёт), привоз (привёз), завал (завял), вол (вёл), вал (вял).
  • Учить детей отгадывать ребусы. Познакомить детей с графическим изображением звуков [в] и [в’] - буквой «ВЭ».
  • Развивать фонематический слух детей, память, внимание, умение анализировать.
  • Воспитывать у детей интерес к занятиям, интерес к своей речи и речи окружающих.

Словарная работа: звук, буква, слог, согласный, мягкий, кров, завал, вал.

Материал к занятию:

Демонстрационный: карточка с изображением буквы «эль», буквы «и краткое»; картина для обыгрывания ситуации; картинки с условными обозначениями звуков [в] и [в’]; изображение хозяина звука [в] и хозяина звука [в’]; *********; магнитная доска, магниты; игрушки-персонажи; звуковые кубики; цветочки со словами (1-сыпать, тащить, тереть, нести, лететь, бежать, лить, кружить, тянуть; 2-кров, живот, привоз, завал, вол, вал); карточки к игра «разгадай ребус»;

Раздаточный: рабочие тетради, синие и зеленые карандаши по количеству детей, подставки.

Предшествующая работа: дидактические игры «Волшебные кубики», «Подберите картинки по схеме», «Прочитай слог».

 

Ход занятий:

-   Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу звуков. Но сначала давайте вспомним, с какой последней буквой мы с вами познакомились в прошлый раз? (с буквой «эль»)

Вопросы к детям:

- Какие 2 звука она обозначает? (мягкий согласный звук [л’] и твердый согласный звук [л])

- На какой улице живут звуки [л’] и [л]? (на улице согласных звуков)

- С какими звуками ещё мы с вами играли в прошлый раз? (со звуком [й’])

- Какой это звук? (звук [й’] - мягкий согласный звук)

- Где находится домик звука [й’]? (на острове м/у берегом согласных и берегом гласных звуков)

- Какой буквой обозначаются звук [й’] (буквой «и краткое»)

- Как мудрая сова посоветовала разделить подарки зайчика Айка и вещи пилота Лёни? (зайчику Айку надо отдать вещи, в название которых слышится звук [й’], а летчику - со звуком [л’])

- А теперь давайте сядем в поезд и отправимся в город звуков. Там мы узнаем что же дальше случилось с нашими друзьями, (воспитатель приглашает детей к магнитной доске. Дети встают полукругом)

- А дальше вот что было. Вскоре после того, как вещи были отданы свои хозяевам, пилот Лёня улетел на своем самолете. Наши друзья-игрушки помогли зайчику Айку донести подарки до его острова и после этого продолжили свою прогулку по городу звуков. Шагая по улице согласных звуков, они услышали вдалеке протяженный вой: «в-в-в». Игрушки сначала испугались, а потом стали гадать: кто это так воет? Мудрая сова посоветовала отправиться туда, откуда раздавался вой, и своими глазами увидеть, кто его издаёт, пока еще не стемнело. Подойдя поближе, они увидели, что на крыше будки сидит волк и воет, задрав кверху морду. На вопрос игрушек, отчего он воет (уж не обидел ли его кто-то?), волк ответил, что вой - это волчья песня, и предложил послушать волчий концерт, посвящённый скорому появлению на небе луны.

Надо вам сказать, что по соседству с волком в ветряной мельнице жил ветер. Он был большой проказник и обожал разные шалости. Дождавшись, когда игрушки усядутся, чтобы послушать волчьи песни, он тихонько подкрался к ним и с силой подул. «ВЬ-ВЬ-ВЬ» - услышали игрушки и, еще ничего не поняв, вдруг почувствовали, что они не сидят на земле, а кувыркаются в воздухе. Проказник ветер еще долго забавлялся, гоняя по воздуху 3-х друзей, и утих лишь тогда, когда на улице стало совсем темно.

Дети встают друг за другом и, имитируя движение поезда, проходят на свои места за столами.

- Ребята, приготовьте для работы свои тетради, откройте их по закладочке.

- Давайте вспомним, чем отличается звук [в] от звука [в’]? (звук [в] - твёрдый, обозначается синим цветом, а звук [в’] - мягкий -зеленым цветом).

- Посмотрите, ребята, Ёжик постарался и нарисовал нам картинки. Он хочет, чтобы вы узнали какой из знаков: [в] или [в’] слышится в названии каждой картинки и закрасим синим или зеленым цветом соответствующие клеточки ( в начале, в середине, в конце). Н-р: в слове валенки слышится твёрдый согласный звук [в] в начале слова, поэтому мы закрасим первую клеточку синим карандашом. Дальше задание вы будете выполнять самостоятельно. Затем мы его проверим.

- Молодцы ребята. Вы хорошо справились в заданием. Я тоже приготовила для вас игру, которая называется «Разгадай ребус».

Посмотрите на карточку. Какой слог изображен на ней, прочитайте его. (слог «во»).

- Что еще вы видите на карточке? (знак «+»; «круг»).

- Значит к слогу «во» Нужно прибавить слово «круг».

- Какое новое слово получилось? (вокруг).

- Второй ребус попробуйте отгадать самостоятельно.

- Какое слово получилось? (восемь).

- Правильно, ребята. А теперь давайте немножко отдохнём. Выйдите из-за столов, встаньте рядом со стульчиками и повторяйте за мной:

Физ. минутка «Ветер»:

Ветер дует нам в лицо, (дети вытягивают вперед руки и вращают кистями в направлении к себе)

Закачалось деревцо, (руки вверху, наклоны в стороны)

Ветер тише, тише, тише, (медленно приседают, плавно опуская руки)

Деревцо всё выше, выше, (медленно выпрямляются, поднимаются вверх руки).

- Ребята, сядьте на свои места. Сегодня к нам в гости пришла буква «ВЭ». Посмотрите на неё.

- Как вы думаете какие 2 звука она обозначает? (твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’])

- Как вы заштрихуете эту букву? (одну половинку синим цветом, другую - зеленым)

- Возьмите карандаши и заштрихуйте букву «ВЭ» в своих тетрадках.

- Ребята, послушайте загадку: Палочка, рядом 2 ровные дужки - вот и готовы очки ... для лягушки.

- О какой букве идёт речь? (буква «ВЭ»)

- На что может быть похожа буква «ВЭ»? (на очки, снеговика)

- Давайте превратим одну букву «ВЭ» в очки, другую — в снеговика.

Дети встают друг за другом и, имитируя движение поезда, проходят на свои места за столами.

- Ребята, приготовьте для работы свои тетради, откройте их по закладочке.

- Давайте вспомним, чем отличается звук [в] от звука [в’]? (звук [в] - твёрдый, обозначается синим цветом, а звук [в’] - мягкий -зеленым цветом).

- Посмотрите, ребята, Ёжик постарался и нарисовал нам картинки. Он хочет, чтобы вы узнали какой из знаков: [в] или [в’] слышится в названии каждой картинки и закрасим синим или зеленым цветом соответствующие клеточки ( в начале, в середине, в конце). Н-р: в слове валенки слышится твёрдый согласный звук [в] в начале слова, поэтому мы закрасим первую клеточку синим карандашом. Дальше задание вы будете выполнять самостоятельно. Затем мы его проверим.

- Молодцы ребята. Вы хорошо справились в заданием. Я тоже приготовила для вас игру, которая называется «Разгадай ребус».

Посмотрите на карточку. Какой слог изображен на ней, прочитайте его. (слог «во»).

- Что еще вы видите на карточке? (знак «+»; «круг»).

- Значит к слогу «во» Нужно прибавить слово «круг».

- Какое новое слово получилось? (вокруг).

- Второй ребус попробуйте отгадать самостоятельно.

- Какое слово получилось? (восемь).

- Правильно, ребята. А теперь давайте немножко отдохнём. Выйдите из-за столов, встаньте рядом со стульчиками и повторяйте за мной:

Физ. минутка «Ветер»:

Ветер дует нам в лицо, (дети вытягивают вперед руки и вращают кистями в направлении к себе)

Закачалось деревцо, (руки вверху, наклоны в стороны)

Ветер тише, тише, тише, (медленно приседают, плавно опуская руки)

Деревцо всё выше, выше, (медленно выпрямляются, поднимаются вверх руки).

- Ребята, сядьте на свои места. Сегодня к нам в гости пришла буква «ВЭ». Посмотрите на неё.

- Как вы думаете какие 2 звука она обозначает? (твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’])

- Как вы заштрихуете эту букву? (одну половинку синим цветом, другую - зеленым)

- Возьмите карандаши и заштрихуйте букву «ВЭ» в своих тетрадках.

- Ребята, послушайте загадку: Палочка, рядом 2 ровные дужки - вот и готовы очки ... для лягушки.

- О какой букве идёт речь? (буква «ВЭ»)

- На что может быть похожа буква «ВЭ»? (на очки, снеговика)

- Давайте превратим одну букву «ВЭ» в очки, другую — в снеговика.

 - Ну чтож ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями. Буква «ВЭ» вами очень довольна, но она с вами не прощается. Дома вы будете читать слоги, где встретитесь в буквой «ВЭ» и расскажите своим родителям с какими новыми звуками познакомились (звуками [в] и [в’]), в какие игры играли с ними. Закройте ваши тетради и можете идти играть. А дежурные мне помогут убрать весь материал.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект досуга - развлечения для детей средней группы с ТНР…

Конспект досуга - развлечения для детей средней группы с ТНР «День знаний. Давайте познакомимся» Цель: - познакомиться педагогу с детьми и детям...

Конструкт организации образовательной деятельности «Путешествие по карте». Тема: «Поверхность земли…

Конструкт организации образовательной деятельности «Путешествие по карте» Тема: «Поверхность земли и стороны света» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое...

Весь этот мир творит учитель

Весь этот мир творит учитель Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире...

Читайте также

К здоровью и гармонии через сенсорный сад

К здоровью и гармонии через сенсорный сад Этим летом в одном из солнечных уголков территории детского сада «Ласточка» села Ребрихи появился...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос» Цель – закрепить знания детей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП на тему: «Большой - маленький…

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП на тему: «Большой - маленький, группировка по цвету, один, много, ни одного» Младшая группа №2 Цель: Учить...