Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Путешествие к подножию вулкана»
Пояснительная записка.
Занятие ознакамливает дошкольников с природным окружением, формирует интерес к явлениям природы, расширяет представления о естественно научных связях между природными явлениями.
Занятие предполагает использование самых разных методов и приёмов. На нём широко применяется наглядность: натуральные объекты – минералы и оборудование для их обследования (лупа, пинцет, пипетка, деревянная палочка); фотографии; физическая карта мира; схемы – алгоритмы; предметные картинки; модель вулкана; просмотр DVD фильма.
В работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный. Дети получают возможность занять активную позицию, принять участие в проведении экспериментов и опытов, под моим руководством сделать выводы и произвести самостоятельные обобщения.
Я считаю, что, овладевая таким способом познания, как экспериментирования, дети развиваются активными, самостоятельными и творческими личностями, что доказывает моё занятие. При этом выполняется важнейшее условие современных образовательных стандартов – полноценное, всестороннее развитие ребёнка с учётом индивидуально – личностного подхода.
Программные задачи:
1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.
2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
Цели:
1. Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
2. Закрепить умение выявлять свойства материалов по схеме.
3. Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.
4. Активизировать словарь детей: минерал, твёрдый, плотный, не впитывает, вулкан, наковальня, лава, кратер, жерло.
Предварительная работа:
- Проведение серии занятий о воздухе, почве, воде, живых объектах, элементарных опытов с целью знакомства с их свойствами; прогулок, исследований, наблюдений, экскурсий.
- Знакомство с физической картой мира.
- Рассматривание альбомов: «Минералы - сокровища Земли» (см.приложение №1), «Опыты для детей».
- Чтение книг о природе, беседы о прочитанном.
- Изготовление макета вулкана.
- Изготовление схем – алгоритмов (см. приложение №2).
- Тонирование листа бумаги.
Индивидуальная работа:
- Активизировать фразовую речь у Надежды А., Дмитрия П.
- Совершенствовать звукопроизношение у Романа И., Анастасии К.
Материал и оборудование:
Объект исследования: минералы вулканического происхождения; картинки с изображением вулкана и бога огня Вулкана; физическая карта мира; макет вулкана; лупа; чашка Петри; стаканы с водой; поддоны; пипетки; салфетки; пинцеты; схемы (по количеству детей); конверт с письмом; посылка; ватман; краски; подставки для кистей; кисти (по количеству детей).
Ход занятия.
- К нам в детский сад пришло письмо и посылка для нашей группы (читает взрослый)
«Помогите мне, ребята,
Срочно разобраться надо:
Что за камни я собрал,
Что такое минерал?
Как узнаете - пишите,
Жду от вас я новостей,
Получать люблю я письма
От талантливых детей.
Дедушка Знай».
Дети открывают посылку.
- Да это же целая посылка камней?! Откуда они?
Дети: «Давайте их исследуем, а помогут нам схемы». (дети садятся за столы).
- Что определяем в начале? (ответы детей).
- Да, живое или не живое? (работа детей).
- Что хотите сказать? (неживое) Почему?
- Не двигается, потому что нет ног. Не дышит, потому что нет носа. Не питается, потому что нет рта. (см. приложение№3)
- Исследуем дальше (деятельность детей, см. приложение №4)
- Что вы хотите сказать об этом объекте (он твёрдый). Молодцы?
- А что сейчас определяем? (есть ли внутри воздух?)
- Давайте проверим (деятельность детей, см. приложение №5).
- Что вы хотите сказать?
Дети: «Когда камень опустили в воду, пузырьков не было. Значит, внутри камня воздуха нет».
- А что же дальше (воспитатель обращает внимание детей на схему)?
- Верно, впитывает ли камень воду. Проверяйте. (деятельность детей, см. приложение №6).
- Что вы хотите сказать?
Дети: «Салфетка мокрая, потому что вода скатывается вниз, значит, камень воду не впитывает».
- Какой можно сделать вывод?
Ответы детей – это не живое, твёрдое, не пропускает воздух и не впитывает воду – это минерал вулканического происхождения.
- А что такое вулкан? (ответы – предположения детей)
- Пойдёмте к нему в гости и точно узнаем (воспитатель подводит детей к демонстрационной доске).
Физминутка:
По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали,
Смело мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1, 2, 3». (см. приложение №7)
- Я расскажу вам легенду. Жил на свете бог огня по имени Вулкан (показ иллюстраций, см. приложение№8). Ему нравилось кузнечное дело. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине с оглушительным рёвом летели камни, огонь и пепел (см. приложение №9). «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Воспитатель показывает иллюстрации вулкана и организует обсуждение (см. приложение №10).
- Какой формы вулкан?
- На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер)
- Какие цвета присутствуют на изображении вулкана?
- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. ( см. приложение №11). Хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать. (Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится макет вулкана. В заранее приготовленную смесь из соды и красной сухой краски воспитатель добавляет немного уксуса. В результате дети наблюдают «извержение». См.приложение №12).
- Вулканы извергаются по – разному. Иногда они просто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». У нас в стране есть вулканы на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах (Воспитатель подводит детей к демонстрационной доске для рассматривания физической карты. См. приложение №13).
- Хотите на них посмотреть? ( да). (Просмотр DVD фильма «Вулканы Земли» 3 – 5 минут. См. приложение №14)
- Ребята, на вопрос Дедушки Зная мы ответили, но как узнает он наш ответ?
(дети предлагают нарисовать)
- Но сначала разомнём свои пальчики. (См. приложение №15)
Пальчиковая гимнастика:
Посчитаем мы сейчас,
Где вулканы есть у нас?
Через Запад на Восток
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг.
Минералы здесь нашли
Все собрали и пошли.
- Нам предстоит интересная и очень ответственная работа. Прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан?
- Какой вулкан у подножия? (широкий)
- Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, сочные, насыщенные – все оттенки красного)
Воспитатель обращает внимание на композиционное решение, напоминает, что умение работать сообща приводит к хорошим результатам.
(дети выполняют коллективную работу. См. приложение №16)
- Вы мастерски ответили на вопрос Дедушки Зная, с заданием отлично справились, спасибо за сотрудничество.
Перечень литературы:
1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2. Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 год.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 5 – е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
4. Воспитание и обучение детей в подготовительной к школе группе детского сада/ Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста. – С – П.: Детство – Пресс, 2009.
6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика – Синтез, 2005.
7. Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
8. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5- 7 лет/ Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс, 2010.
Читайте также |
---|
Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»
Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружок «Волшебные краски»
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по нетрадиционному рисованию) «Волшебные краски» психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного...
Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В…
Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В гостях у бабушки Полины»