Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Путешествие к подножию вулкана»

Пояснительная записка.

Занятие ознакамливает дошкольников с природным окружением, формирует интерес к явлениям природы, расширяет представления о естественно научных связях между природными явлениями.

Занятие предполагает использование самых разных методов и приёмов. На нём широко применяется наглядность: натуральные объекты – минералы и оборудование для их обследования (лупа, пинцет, пипетка, деревянная палочка); фотографии; физическая карта мира; схемы – алгоритмы; предметные картинки; модель вулкана; просмотр DVD фильма.

В работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный. Дети получают возможность занять активную позицию, принять участие в проведении экспериментов и опытов, под моим руководством сделать выводы и произвести самостоятельные обобщения.

Я считаю, что, овладевая таким способом познания, как экспериментирования, дети развиваются активными, самостоятельными и творческими личностями, что доказывает моё занятие. При этом выполняется важнейшее условие современных образовательных стандартов – полноценное, всестороннее развитие ребёнка с учётом индивидуально – личностного подхода. 

Программные задачи:

1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.

2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

Цели:

1. Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

2. Закрепить умение выявлять свойства материалов по схеме.

3. Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.

4. Активизировать словарь детей: минерал, твёрдый, плотный, не впитывает, вулкан, наковальня, лава, кратер, жерло.

Предварительная работа:

- Проведение серии занятий о воздухе, почве, воде, живых объектах, элементарных опытов с целью знакомства с их свойствами; прогулок, исследований, наблюдений, экскурсий.

- Знакомство с физической картой мира.

- Рассматривание альбомов: «Минералы - сокровища Земли» (см.приложение №1), «Опыты для детей».

- Чтение книг о природе, беседы о прочитанном.

- Изготовление макета вулкана.

- Изготовление схем – алгоритмов (см. приложение №2).

- Тонирование листа бумаги.

Индивидуальная работа:

- Активизировать фразовую речь у Надежды А., Дмитрия П.

- Совершенствовать звукопроизношение у Романа И., Анастасии К.

Материал и оборудование:

Объект исследования: минералы вулканического происхождения; картинки с изображением вулкана и бога огня Вулкана; физическая карта мира; макет вулкана; лупа; чашка Петри; стаканы с водой; поддоны; пипетки; салфетки; пинцеты; схемы (по количеству детей); конверт с письмом; посылка; ватман; краски; подставки для кистей; кисти (по количеству детей).

Ход занятия.

- К нам в детский сад пришло письмо и посылка для нашей группы (читает взрослый)

«Помогите мне, ребята,

Срочно разобраться надо:

Что за камни я собрал,

Что такое минерал?

Как узнаете - пишите,

Жду от вас я новостей,

Получать люблю я письма

От талантливых детей.

Дедушка Знай».

Дети открывают посылку.

- Да это же целая посылка камней?! Откуда они?

Дети: «Давайте их исследуем, а помогут нам схемы». (дети садятся за столы).

- Что определяем в начале? (ответы детей).

- Да, живое или не живое? (работа детей).

- Что хотите сказать? (неживое) Почему?

- Не двигается, потому что нет ног. Не дышит, потому что нет носа. Не питается, потому что нет рта. (см. приложение№3)

- Исследуем дальше (деятельность детей, см. приложение №4)

- Что вы хотите сказать об этом объекте (он твёрдый). Молодцы?

- А что сейчас определяем? (есть ли внутри воздух?)

- Давайте проверим (деятельность детей, см. приложение №5).

- Что вы хотите сказать?

Дети: «Когда камень опустили в воду, пузырьков не было. Значит, внутри камня воздуха нет».

- А что же дальше (воспитатель обращает внимание детей на схему)?

- Верно, впитывает ли камень воду. Проверяйте. (деятельность детей, см. приложение №6).

- Что вы хотите сказать?

Дети: «Салфетка мокрая, потому что вода скатывается вниз, значит, камень воду не впитывает».

- Какой можно сделать вывод?

Ответы детей – это не живое, твёрдое, не пропускает воздух и не впитывает воду – это минерал вулканического происхождения.

- А что такое вулкан? (ответы – предположения детей)

- Пойдёмте к нему в гости и точно узнаем (воспитатель подводит детей к демонстрационной доске).

Физминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3». (см. приложение №7)

- Я расскажу вам легенду. Жил на свете бог огня по имени Вулкан (показ иллюстраций, см. приложение№8). Ему нравилось кузнечное дело. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине с оглушительным рёвом летели камни, огонь и пепел (см. приложение №9). «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Воспитатель показывает иллюстрации вулкана и организует обсуждение (см. приложение №10).

- Какой формы вулкан?

- На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер)

- Какие цвета присутствуют на изображении вулкана?

- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. ( см. приложение №11). Хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать. (Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится макет вулкана. В заранее приготовленную смесь из соды и красной сухой краски воспитатель добавляет немного уксуса. В результате дети наблюдают «извержение». См.приложение №12).

- Вулканы извергаются по – разному. Иногда они просто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». У нас в стране есть вулканы на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах (Воспитатель подводит детей к демонстрационной доске для рассматривания физической карты. См. приложение №13).

- Хотите на них посмотреть? ( да). (Просмотр DVD фильма «Вулканы Земли» 3 – 5 минут. См. приложение №14)

- Ребята, на вопрос Дедушки Зная мы ответили, но как узнает он наш ответ?

(дети предлагают нарисовать)

- Но сначала разомнём свои пальчики. (См. приложение №15)

Пальчиковая гимнастика:

Посчитаем мы сейчас,

Где вулканы есть у нас?

Через Запад на Восток

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Минералы здесь нашли

Все собрали и пошли.

- Нам предстоит интересная и очень ответственная работа. Прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан?

- Какой вулкан у подножия? (широкий)

- Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, сочные, насыщенные – все оттенки красного)

Воспитатель обращает внимание на композиционное решение, напоминает, что умение работать сообща приводит к хорошим результатам.

(дети выполняют коллективную работу. См. приложение №16)

- Вы мастерски ответили на вопрос Дедушки Зная, с заданием отлично справились, спасибо за сотрудничество.


Перечень литературы:

1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2. Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 год.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 5 – е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

4. Воспитание и обучение детей в подготовительной к школе группе детского сада/ Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста. – С – П.: Детство – Пресс, 2009.

6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика – Синтез, 2005.

7. Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

8. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5- 7 лет/ Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс, 2010.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружок «Волшебные краски»

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по нетрадиционному рисованию) «Волшебные краски» психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного...

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В…

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В гостях у бабушки Полины»

Читайте также

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе раннего…

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе раннего возраста Тема: «Разноцветные шары» Образовательная область: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие. Цель:...

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС Дошкольная образовательная организация сегодня с большим темпом меняется, пытается попасть в ногу со временем...

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цель:  систематизировать и закрепить математические знания и умения...