Конспект организованной образовательной деятельности по области «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Ознакомление с природой» + «Художественное творчество» и «Чтение художественной литературы»

(старшая группа)

Цели образовательной деятельности:

Обучающие: Познакомить детей с лягушкой (обитание, питание, особенности, приспособление к окружающему миру).

Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам.

Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа.

Показать детям развитие лягушки   от икринки до взрослой особи.

Развивающие: Развивать мышление, координацию движений, мелкую моторику, сообразительности, наблюдательности, памяти.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное и бережное   отношение к живым организмам      

Воспитывать любознательность, интерес к природе.

Оборудование: Картинки с изображением лягушки, с изображением икринки, головастика, малька, лягушонка, художественное произведение Н. Сладков «Жалейкин и лягушонок», игрушечная лягушка, макеты водяной среды и суши, лягушки (оригами), баночки с водой, трубочки, пластилин, дощечки для лепки, стеки для каждого ребёнка.

Предварительная работа: чтение художественной литературы - сказки   про лягушек, рассматривание иллюстраций.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном обитателе нашего края. О ком пойдет речь вам подскажет загадка:

У болотной мягкой кочки

Под зелененьким листочком

Притаился попрыгушка

Пуче глазая... (Лягушка).

Воспитатель. Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о лягушке.

Весной и летом можно встретить в природе во многих местах лягушек. Они разные и по размеру, и по цвету. Некоторые люди считают их вредными, неприятными, некрасивыми. Но, несмотря на это, про них сочинили и стихи, и сказки. Вы знаете сказки про лягушку?

Дети. Да.

Воспитатель. А какие?

Дети. «Теремок», «Царевна- лягушка», «Лягушка- путешественница».

Воспитатель. Вы правильно назвали сказки. Это и «Лягушка – путешественница» В. Гаршина, и «Теремок» С. Маршака и русская народная сказка «Царевна – лягушка». (Воспитатель показывает книжки.)В этой сказке люди чуть не погубили царевну из-за того, что кощей превратил её в лягушку.

Все говорят о лягушках, а вот никто не знает, как им живётся.

Давайте, превратимся в лягушек, чтобы узнать, как им живется. Сделать это не трудно. Вы закрывайте глаза, я скажу волшебные слова, хлопну в ладоши три раза, и вы превратитесь в лягушат, а я в маму - лягушку. «По щучему веленью, по моему хотению, пусть эти дети превратятся в лягушат, а я в маму – лягушку.»

(Воспитатель надевает шапку лягушки и достает лягушку – игрушку).

Воспитатель. Откройте глаза. Ой, посмотрите мы не одни. К нам присоединился наш родственник. Теперь давайте расскажем, какие мы: какая у нас кожа?

Дети. Кожа лягушки холодная. Мокрая. Гладкая. Голая. Покрытая слизью.

Воспитатель. Правильно. У нас кожа, голая, холодная, покрытая слизью. И люди считают что если взять нас на руки, то у них в руках появятся бородавки. Это не правда.

Ребята, обратим внимание на наши ноги. Какой длины задние и передние ноги?

Дети. Передние короткие, задние длинные.

Воспитатель. Что помогает лягушке плавать?

Дети. Ноги.

Воспитатель. Чем интересен язык?

Дети. Красный. Длинный. Чтобы кушать. Чтобы ловить мух .

Воспитатель. Как мы передвигаемся?

Дети. Прыгаем.

Воспитатель. Дети, скажите, где мы живём?

Дети. В воде. На земле. В речке. В болоте. На озёрах. На суше.

Воспитатель. Правильно, дети, мы лягушки, можем жить и на земле, и в воде.

Лягушка, которая живёт на суше – травяная и она бурого цвета. А лягушка, которая живёт в воде - водяная и она зелёного цвета. ( Показывает картинки). Дети, а почему лягушки разного цвета?

Дети. От цвета окружающей среды. Потому что живут в воде. Потому что живут на земле.

Воспитатель. Дети, мы сейчас с вами поиграем в одну игру. Игра называется «Посели лягушек». Вот здесь у нас макет водяной среды и макет суши. В коробке «лягушата» бурого и зелёного цвета. Ваша задача «расселят» лягушек в свою среду обитания.

Воспитатель. Правильно ли вы заселили лягушек? (Анализ работы детей). Значит, где могут жить лягушки?

Дети. На земле и в воде.

Воспитатель. Дети, животные, которые могут жить и на воде, и на суше называют земноводными. Это слово состоит из слов вода и земля. Давайте, все вместе повторим это слово.

Дети. Земноводные.

Воспитатель. Дети мои, нас, лягушат, по-другому как могут назвать.

Дети. Земноводными.

Воспитатель. Детки мои лягушата, а вы знаете, как мы дышим?

Дети. Носом. Вдыхаем воздух носом, набираем его и выдыхаем. Лёгкими. Вдыхаем и выдыхаем.

Воспитатель. Мы, как и люди, вдыхаем воздух носом, набираем его в лёгкие и выдыхаем. Вот сейчас мы с вами глубоко вдохнём и выдохнем. Чем дышим?

Дети. Воздухом.

Воспитатель. Воздух вокруг нас, но мы его не видим, так как прозрачный. А вот в воде можно «увидеть». ( Воспитатель проводит с детьми опыт с воздухом: ставит баночки с водой, предлагает подуть через трубочку. Появляются много пузырьков воздуха.) Дети, что мы видим?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Дети, мы с вами увидели воздуха. Вот так мы, лягушки, и дышим. Но только не зимой. В состоянии зимнего покоя мы дышим не легкими, а кожей. Именно это помогает нам пережить трудное и холодное время.

В начале весны все лягушки просыпаются и начинают готовиться к свадьбам. Самцам – женихам нужно подозвать к себе самочек – невест. А они такие капризные, что без свадебных песен ни за что не придут. Вот самцы и начинают петь и поют они на совесть, громко и старательно. А теперь давайте устроим весёлый лягушачий хор. (Пение). Молодцы лягушата, хорошо квакаете! Но не - долго лягушки дают концерт. Самки – невесты прибудут на свадьбу вечером, а ночью начнут метать икру. Пройдёт время, и из икринок появляются на свет головастики, потом они вырастают вот таких мальков. Ну когда у мальков отломаются хвостики они становятся настоящими лягушатами. (Расставить по порядку картинки, что было в начале, а что потом).

 Дети, расставьте картинки с изображением этапов роста лягушки в правильной последовательности. (Анализ работы детей).

Дети, кто скажет, чем питаются взрослые лягушки?

Дети. Мухами. Пауками. Бабочками. Гусеницами.

Воспитатель. Да, дети, вы правы. Мы питаемся насекомыми. Охотятся лягушки только вечером и ночью. Лягушки бросаются только на движущуюся цель. Добычу, которая сидит неподвижно, они не замечают. Лягушки поджидают добычу, затем прицелившись, точным броском выталкивают изо рта свой язык.

Дети, сейчас мы немножко отдохнем и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка: "Лягушка"

Лягушечки – квакушечки

 По берегу гуляют.

Комариков – судариков

И мошек собирают.

Воспитатель. Дети, если бы нас, лягушек не стало, то что случилось бы в природе?

Дети. Много было бы комаров. Людей укусили бы комары. Не было бы пенье лягушек. Около речек и озёр было бы скучно.

Воспитатель. Да, дети мои, лягушки нужные и полезные существа. Мы приносим большую пользу природе. За ночь мы съедим целые кучи комаров, так же очищаем воду.

Но мы сейчас должны превратиться в детей. Встаем, я скажу волшебные слова: «1,2,3 повернитесь и в людей превратитесь».

Ребята, я хочу прочитать вам рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок». Слушайте внимательно.

Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка. - Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно. Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости. - Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте! А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате. Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел (погиб). Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.  

Ребята, нельзя брать лягушек из природы к себе домой как будто бы из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо. Всё, что есть в природе должно быть сохранено. Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, и у каждого своя роль и место.

Сейчас, ребята, мы с вами сделаем лягушку из пластилина.

Ребята, для лепки какого мы цвета пластилина взяли.

Дети. Зелёного.

Воспитатель. Значит, где живёт наш лягушонок?

Дети. В воде.

Воспитатель. Пластилин поделите на 4 ровные части. Для заготовления лапок возьмите один из четырёх кусочков. Сначала сделаем задние лапы. Ребята, какие у лягушки задние лапы?

Дети. Длинные.

Воспитатель. Да, правильно. Из двух частей скатайте одинаковые по толщине валики.

Сплющите концы валиков и наметьте на них стеком перепонки. Однако запомните: изгибать лапки сейчас нельзя.

Теперь сделайте передние лапки лягушки. Ребята, какими должны быть они?

Дети. Передние ноги короче задних ног.

Воспитатель.     Поэтому оставшийся третий кусочек пластилина разделите пополам и с этими половинками повторите всю процедуру изготовления задних лапок.

Получатся передние лапки.

Оставшиеся три части пластилина скатайте в шар. Из шара вылепите заготовку, по форме похожую на небольшой огурчик

Сделайте надрез на одном конце этого «огурчика» и слегка отогните нижнюю часть. Если вы хотите, чтобы лягушка улыбалась, стеком загните уголки рта вверх.

Из белого пластилина скатайте два маленьких одинаковых шарика — глаза лягушки. Закрепите их на голове. Сверху накройте глаза двумя тонкими зелеными веками, следя за тем, чтобы сзади они соприкасались с зеленым туловищем. В рот лягушки вложите красный язычок. Ребята, а для чего нужен язык для лягушек?

Дети. Что бы поймать комаров и мух.

Воспитатель. А как охотятся лягушки?

Дети. Лягушки видят только движущихся комаров и мух. Лягушка сидит и ждёт когда прилетит муха.

Воспитатель. Всё правильно. Молодцы.

Особенность сборки лягушки заключается в том, что если передние лапки можно прикрепить самым обычным способом, то задние следует крепить перепонками вверх. Аккуратно замазав места соединения лапок, загните задние лапки вперед и вниз так, чтобы они плотно касались доски. Теперь лягушка готова.

Воспитатель. Все старались. Все молодцы, ребята.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...

Читайте также

Конспект ООД «Безопасное поведение зимой» для детей средней группы

Конспект ООД «Безопасное поведение зимой» для детей средней группы Цель: формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период...

Сценарий развлечения по познавательному развитию «Берегите лес ребята!» в старшей…

Сценарий развлечения по познавательному развитию «Берегите лес ребята!» в старшей группе Цель: формирование у детей бережного отношения к природе. Программные задачи: - сформировать у детей...

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе. Тема:…

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» Цель: Формирование уважительного отношения...