Конспект занятия в подготовительной к школе группе: «Поздняя осень на Руси»

Программное содержание:

  • Развивать интерес к народной культуре, фольклору через загадки и пословицы;
  • Приучать детей выразительно читать наизусть стихи. Развивать поэтический слух, восприятие музыкальности поэтической речи, образное содержание художественных текстов;
  • Вызвать у детей положительный отклик на явления природы, учить передавать его средствами изобразительной деятельности.

Активация словаря: поздняя осень, сени, ограда, нива.

Поздней осенью заканчивались все полевые и огородные работы. Был убран урожай. Пусто и тихо становилось на полях.

В середине октября повсюду отмечался праздник окончания тяжелых полевых работ. К этому дню мыли деревянные стены и полы в избах. Чистили и отмывали сени. Мужчины чинили избу и крыльцо, поправляли ограду. Устраивали уборку во дворе.

А потом готовили праздничную еду. Приходили в гости родные и соседи. Все вместе веселились. (Слушание русской народной музыки, предложить поплясать).

Угадайте загадку:

Осенью черно, зимою бело,

Весною зелено, летом желто.

                                        (Нива)

Вспомните загадки об осени. Можете сочинить их сами?

Грустная это пора – осень, нов ней есть свои радости. О них говорится в этих стихах.

Стихи об осени читают дети. С. А. Есенин: «Нивы сжаты, рощи голы…», А. Н. Матьков: «Осенние листья по ветру кружат…»

    С. А. Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.


Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем – совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

  А. Н. Матьков


Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О, лес наш родимый, конец твой пришел!»

                                                              

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила дня новой весны.


Чем радует человека поздняя осень? (конец полевых работ, скорым приходом зимы…)

Давайте поиграем в осень.

Каким голосом говорит ранняя осень? Вот так стучит дождь по стеклу… Вот так стучит дождь по стеклу… Вот так он ударяется об землю на грядке… Собака прибежала под навес от дождя…

А теперь – какой голос у поздней осени?

Как говорят дождь…, ветер…, деревья…, снег…?

А теперь представим себе, что мы – крестьянские дети, и живем много, много лет тому назад.

Наступила осень. Нивы сжаты, рощи голы… Ты сидишь в избе и смотришь в окно на улицу. Какое у тебя настроение? Что ты переживаешь? (Грустное, тоскливое, скучное, печальное )

Обратимся к осени так, как это было в старину. А говорили так: осень – мокрохвостка, батюшка – сентябрь, осень долгая и ясная, ты рябинушка кудрявая, заиндеви дубравы, обели травы, бабье лето.

Повторите, какие выражения вы запомнили?

А сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы изобразите на рисунке без сюжета свое настроение от этого стихотворения.

А. Н. Плещеев

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.


Вянет и желтеет

Трава на лугах,

Только зеленеет

Озимь на лугах.


Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле веет,

Дождик моросит.


Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В теплые края.

Какие чувства вызвало у тебя это стихотворение? (Радость, грусть, печаль).

Самое грустное время года наступает в ноябре. Дни становятся короткими, а ночи длинными. Ветер свищет по опустелым полям. Небо подернулось серыми тучами. Идут бесконечные дожди. Везде непросыхающая грязь. Из – за нее нельзя проехать по дорогам. ( Картинка)

Давно уже у крестьянина есть нужда в дровах. Поехать бы за ними в лес, но нельзя – ни на телеге, ни на санях не проедешь из – за грязи. (Картинка)

У сельского хозяина уже обмолочена рожь, можно бы и продать, но дороги нет. Все ждут снега и мороза. Тогда подморозит дорогу и по ней можно будет проехать на санях.

Антошка Игнатьев вместе с мамой подобрали пословицу о неустойчивой, разнообразной осенней погоде:

В осеннее ненастье семь погод во дворе:

Сеет, веет, крутит, мутит, ревет,

Сверху моет, а снизу метет.

А вы какие пословицы и поговорки об осени выучили со своими родителями? (Пословицы и поговорки ).

А сейчас мы с вами поиграем: отгадки на загадки мы будем с вами рисовать.


Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица.

                        (Ветер).

Летит сова по синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

                          (Туча).

Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Падет – почернеет.

                         (Лист).

Приходил, стучал по крыше,

Уходил, никто не слышал.

                            (Дождь).

Стоит лепешка на одной ножке.

Кто мимо не пройдет, всяк поклониться.

                                     (Гриб).

В небе подсолнух весь год цветет,

А семян не дает.

                                 (Солнце).




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Волшебная страна - Математика» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10...

Конспект по рисованию в подготовительной группе на тему «Зимние виды…

Конспект по рисованию в подготовительной группе на тему «Зимние виды спорта» Цель: овладенее способами и приемами изображения фигуры человека в движении...

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа…

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Воспитание здорового образа жизни детей на...

Читайте также

Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход»

Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» для...

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие…

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад» (Возраст детей: 3-4 года) Цель: Создание условий для разучивания...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова…

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова. Тема: звук [Р`] Цель: автоматизация звука [Р`] в середине слова Задачи: Коррекционно...