Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

«Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»

Программное содержание:

Обучающие задачи: Знакомить детей с основными событиями жизни Богородицы. Ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа. Учить детей понимать смысл послушания, смирения, любви.

Воспитательные задачи: Содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера; способствовать позитивным изменениям во внутрисемейных отношениях.

Развивающие задачи: Способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни ребенком, через знакомство с миром иконографии. Развивать словарный запас и умение строить более сложные фразы.

Ход занятия:

1 часть занятия.

Воспитатель: Дети, какие осенние праздники вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель: Кроме того, в последнее воскресенье октября отмечается новый праздник «День Матери», воздавая должное материнскому труду и ее бескорыстной жертве ради блага своих детей.

В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность, заботу и ласку.

- Ребята, может, кто-нибудь хочет рассказать стихотворение о маме?

(Дети читают стихотворения по желанию)

Педагог обращает внимание на иллюстрацию иконы с изображением Пресвятой Богородицы с младенцем на руках и интересуется: знают ли, дети, чей Образ на иконе?

- Дети, я сегодня покажу вам иконы (название образа) Божьей Матери. Божия матерь на руках держит младенца. Это маленький Иисус Христос. Посмотрите, как бережно Она Его держит, ласково наклонила к нему свою голову. Сразу видно, что Она Его очень любит, заботится о Нем. Рассматривание икон Пресвятой Богородицы (слайд-шоу) и рассказ о Ее значение - Матери Бога и покровительнице людей:

Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом её было – никогда никого не оскорблять, всем желать добра, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. У неё не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид её был выражением души, олицетворением чистоты.

Все дни свои Богородица обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Роста она была среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, брови дугообразные, уста цветущие, кисти рук и пальцы длинные. В беседе с другими Она сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась. Она нимало о себе не думала. Относительно одежд, которые носила, довольствовалась их естественным цветом, что и теперь доказывает Её священный головной покров.

Прочитать стихотворение «В бурю»:

Комнату лампада кротко озаряла

Мать, над колыбелью наклонясь, стояла.

А в саду сердито выла буря злая,

Над окном деревья темные качая.

Дождь шумел, раскаты слышалися грома;

И гремел, казалось, он над крышей дома.

На малютку-сына нежно мать глядела;

Колыбель качая, тихо песню пела:

«Да, уймись ты, буря! Не шумите, ели!

Мой малютка дремлет тихо в колыбели!

Ты, гроза Господня, не буди ребенка!

Пронеситесь, тучи черные, сторонкой».

Бурь еще немало впереди, быть может,

И не раз забота сон его встревожит.

Спи, дитя, спокойно! вот гроза стихает,

Матери молитва сон твой охраняет.

Завтра, как проснешься и откроешь глазки,

Снова встретишь солнце, и любовь, и ласки.

Воспитатель: У каждого из вас тоже есть мамочка. Ваши мамы любят вас так же, как Божия Матерь своего младенца. Любовь матери к своему ребенку – особая, жертвенная. Это такая любовь, когда человек может отдать для другого что-то для него дорогое, с чем трудно расстаться, а иногда и свою жизнь. Так любят вас ваши мамы и папы.

- А вы любите своих родителей?

- Расскажите, пожалуйста, что каждому из нас нужно делать, чтобы мама, папа почувствовали нашу любовь и заботу о них?

Словесная игра: «Как я помогаю маме, папе, бабушке, дедушке»

Дети по желанию рассказывают, какими делами можно выразить свою любовь к родным.

2 часть занятия, Беседа об отношении к маме. Прочитать или рассказать рассказ «Садик»:

Мама смотрела в окно. Игнат играл в саду. Он наломал прутиков и стал сажать их рядами. Мама спросила: « Что это ты делаешь, сынок?» Мальчик отвечал: «Я сажаю садик. У меня скоро вырастут яблоки. Я буду кормить тебя и папу». Мама позвала к себе Игната и поцеловала его беленькую головку.

3 часть занятия: Игра-перечисление «А поблагодарил ли ты маму (папу, бабушку, дедушку и т. д.) за ...» (Перечень трудов, полагаемых на ребенка в семье, чтобы он их заметил и оценил).

Результат занятия: усвоение ребенком вечных человеческих ценностей: послушания, милосердия, сострадания, стремление его к добру и неприятие зла.


Материал к занятию:

1. «Библия предсказанная детям» сост. София Дестунис, Санкт – Петербург, 1991г.

2. «Святая Русь». История России в рассказах для детей; изд-во «Современник». Москва, 1994.

3. Репродукции с Богородичных икон Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Покров (слайд-шоу).

4. «Лесенка-чудесенка» литературно-художественный православный календарь для детей и родителей, сост. Вера Каткова, Анна Савельева.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга»

Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга» Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и умение работать в коллективе. Задачи: создание изображения предметов по представлению; объединение...

Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта»

Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта» Зурлар төркеме өчен “Сөйләм үстерү”, “Нәфис-нәфасәти”,”Танып белү”, “ Социаль - аралашу” үсешләре буенча “Әбиләрдә кунакта” темасына белем бирү эшчәнлеге конспекты Тема:...

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству…

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству родного края Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию...

Читайте также

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел»

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел» Виды детской деятельности: игровая; коммуникационная. Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли. Задачи: Образовательные: приобретать первичных...

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста…

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста «Времена года» Аннотация: Дидактическая игра представляет собой пособие, которое может помочь детям научиться...

Фрагмент комплексно-тематического плана на тему «Загадочный космос» в средней группе

Фрагмент комплексно-тематического плана на тему «Загадочный космос» в средней группе Актуальность. Интерес к космосу возникает у детей с ранних лет. Сначала они рассматривают...