Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
«Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»
Программное содержание:
Обучающие задачи: Знакомить детей с основными событиями жизни Богородицы. Ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа. Учить детей понимать смысл послушания, смирения, любви.
Воспитательные задачи: Содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера; способствовать позитивным изменениям во внутрисемейных отношениях.
Развивающие задачи: Способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни ребенком, через знакомство с миром иконографии. Развивать словарный запас и умение строить более сложные фразы.
Ход занятия:
1 часть занятия.
Воспитатель: Дети, какие осенние праздники вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Кроме того, в последнее воскресенье октября отмечается новый праздник «День Матери», воздавая должное материнскому труду и ее бескорыстной жертве ради блага своих детей.
В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность, заботу и ласку.
- Ребята, может, кто-нибудь хочет рассказать стихотворение о маме?
(Дети читают стихотворения по желанию)
Педагог обращает внимание на иллюстрацию иконы с изображением Пресвятой Богородицы с младенцем на руках и интересуется: знают ли, дети, чей Образ на иконе?
- Дети, я сегодня покажу вам иконы (название образа) Божьей Матери. Божия матерь на руках держит младенца. Это маленький Иисус Христос. Посмотрите, как бережно Она Его держит, ласково наклонила к нему свою голову. Сразу видно, что Она Его очень любит, заботится о Нем. Рассматривание икон Пресвятой Богородицы (слайд-шоу) и рассказ о Ее значение - Матери Бога и покровительнице людей:
Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом её было – никогда никого не оскорблять, всем желать добра, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. У неё не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид её был выражением души, олицетворением чистоты.
Все дни свои Богородица обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Роста она была среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, брови дугообразные, уста цветущие, кисти рук и пальцы длинные. В беседе с другими Она сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась. Она нимало о себе не думала. Относительно одежд, которые носила, довольствовалась их естественным цветом, что и теперь доказывает Её священный головной покров.
Прочитать стихотворение «В бурю»:
Комнату лампада кротко озаряла
Мать, над колыбелью наклонясь, стояла.
А в саду сердито выла буря злая,
Над окном деревья темные качая.
Дождь шумел, раскаты слышалися грома;
И гремел, казалось, он над крышей дома.
На малютку-сына нежно мать глядела;
Колыбель качая, тихо песню пела:
«Да, уймись ты, буря! Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет тихо в колыбели!
Ты, гроза Господня, не буди ребенка!
Пронеситесь, тучи черные, сторонкой».
Бурь еще немало впереди, быть может,
И не раз забота сон его встревожит.
Спи, дитя, спокойно! вот гроза стихает,
Матери молитва сон твой охраняет.
Завтра, как проснешься и откроешь глазки,
Снова встретишь солнце, и любовь, и ласки.
Воспитатель: У каждого из вас тоже есть мамочка. Ваши мамы любят вас так же, как Божия Матерь своего младенца. Любовь матери к своему ребенку – особая, жертвенная. Это такая любовь, когда человек может отдать для другого что-то для него дорогое, с чем трудно расстаться, а иногда и свою жизнь. Так любят вас ваши мамы и папы.
- А вы любите своих родителей?
- Расскажите, пожалуйста, что каждому из нас нужно делать, чтобы мама, папа почувствовали нашу любовь и заботу о них?
Словесная игра: «Как я помогаю маме, папе, бабушке, дедушке»
Дети по желанию рассказывают, какими делами можно выразить свою любовь к родным.
2 часть занятия, Беседа об отношении к маме. Прочитать или рассказать рассказ «Садик»:
Мама смотрела в окно. Игнат играл в саду. Он наломал прутиков и стал сажать их рядами. Мама спросила: « Что это ты делаешь, сынок?» Мальчик отвечал: «Я сажаю садик. У меня скоро вырастут яблоки. Я буду кормить тебя и папу». Мама позвала к себе Игната и поцеловала его беленькую головку.
3 часть занятия: Игра-перечисление «А поблагодарил ли ты маму (папу, бабушку, дедушку и т. д.) за ...» (Перечень трудов, полагаемых на ребенка в семье, чтобы он их заметил и оценил).
Результат занятия: усвоение ребенком вечных человеческих ценностей: послушания, милосердия, сострадания, стремление его к добру и неприятие зла.
Материал к занятию:
1. «Библия предсказанная детям» сост. София Дестунис, Санкт – Петербург, 1991г.
2. «Святая Русь». История России в рассказах для детей; изд-во «Современник». Москва, 1994.
3. Репродукции с Богородичных икон Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Покров (слайд-шоу).
4. «Лесенка-чудесенка» литературно-художественный православный календарь для детей и родителей, сост. Вера Каткова, Анна Савельева.
Читайте также |
---|
Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга»
Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга» Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и умение работать в коллективе. Задачи: создание изображения предметов по представлению; объединение...
Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта»
Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта» Зурлар төркеме өчен “Сөйләм үстерү”, “Нәфис-нәфасәти”,”Танып белү”, “ Социаль - аралашу” үсешләре буенча “Әбиләрдә кунакта” темасына белем бирү эшчәнлеге конспекты Тема:...
Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству…
Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству родного края Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию...