Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для детей 4 – 5 лет «Мы держим путь к добру и радости»
Цель:
Формирование у детей моральных представлений о положительных чувствах и эмоциях (добре и радости).
Задачи:
Образовательные: раскрыть сущность понятий «добро» и «радость»; показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам и поступкам;
Речевые: активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, заботливость, правдивость, внимательность); учить составлять творческие рассказы на заданную тему;
Развивающие: развивать у детей воображение и внимание;
Воспитательные: воспитывать добрые чувства к окружающим людям, потребность в хороших помыслах и поступках.
Материал: Фонограммы песен «Что такое доброта», «Нам нельзя без дружбы»; игрушка Солнышко; пиктограммы эмоций; схемы; газета «Мы держим путь к добру и радости»; иллюстрированное пособие «Уроки доброты»; текст рассказа В. Осеевой «Хорошее»; записка Солнца.
Предварительная работа: Беседы о добре, радости, дружбе; разучивание песни «Нам нельзя без дружбы»; разучивание девиза дошколят, стихотворения О. Дриз «Добрые слова»; знакомство с пиктограммами эмоций; ТРИЗ (дидактические игры со схемами); оформление газеты «Мы держим путь к добру и радости» (книжка – малышка с рисунками о радостных моментах, рисунки о добрых поступках); рассматривание иллюстраций пособия «Уроки доброты»; составление рассказов о добрых поступках; знакомство с пословицами о добре.
План занятия:
1. Фонограмма «Что такое доброта». Мотивация (Солнышко заглянуло в группу узнать: «Живут ли дети в добре и радости?»)
2. Девиз дошколят (стихотворение «Мы веселые рабята» из газеты); ТРИЗ: пиктограммы эмоций, схемы (перечисление эмоций, с которыми живут дети).
3. Главенствующая эмоция «Радость»:
- рассматривание газеты «Мы держим путь к добру и радости»:
- беседа: «Что приносит радость?», книжка-малышка с рисунками-примерами детей, откровения родителей, стихотворение «Радуйся!».
4. Доброта приносит радость:
- беседа о доброте, стихотворение «Добрым быть совсем не просто»;
- рассматривание иллюстраций пособия «Уроки доброты» (рассказы детей о добрых поступках людей, увиденных Солнышком), додумывание закрытого фрагмента иллюстрации (проблемная ситуация);
- пословицы о добре, знакомство с новой пословицей;
- чтение и анализ рассказа В. Осеевой «Хорошее»;
- примеры личных добрых поступков детей, отраженных в газете;
- стихотворение О. Дриз «Добрые слова».
5. Дружба – это Радость:
- цитата из стихотворения Окуджавы;
- песня в исполнении детей «Нам нельзя без дружбы».
6. Смех радостного и довольного Солнышка, записка-напутствие.
Ход занятия:
Звучит фонограмма песни «Что такое доброта». Над детьми под потолком подвешено Солнышко, которое хочет порадоваться радостным и добрым детям.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам заглянуло весеннее Солнышко, чтобы узнать, живем ли мы в добре и радости. Если оно в этом убедится, то зальется звонким добрым смехом. Ребята, давайте расскажем, как мы с вами поживаем? Каков наш девиз?
Ребенок читает стихотворение:
«Мы веселые ребята, мы ребята – дошколята,
Никого не обижаем, как заботиться – мы знаем.
Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорощо, будет радостно, светло!»
Воспитатель: Солнышко, мы живем хорошо: радостно, весело. Но, как и у любого человека, у нас бывают разные эмоции в зависимости от обстоятельств. Ребята, давайте расскажем: когда и какие эмоции мы переживаем.
Детям предлагается к каждой пиктограмме эмоций подобрать подходящие схемы,
рассказав о своих настроениях. Например:
Воспитатель: Ребята, мы с вами переживаем разные эмоции. Но самая положительная и приятная – это РАДОСТЬ (об этом вы рассказали в нашей газете «Мы держим путь к добру и радости»). Расскажите, пожалуйста, Солнышку, что вам приносит радость?
Дети рассматривают книжку-малышку в газете и рассказывают о своих рисунках, отражающих радостное настроение. Например:
Даша:
Я радуюсь, когда меня мама целует;
Я радуюсь, когда встречаю жениха;
Соня:
Я радуюсь, потому что наступает весна;
Я радуюсь, когда встречаюсь с друзьями;
Даня:
Я радуюсь, когда мама мне читает книжки;
Я радуюсь, когда мою посуду;
Андрей:
Я радуюсь, потому что люблю маму;
Я радуюсь, когда бываю в парке;
Таисия:
У нас музыкальные занятия;
Я радуюсь, когда хожу в садик;
Илья:
Я радуюсь, когда к нам приходят гости;
Я радуюсь, когда я с мамой;
Никита:
Я радуюсь, когда встречаюсь с другом;
Я радуюсь, потому что родилась сестренка;
Стас:
Я радуюсь, когда здороваюсь в садике;
Я радуюсь, когда играю с братом;
Вика:
Я радуюсь, когда играю в парке;
Я радуюсь, когда я с мамой и папой;
Антон:
Я радуюсь, когда прихожу в садик;
Я радуюсь, когда ночую у бабушки;
Миша:
Я радуюсь, когда целую маму;
Я радуюсь, потому что мне купили карандаши;
Соня:
Я радуюсь, когда играю в куклы;
Я радуюсь, когда мама мне покупает фломастеры;
Степа:
Я радуюсь, когда мне покупают игрушки;
Я радуюсь, когда светит солнце;
Лена:
Я радуюсь, когда катаюсь на велосипеде;
Я радуюсь, когда помогаю маме;
Лера:
Я радуюсь, когда мне покупают новые платья;
Я радуюсь, когда меня забирают мама с папой;
Артем:
Я радуюсь, когда бабушка печет пирожки;
Я радуюсь, когда мне покупают игрушки;
Маня:
Я радуюсь, когда в садике встречаю друзей;
Я радуюсь, когда в группе много игрушек;
Настя:
Я радуюсь, когда к нам приходят гости;
Я радуюсь, когда у меня много кукол;
Миша:
Я радуюсь, когда наступает весна;
Я радуюсь, когда у меня есть много игрушек;
Саша:
Я радуюсь, когда рядом мама;
Я радуюсь, когда прихожу в садик.
Воспитатель: Но в нашей газете поделились своими впечатлениями и ваши родители.
Как вы думаете, чему они радуются? (предположения детей). Послушайте, что они написали (воспитатель зачитывает несколько примеров):
«НЕ БУДЕМ МЫ ДЕРЖАТЬ В СЕКРЕТЕ:
ЧЕМУ ТАК РАДЫ, КАК БОЛЬШИЕ ДЕТИ»
Семья Игнатьевых: «Мы рады яркому солнышку, теплым дням и, конечно, выходным»
«Мы рады, что нас каждое утро встречают с улыбкой, и ребенок с радостью идет в группу воспитываться».
Семья Лифановых: «Мы очень рады, что у нас прелестные дочери. Они, как лучики солнца в нашей семье».
«Нас радует, что наша дочка, приходя домой, рассказывает много интересного».
Семья Глуховых: «Меня очень радует наступление весенних теплых дней и, конечно, мой замечательный внук».
«Я рада, что внук из садика приходит каждый день с новыми знаниями».
Семья Джабиевых: «Я рада всему, что есть в жизни, самой жизни; что у меня есть мама, сыновья и дочь; что каждое утро всходит солнце, и у нас есть возможность прожить еще один день».
«Я рада, что мой сын попал в хорошую группу к доброму человеку и профессиональному воспитателю».
Семья Нестеровых: «Самая большая радость в моей жизни – это рождение ребенка и проведение времени с ним».
«Меня в группе радуют активные занятия и игры, большое количество игрушек».
Семья Кадочников: «Меня радует появление Темы на свет; когда он улыбается и радуется; различные игры вместе с ним».
«Меня радуют в группе занятия с ребенком, много нового и интересного, хорошие воспитатели, замечательный подход к детям».
Семья Макшанцевых: «Мы рады, что дети с радостью идут в группу, что редко болеют».
«Я очень рада, что у моего ребенка после садика хорошее настроение».
Семья Кузнецовых: «Мы рады, что у нас дружная семья, здоровые дети, любящие нас (родителей)».
«Нас радует, что в группе чистота и порядок, что у детей много игрушек».
Семья Соколовых: «Я рада, когда дети не болеют, счастливы и жизнерадостны»!!!
«Я рада, когда моя дочь идет в садик с интересом, уходит со знаниями и всегда радостно рассказывает, что она делала в садике».
Семья Табатадзе: «Я люблю путешествовать со своей семьей».
«В группе мне нравится, как оформлен кукольный театр, и как проводит занятия с детьми педагог группы».
Семья Завгородних: «Меня радует, когда все мои близкие здоровы».
«В группе меня радует, что воспитатель и дети находят общий язык».
Семья Мироновых: «Я рада, когда моя любимая дочка не болеет и всегда улыбается; когда мы отдыхаем всей своей семьей».
«В группе меня радуют: занятия, отношение воспитателя к детям, игрушки».
Семья Бондаренко: «Мы рады, когда наши дочери веселятся и радуются приходу весны».
«Мы рады, когда наши дети приходят из садика с новыми знаниями и с хорошим настроением».
Семья Сартасовых: «Я и мой сынуля радуемся каждой минуте, проведенной вместе, каждому выходному, потому что в выходные мы любим проводить время вместе, любим ходить в театр, в кино, в кафе, в пиццерию».
Семья Гириных: «Меня радует мой ребенок; то, как он меняется и растет».
«В группе меня радуют активные занятия, развитие ребенка и множество игрушек».
Семья Тарасовых: «Мы рады, когда ребенок с удовольствием идет в детский сад, делает с радостью домашние задания».
«Я рада, что дети не болеют, веселые и жизнерадостные».
Семья Ярославцевых: «Нас радует, когда мы собираемся всей семьей и едем куданибудь отдыхать (зимой – на горку, летом – на озеро)».
«В группе мы рады всему новому».
Воспитатель: Ребята, радоваться надо всему, что нас окружает и ценить это.
Послушайте красивое стихотворение «Радуйся»:
Радуйся солнцу и миру, мой друг!
Радуйся жизни и людям вокруг.
Радуйся далям, что тянут, маня,
И человеку, что любит тебя.
Радуйся закату, восходу зари,
И миру улыбку всему подари.
Радуйся минувшим, грядущим годам,
Хлебу насущному, с грехом пополам.
Радуйся братству народов земли,
И дружбе той верность навек сохрани.
Радуйся встречам, цветущей весне,
Жаркому лету и лютой зиме.
Радуйся другу, что верность храня,
В минуту нелегкую рядом всегда.
Радуйся, друг мой, и в радости той
Не оскудеет душа добротой!
Радость, улыбку дарит лишь тот,
Кто с добротою в сердце живет.
Злым и жестоким знать не дано:
В чем проявляется слово «добро».
Воспитатель: Ребята, что вы поняли из стихотворения? Чему надо радоваться в жизни?
Дети: Человеку надо уметь радоваться: солнцу, миру, друзьям, дружбе, человеку, жизни, закату, восходу, улыбке, хлебу, встречам, весне, лету, зиме.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что радость приносит ДОБРОТА? В своей жизни каждый человек должен совершать как можно больше добрых поступков, ведь этим самым мы приносим радость и счастье другим людям. Недаром в пословице говорится: «Жизнь дана на добрые дела!»
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети!
Воспитатель: Ребята, в жизни мы совершаем разные поступки: хорошие и не очень хорошие. Сейчас мы рассмотрим фотографии с поступками, которые наблюдало Солнышко, и расскажем, какие уроки доброты мы уяснили для себя.
Дети рассматривают иллюстрации пособия «Уроки доброты», рассказывают о сути изображенных ситуаций, предлагают варианты положительных поступков. Примеры ситуаций:
- птенец выпал из гнезда;
- дети не играют с больным мальчиком.
- голодная бездомная кошка сидит около дома;
- дед Мороз заболел;
- приход мальчика с магнитофоном в лес;
- бабушка уронила зонт в лужу;
- внучка помогает бабушке печь пирожки;
- дочка подает тапочки пришедшему домой папе;
- встреча гостей с хлебом и солью;
- мальчик успокаивает плачущую девочку в детском саду;
- поссорившиеся мальчик и девочка мирятся;
- мальчик преподносит букет цветов девочке;
- мальчик делится конфетами с жадным другом;
- дедушка на ночь читает книжку внукам.
Воспитатель (предлагает детям иллюстрацию с закрытым фрагментом): Ребята, а эта фотография у Солнышка плохо получилась (не видно ее половины). Давайте подумаем, какой хороший поступок здесь мог бы быть изображен.
Дети предполагают содержание закрытого фрагмента.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о добре вы знаете?
Дети: «Добро творить – себя веселить»;
«Доброму слову и добрая слава»;
«Добро делать спешить надо»;
«Добро не горит, не тонет»;
«Добро не умрет, а зло пропадет»;
«Добро помни, а зло забывай»;
«Доброе братство лучше богатства»;
«Доброе слово долго живет»;
«Доброму – везде добро»;
«Доброму слову – добрый ответ»;
«Жизнь дана на добрые дела»;
«Без труда нет добра»;
«Доброе семя – добрый и всход»;
«Доброму – добро».
Воспитатель: Ребята, Солнышко хочет вас познакомить с новой пословицей.
Давайте послушаем и запомним ее: «Всегда ищи способ сделать добро».
Дети повторяют новую пословицу.
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ В. Осеевой «Хорошее».
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!» А сестренка тут как тут.
- Погуляй со мной, Юра!
- Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестренка, отошла. А Юра думает: «Вот, если бы на няню волки напали, а я бы их застрелил!» А няня тут как тут:
- Убери посуду, Юрочка.
- Убери сама – некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если бы Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!» А Трезорка тут как тут.
Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
- Пошел вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошел:
- Что бы мне такое хорошее сделать?
Воспитатель: Ребята, о каких «героических» делах мечтал Юра? Сравните его мечты и дела. Какие добрые дела он мог бы сделать? Что вы можете сказать об этом мальчике? К этому рассказу подходят пословицы: «Не спеши языком, торопись делом», «Не верь словам, а верь делам».
Воспитатель: Ребята, а какие добрые, хорошие поступки совершали вы? В нашей газете на ваших ладошках, несущих добро, вы это отразили. Расскажите об этом Солнышку.
Дети показывают в газете свои рисунки на «ладошках» и рассказывают, что они сделали доброго. Например:
- Илья – поднял упавший предмет;
- Таисия – помогла унести на веранду горшок из-под цветка;
- Никита – помог занести игрушки с веранды в группу;
- Соня – помогла расставить посуду к обеду;
- Даша – помогла бабушке перейти дорогу;
- Саша – принесла из дома рассаду цветов;
- Андрей – взял домой починить лошадку;
- Настя - поделилась игрушкой с подругой;
- Артем – поделился компьютером с друзьями;
- Соня – точила карандаши;
- Миша – принес больной маме лекарство;
- Лена – поливала грядки в саду;
- Соня – мыла посуду;
- Миша – гладил белье;
- Антон – кормил дворовую собаку;
- Вика – помогала сажать лук;
- Марьяна – убирала раздаточный материал после занятия;
- Даня – пылесосил ковер;
- Стас – уступил место девочке.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что не только добрые поступки, но и добрые слова необходимы человеку. Не зря говорится: «Доброе слово лечит».
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Воспитатель: Какие добрые слова вы знаете? (дети перечисляют)
Ребенок читает стихотворение О. Дриз:
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем, идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Воспитатель: Доброта нужна всем людям.
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье человека.
Воспитатель: Ребята, а еще радостью является ДРУЖБА. Человек счастлив, если у него есть друг, который его радует, поддерживает, заботится, помогает. Но и для своего друга надо делать очень много хорошего. И важно, если все мы будем дружны и будем рядом. У поэта Окуджавы есть такие строчки: « Нам надо взяться за руки, чтоб не пропасть поодиночке». Когда мы все вместе, нам все по плечу!
Дети исполняют песню «Нам нельзя без дружбы»:
Солнышко и ветер крепко – крепко дружат,
Солнышко и ветер верные друзья.
Нам нельзя без песни, нам нельзя без дружбы,
Ну а друг без друга нам никак нельзя.
Побежим по небу, побежим по лужам,
Побежим вприпрыжку вместе ты и я.
Нам нельзя без песни, нам нельзя без дружбы,
Ну а друг без друга нам никак нельзя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг другу в глаза, подарите друг другу свои улыбки. И наше Солнышко стало еще ярче и лучистее. Оно очень радо, что мы живем в радости, в добре, в дружбе.
Солнышко заливается долгим, звонким смехом.
Воспитатель: Ребята, Солнышко нам дарит записку-напутствие. Давайте прочитаем: «Стать добрым волшебником ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!»
Воспитатель: Действительно, ребята, давайте испытывать только добрые чувства к окружающим людям.
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом,
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте жить без горя и печали,
Улыбкой озаряя всех друзей!
Всем сердцем только нежность излучая,
ДАВАЙТЕ ЖИТЬ И РАДОВАТЬ ЛЮДЕЙ!
Читайте также |
---|
Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и…
Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и мотивация офтальморазминки» Цель: познакомить коллег с обыгрыванием и веселой мотивацией для...
Занятие-лепка «Человечек»
Занятие-лепка «Человечек» Старшая группа Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение Аниты Грантэ «Весёлые человечки». Я весёлых человечковЗапустил в наш скучный дом .Дом таким весёлым не...
Милой мамочке моей это поздравление! Сценарий утренника к 8 Марта…
Милой мамочке моей это поздравление! Сценарий утренника к 8 Марта в подготовительной группе Цели и задачи утренника: создать праздничное настроение; воспитывать...