Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для детей 4 – 5 лет «Мы держим путь к добру и радости»

Цель:

Формирование у детей моральных представлений о положительных чувствах и эмоциях (добре и радости).

Задачи:

Образовательные: раскрыть сущность понятий «добро» и «радость»; показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам и поступкам;

Речевые: активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, заботливость, правдивость, внимательность); учить составлять творческие рассказы на заданную тему;

Развивающие: развивать у детей воображение и внимание;

Воспитательные: воспитывать добрые чувства к окружающим людям, потребность в хороших помыслах и поступках.

Материал: Фонограммы песен «Что такое доброта», «Нам нельзя без дружбы»; игрушка Солнышко; пиктограммы эмоций; схемы; газета «Мы держим путь к добру и радости»; иллюстрированное пособие «Уроки доброты»; текст рассказа В. Осеевой «Хорошее»; записка Солнца.

Предварительная работа: Беседы о добре, радости, дружбе; разучивание песни «Нам нельзя без дружбы»; разучивание девиза дошколят, стихотворения О. Дриз «Добрые слова»; знакомство с пиктограммами эмоций; ТРИЗ (дидактические игры со схемами); оформление газеты «Мы держим путь к добру и радости» (книжка – малышка с рисунками о радостных моментах, рисунки о добрых поступках); рассматривание иллюстраций пособия «Уроки доброты»; составление рассказов о добрых поступках; знакомство с пословицами о добре.

План занятия:

1. Фонограмма «Что такое доброта». Мотивация (Солнышко заглянуло в группу узнать: «Живут ли дети в добре и радости?»)

2. Девиз дошколят (стихотворение «Мы веселые рабята» из газеты); ТРИЗ: пиктограммы эмоций, схемы (перечисление эмоций, с которыми живут дети).

3. Главенствующая эмоция «Радость»:

  • рассматривание газеты «Мы держим путь к добру и радости»:
  • беседа: «Что приносит радость?», книжка-малышка с рисунками-примерами детей, откровения родителей, стихотворение «Радуйся!».

4. Доброта приносит радость:

  • беседа о доброте, стихотворение «Добрым быть совсем не просто»;
  • рассматривание иллюстраций пособия «Уроки доброты» (рассказы детей о добрых поступках людей, увиденных Солнышком), додумывание закрытого фрагмента иллюстрации (проблемная ситуация);
  • пословицы о добре, знакомство с новой пословицей;
  • чтение и анализ рассказа В. Осеевой «Хорошее»;
  • примеры личных добрых поступков детей, отраженных в газете;
  • стихотворение О. Дриз «Добрые слова».

5. Дружба – это Радость:

  • цитата из стихотворения Окуджавы;
  • песня в исполнении детей «Нам нельзя без дружбы».

6. Смех радостного и довольного Солнышка, записка-напутствие.

 

Ход занятия:

Звучит фонограмма песни «Что такое доброта». Над детьми под потолком подвешено Солнышко, которое хочет порадоваться радостным и добрым детям.

 

Солнышко

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам заглянуло весеннее Солнышко, чтобы узнать, живем ли мы в добре и радости. Если оно в этом убедится, то зальется звонким добрым смехом. Ребята, давайте расскажем, как мы с вами поживаем? Каков наш девиз?

Ребенок читает стихотворение:

«Мы веселые ребята, мы ребята – дошколята,

Никого не обижаем, как заботиться – мы знаем.

Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорощо, будет радостно, светло!»

Воспитатель: Солнышко, мы живем хорошо: радостно, весело. Но, как и у любого человека, у нас бывают разные эмоции в зависимости от обстоятельств. Ребята, давайте расскажем: когда и какие эмоции мы переживаем.

Детям предлагается к каждой пиктограмме эмоций подобрать подходящие схемы,

рассказав о своих настроениях. Например:

 

15

 

171819

 

Воспитатель: Ребята, мы с вами переживаем разные эмоции. Но самая положительная и приятная – это РАДОСТЬ (об этом вы рассказали в нашей газете «Мы держим путь к добру и радости»). Расскажите, пожалуйста, Солнышку, что вам приносит радость?

Дети рассматривают книжку-малышку в газете и рассказывают о своих рисунках, отражающих радостное настроение. Например:

Даша:

Я радуюсь, когда меня мама целует;

Я радуюсь, когда встречаю жениха;

Соня:

Я радуюсь, потому что наступает весна;

Я радуюсь, когда встречаюсь с друзьями;

Даня:

Я радуюсь, когда мама мне читает книжки;

Я радуюсь, когда мою посуду;

Андрей:

Я радуюсь, потому что люблю маму;

Я радуюсь, когда бываю в парке;

Таисия:

У нас музыкальные занятия;20

Я радуюсь, когда хожу в садик;

Илья:

Я радуюсь, когда к нам приходят гости;

Я радуюсь, когда я с мамой;

Никита:

Я радуюсь, когда встречаюсь с другом;

Я радуюсь, потому что родилась сестренка;

Стас:

Я радуюсь, когда здороваюсь в садике;

Я радуюсь, когда играю с братом;

Вика:

Я радуюсь, когда играю в парке;

Я радуюсь, когда я с мамой и папой;

Антон:

Я радуюсь, когда прихожу в садик;

Я радуюсь, когда ночую у бабушки;

Миша:

Я радуюсь, когда целую маму;

Я радуюсь, потому что мне купили карандаши;

Соня:

Я радуюсь, когда играю в куклы;

Я радуюсь, когда мама мне покупает фломастеры;

Степа:

Я радуюсь, когда мне покупают игрушки;

Я радуюсь, когда светит солнце;

Лена:

Я радуюсь, когда катаюсь на велосипеде;

Я радуюсь, когда помогаю маме;

Лера:

Я радуюсь, когда мне покупают новые платья;

Я радуюсь, когда меня забирают мама с папой;

Артем:

Я радуюсь, когда бабушка печет пирожки;

Я радуюсь, когда мне покупают игрушки;

Маня:

Я радуюсь, когда в садике встречаю друзей;

Я радуюсь, когда в группе много игрушек;

Настя:

Я радуюсь, когда к нам приходят гости;

Я радуюсь, когда у меня много кукол;

Миша:

Я радуюсь, когда наступает весна;

Я радуюсь, когда у меня есть много игрушек;

Саша:

Я радуюсь, когда рядом мама;

Я радуюсь, когда прихожу в садик.

Воспитатель: Но в нашей газете поделились своими впечатлениями и ваши родители.

Как вы думаете, чему они радуются? (предположения детей). Послушайте, что они написали (воспитатель зачитывает несколько примеров):

«НЕ БУДЕМ МЫ ДЕРЖАТЬ В СЕКРЕТЕ:

ЧЕМУ ТАК РАДЫ, КАК БОЛЬШИЕ ДЕТИ»

Семья Игнатьевых: «Мы рады яркому солнышку, теплым дням и, конечно, выходным»

«Мы рады, что нас каждое утро встречают с улыбкой, и ребенок с радостью идет в группу воспитываться».21

Семья Лифановых: «Мы очень рады, что у нас прелестные дочери. Они, как лучики солнца в нашей семье».

«Нас радует, что наша дочка, приходя домой, рассказывает много интересного».

Семья Глуховых: «Меня очень радует наступление весенних теплых дней и, конечно, мой замечательный внук».

«Я рада, что внук из садика приходит каждый день с новыми знаниями».

Семья Джабиевых: «Я рада всему, что есть в жизни, самой жизни; что у меня есть мама, сыновья и дочь; что каждое утро всходит солнце, и у нас есть возможность прожить еще один день».

«Я рада, что мой сын попал в хорошую группу к доброму человеку и профессиональному воспитателю».

Семья Нестеровых: «Самая большая радость в моей жизни – это рождение ребенка и проведение времени с ним».

«Меня в группе радуют активные занятия и игры, большое количество игрушек».

Семья Кадочников: «Меня радует появление Темы на свет; когда он улыбается и радуется; различные игры вместе с ним».

«Меня радуют в группе занятия с ребенком, много нового и интересного, хорошие воспитатели, замечательный подход к детям».

Семья Макшанцевых: «Мы рады, что дети с радостью идут в группу, что редко болеют».

«Я очень рада, что у моего ребенка после садика хорошее настроение».

Семья Кузнецовых: «Мы рады, что у нас дружная семья, здоровые дети, любящие нас (родителей)».

«Нас радует, что в группе чистота и порядок, что у детей много игрушек».

Семья Соколовых: «Я рада, когда дети не болеют, счастливы и жизнерадостны»!!!

«Я рада, когда моя дочь идет в садик с интересом, уходит со знаниями и всегда радостно рассказывает, что она делала в садике».

Семья Табатадзе: «Я люблю путешествовать со своей семьей».

«В группе мне нравится, как оформлен кукольный театр, и как проводит занятия с детьми педагог группы».

Семья Завгородних: «Меня радует, когда все мои близкие здоровы».

«В группе меня радует, что воспитатель и дети находят общий язык».

Семья Мироновых: «Я рада, когда моя любимая дочка не болеет и всегда улыбается; когда мы отдыхаем всей своей семьей».

«В группе меня радуют: занятия, отношение воспитателя к детям, игрушки».

Семья Бондаренко: «Мы рады, когда наши дочери веселятся и радуются приходу весны».

«Мы рады, когда наши дети приходят из садика с новыми знаниями и с хорошим настроением».

Семья Сартасовых: «Я и мой сынуля радуемся каждой минуте, проведенной вместе, каждому выходному, потому что в выходные мы любим проводить время вместе, любим ходить в театр, в кино, в кафе, в пиццерию».

Семья Гириных: «Меня радует мой ребенок; то, как он меняется и растет».

«В группе меня радуют активные занятия, развитие ребенка и множество игрушек».

Семья Тарасовых: «Мы рады, когда ребенок с удовольствием идет в детский сад, делает с радостью домашние задания».

«Я рада, что дети не болеют, веселые и жизнерадостные».

Семья Ярославцевых: «Нас радует, когда мы собираемся всей семьей и едем куданибудь отдыхать (зимой – на горку, летом – на озеро)».

«В группе мы рады всему новому».

Воспитатель: Ребята, радоваться надо всему, что нас окружает и ценить это.

Послушайте красивое стихотворение «Радуйся»:

Радуйся солнцу и миру, мой друг!

Радуйся жизни и людям вокруг.

Радуйся далям, что тянут, маня,

И человеку, что любит тебя.

Радуйся закату, восходу зари,

И миру улыбку всему подари.

Радуйся минувшим, грядущим годам,

Хлебу насущному, с грехом пополам.

Радуйся братству народов земли,

И дружбе той верность навек сохрани.

Радуйся встречам, цветущей весне,

Жаркому лету и лютой зиме.

Радуйся другу, что верность храня,

В минуту нелегкую рядом всегда.

Радуйся, друг мой, и в радости той

Не оскудеет душа добротой!

Радость, улыбку дарит лишь тот,

Кто с добротою в сердце живет.

Злым и жестоким знать не дано:

В чем проявляется слово «добро».

Воспитатель: Ребята, что вы поняли из стихотворения? Чему надо радоваться в жизни?

Дети: Человеку надо уметь радоваться: солнцу, миру, друзьям, дружбе, человеку, жизни, закату, восходу, улыбке, хлебу, встречам, весне, лету, зиме.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что радость приносит ДОБРОТА? В своей жизни каждый человек должен совершать как можно больше добрых поступков, ведь этим самым мы приносим радость и счастье другим людям. Недаром в пословице говорится: «Жизнь дана на добрые дела!»

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети!

Воспитатель: Ребята, в жизни мы совершаем разные поступки: хорошие и не очень хорошие. Сейчас мы рассмотрим фотографии с поступками, которые наблюдало Солнышко, и расскажем, какие уроки доброты мы уяснили для себя.

Дети рассматривают иллюстрации пособия «Уроки доброты», рассказывают о сути изображенных ситуаций, предлагают варианты 22положительных поступков. Примеры ситуаций:

  • птенец выпал из гнезда;
  • дети не играют с больным мальчиком.
  • голодная бездомная кошка сидит около дома;
  • дед Мороз заболел;
  • приход мальчика с магнитофоном в лес;
  • бабушка уронила зонт в лужу;
  • внучка помогает бабушке печь пирожки;
  • дочка подает тапочки пришедшему домой папе;
  • встреча гостей с хлебом и солью;
  • мальчик успокаивает плачущую девочку в детском саду;
  • поссорившиеся мальчик и девочка мирятся;
  • мальчик преподносит букет цветов девочке;
  • мальчик делится конфетами с жадным другом;
  • дедушка на ночь читает книжку внукам.

Воспитатель (предлагает детям иллюстрацию с закрытым фрагментом): Ребята, а эта фотография у Солнышка плохо получилась (не видно ее половины). Давайте подумаем, какой хороший поступок здесь мог бы быть изображен.

Дети предполагают содержание закрытого фрагмента.

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о добре вы знаете?

Дети: «Добро творить – себя веселить»;

«Доброму слову и добрая слава»;

«Добро делать спешить надо»;

«Добро не горит, не тонет»;

«Добро не умрет, а зло пропадет»;

«Добро помни, а зло забывай»;

«Доброе братство лучше богатства»;

«Доброе слово долго живет»;

«Доброму – везде добро»;

«Доброму слову – добрый ответ»;

«Жизнь дана на добрые дела»;

«Без труда нет добра»;

«Доброе семя – добрый и всход»;

«Доброму – добро».

Воспитатель: Ребята, Солнышко хочет вас познакомить с новой пословицей.

Давайте послушаем и запомним ее: «Всегда ищи способ сделать добро».

Дети повторяют новую пословицу.

Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ В. Осеевой «Хорошее».

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!» А сестренка тут как тут.

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестренка, отошла. А Юра думает: «Вот, если бы на няню волки напали, а я бы их застрелил!» А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама – некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если бы Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!» А Трезорка тут как тут.

Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

- Пошел вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошел:

- Что бы мне такое хорошее сделать?

Воспитатель: Ребята, о каких «героических» делах мечтал Юра? Сравните его мечты и дела. Какие добрые дела он мог бы сделать? Что вы можете сказать об этом мальчике? К этому рассказу подходят пословицы: «Не спеши языком, торопись делом», «Не верь словам, а верь делам».

Воспитатель: Ребята, а какие добрые, хорошие поступки совершали вы? В нашей газете на ваших ладошках, несущих добро, вы это отразили. Расскажите об этом Солнышку.

Дети показывают в газете свои рисунки на «ладошках» и рассказывают, что они сделали доброго. Например:

  • Илья – поднял упавший предмет;
  • Таисия – помогла унести на веранду горшок из-под цветка;23
  • Никита – помог занести игрушки с веранды в группу;
  • Соня – помогла расставить посуду к обеду;
  • Даша – помогла бабушке перейти дорогу;
  • Саша – принесла из дома рассаду цветов;
  • Андрей – взял домой починить лошадку;
  • Настя - поделилась игрушкой с подругой;
  • Артем – поделился компьютером с друзьями;
  • Соня – точила карандаши;
  • Миша – принес больной маме лекарство;
  • Лена – поливала грядки в саду;
  • Соня – мыла посуду;
  • Миша – гладил белье;
  • Антон – кормил дворовую собаку;
  • Вика – помогала сажать лук;
  • Марьяна – убирала раздаточный материал после занятия;
  • Даня – пылесосил ковер;
  • Стас – уступил место девочке.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что не только добрые поступки, но и добрые слова необходимы человеку. Не зря говорится: «Доброе слово лечит».

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Воспитатель: Какие добрые слова вы знаете? (дети перечисляют)

Ребенок читает стихотворение О. Дриз:

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем, идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем, идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Воспитатель: Доброта нужна всем людям.

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье «В добрый час».

Доброта – она от века

Украшенье человека.

Воспитатель: Ребята, а еще радостью является ДРУЖБА. Человек счастлив, если у него есть друг, который его радует, поддерживает, заботится, помогает. Но и для своего друга надо делать очень много хорошего. И важно, если все мы будем дружны и будем рядом. У поэта Окуджавы есть такие строчки: « Нам надо взяться за руки, чтоб не пропасть поодиночке». Когда мы все вместе, нам все по плечу!

Дети исполняют песню «Нам нельзя без дружбы»:24

Солнышко и ветер крепко – крепко дружат,

Солнышко и ветер верные друзья.

Нам нельзя без песни, нам нельзя без дружбы,

Ну а друг без друга нам никак нельзя.

Побежим по небу, побежим по лужам,

Побежим вприпрыжку вместе ты и я.

Нам нельзя без песни, нам нельзя без дружбы,

Ну а друг без друга нам никак нельзя.

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг другу в глаза, подарите друг другу свои улыбки. И наше Солнышко стало еще ярче и лучистее. Оно очень радо, что мы живем в радости, в добре, в дружбе.

Солнышко заливается долгим, звонким смехом.

Воспитатель: Ребята, Солнышко нам дарит записку-напутствие. Давайте прочитаем: «Стать добрым волшебником ну-ка, попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!»

Воспитатель: Действительно, ребята, давайте испытывать только добрые чувства к окружающим людям.

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как ветер с лугом,

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте жить без горя и печали,

Улыбкой озаряя всех друзей!

Всем сердцем только нежность излучая,

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ И РАДОВАТЬ ЛЮДЕЙ!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного…

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного возраста C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого…

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает...

План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»

План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»

Читайте также

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в…

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности...

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию «Веселые…

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию«Веселые посиделки» Цель: знакомство детей дошкольного возраста особенностями русского народного костюма, развитие интереса к...

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в…

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я...