Автоматизация звука «р» через формирование и расширение «семантического поля слова» «корова»
В процессе многолетнего опыта работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, передо мной встала проблема словаря детей, которая четко прослеживалась в длительности периодов закрепления звуков в словах, предложениях, текстах. Например, при проведении дидактических игр и игровых заданий:
- Назови предмет по картинке, выделяя голосом звук,
- Отбери предметы /картинки/, в названиях которых есть звук и т.д.
Дети затруднялись с ответом /с выполнением задания/, так как или не знали названия предмета или не были уверены. Так же страдал процесс автоматизации звуков в предложениях, чистоговорках, стихах, пересказах особенно при самостоятельном составлении предложений, рассказов и т.п. По этой причине программные задачи, поставленные на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, зачастую решались с трудом.
Обозначив данную проблему и взяв за основу рекомендации профессора УГПУ г. Екатеринбург З.А.Репиной по формированию и расширению «семантического поля» слова, дополнительно изучив научные разработки А.Р.Лурия, Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, И.П.Клименко и других авторов, а так же научную литературу по развитию лексического запаса и коррекции звукопроизношения Г.И.Чиркиной, Т.Б.Филичевой, В.В.Коноваловой, Л.Н.Ефименковой, А.И.Максакова, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой и др., я составила общий план коррекционной работы. Одним из пунктов которого был разработка логопедических занятий по формированию и расширению «семантических полей» слов и развитие их валентностей с одновременной автоматизацией звуков (с, з, ц, ш, ж, л, р).
Я представляю в данной работе одно из таких занятий по автоматизации звука «р». Возможно проведение занятий с группой и подгруппой детей. Допускается упрощение и усложнение занятия в зависимости от возраста, общих знаний и предварительной подготовки детей.
Логопедическое занятие № 1
Тема: Автоматизация звука «р» через формирование и расширение «семантического поля слова», развитие валентностей слова «корова».
Цели:
Образовательные:
- Формирование и расширение «семантического поля» слова и развитие валентностей слова «корова».
Коррекционные:
- Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях.
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
- Развитие фонематического восприятия.
- Уточнение и расширения словаря через формирование «семантического поля» слова и развитие валентностей слова «корова».
Воспитательные:
- Расширение знаний о домашних животных и воспитание любви к ним.
Оборудование:
Демонстрационное:
- Пиктограммы: слово-предмет, слово-действие, слово-признак.
- Карточки-слова, звуки.
- Сюжетные картины «корова».
- Мяч.
- «Чудо-дерево».
Раздаточный материал:
- «звуки, слоги, слова, предлоги» (фишки, палочки…).
- Фишки-сюрпризы по 5 штук.
Организационный момент:
Мы в кругу постоим,
Быстро звуки повторим.
Гласные:….
Согласные:…
А теперь мотор включай, свое место занимай (р-р)
Ну а звук то вы узнали?
Или просто так рычали?
- Звук «р»
- Характеристика звука «р» (согласный, звонкий, твердый, имеет мягкую пару).
Анализ акустико-артикуляционного образа (Показ «Артикуляционная гимнастика звука «р» с участием пальцев и кистей рук» - разминка для языка и пальчиков)
- Произносить мы будем «р»
Четко и уверенно
В слогах, словах и предложениях.
- Загадка: Я живу зимой и летом
Не в лесу, а с человеком.
Если был уход хорош,
Лучше платы не найдешь.
Пить захочешь – напою,
Есть захочешь – накормлю.
Так скажите не тая,
Отгадайте, кто же я?
(Корова)
- Сегодня на занятии мы расскажем друг другу все-все о корове, будем вспоминать /называть/ слова, но только те, в которых есть звук «р» в начале, середине или в конце слова.
- А вот дерево стоит,
У корней корова спит,
Что-то грустная с утра,
Родственников ждет она.
- (Подбор родственных слов и помещение их (карточек) в кроне дерева: коровка, коровенка, коровушка, коровища, коровник, коровяк…)
- (Уточнение, к какой пиктограмме отнесем эти слова: «гномик-предмет», «гномик-действие», «гномик-признак»)
- «Гномик-действие» ворчит,
Где мои слова?-кричит.
Мы сейчас подумаем
И слова придумаем.
- (Называние слов-действий: бродит, брыкается, обрывает, срывает, играет, взбрыкивает (ногами), уронила /роняет/ (забор), сбрасывает, крутит и т.д.)
- Составление словосочетаний со словами-предметами и действиями в соответствии с пиктограммами (предмет-действие):
- Коровка бродит;
- Коровка играет;
- Коровенка взбрыкивает (ногами);
- Коровища роняет забор (уронила забор);
- Коровушка обрывает (срывает) листья.
- А «гномик-признак» заскучал,
Все слова он растерял.
Помоги-ка их найти,
Вопрос «какая?» впереди.
(Не забывайте звук «р»)
- (Называние слов-признаков: рогатая, красивая, сердитая, пестрая, стройная, травоядная, добрая, добродушная, робкая, радостная, разъяренная, безрогая, черная, красная, бурая, черно-белая, черно-пестрая, бело-черная и т.д.)
- Составление словосочетаний со словами признака внешнего вида, признака характера предмета в соответствие с расположением пиктограмм:
- Безрогая, робкая коровка;
- Черно-пестрая добрая коровушка;
- Рогатая добродушная коровенка;
- Черная сердитая коровища;
- Пестрая радостная корова.
Физ.минутка:
- В кругу с мячом: бросающий мяч придумывает и называет 1 кличку для коровы: Красуля, Чернуха, Рыбка, Розана, Красуля, Чернуха, Ракета, Ракита, Розета, Пеструшка, Чернушка, Роза, Рада, Прага, Рыжуха, Красотка, Мороженка, Краснуха, Ромашка, Пеструха, Брошка, Рогалия и т.д.
- Работа с раздаточным материалом. Составление предложений, используя начало схемы предложения и пиктограмм.
Признак внешнего вида признак характера предмет действие…
Заканчивают предложение дети.
- Выбирается самое удачное предложение и проводится анализ словесного состава.
- Проводится звуко-слоговой анализ слова «корова».
- Чистоговорочки для нас
Мы придумаем сейчас
Про корову, про траву.
Быстро выучим одну.
(придумывание чистоговорок, используя начало чистоговорок и конечное слово (читают с доски) совместно с учителем-логопедом)
ра-ра-ра корове есть траву пора
ры-ры-ры коровенки так добры
ру-ру-ру идет коровка по двору
ро-ро-ро несем коровушке ведро
яр-яр-яр идет к коровушке дояр
и так далее.
- Заучивание наиболее удачной.
Итог: отмечается правильное произношение звука «р» и интересные ответы детей.
Задание: дома побеседовать с родителями о корове. Вопросы прочитать на стенде «Хочу все знать».
Предварительная работа: беседы, экскурсии и т.д. в группах с воспитателями, с родителями по данным темам.
По этой теме проводится еще 2-3 занятия: о пользе молочных продуктов, домашних животных, профессий, о сравнении домашних и диких животных, об уходе за домашними животными.
Читайте также |
---|
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Мир соленого теста» (тестопластика)…
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Мир соленого теста» (тестопластика) для детей 6-7 лет I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Лепка - одно из полезнейших...
Конспект ОД по сенсорному развитию во 2-й группе раннего…
Конспект ОД по сенсорному развитию во 2-й группе раннего возраста Тема: «Ёжик в гостях у ребят!» Цель: Развитие сенсорных способностей у...
Дидактическое пособие «Лэпбук по правилам дорожного движения»
Дидактическое пособие «Лэпбук по правилам дорожного движения»