Автоматизация звука «р» через формирование и расширение «семантического поля слова» «корова»

В процессе многолетнего опыта работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, передо мной встала проблема словаря детей, которая четко прослеживалась в длительности периодов закрепления звуков в словах, предложениях, текстах. Например, при проведении дидактических игр и игровых заданий:

  • Назови предмет по картинке, выделяя голосом звук,
  • Отбери предметы /картинки/, в названиях которых есть звук и т.д.

Дети затруднялись с ответом /с выполнением задания/, так как или не знали названия предмета или не были уверены. Так же страдал процесс автоматизации звуков в предложениях, чистоговорках, стихах, пересказах особенно при самостоятельном составлении предложений, рассказов и т.п. По этой причине программные задачи, поставленные на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, зачастую решались с трудом.

Обозначив данную проблему и взяв за основу рекомендации профессора УГПУ г. Екатеринбург З.А.Репиной по формированию и расширению «семантического поля» слова, дополнительно изучив научные разработки А.Р.Лурия, Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, И.П.Клименко и других авторов, а так же научную литературу по развитию лексического запаса и коррекции звукопроизношения Г.И.Чиркиной, Т.Б.Филичевой, В.В.Коноваловой, Л.Н.Ефименковой, А.И.Максакова, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой и др., я составила общий план коррекционной работы. Одним из пунктов которого был разработка логопедических занятий по формированию и расширению «семантических полей» слов и развитие их валентностей с одновременной автоматизацией звуков (с, з, ц, ш, ж, л, р).

Я представляю в данной работе одно из таких занятий по автоматизации звука «р». Возможно проведение занятий с группой и подгруппой детей. Допускается упрощение и усложнение занятия в зависимости от возраста, общих знаний и предварительной подготовки детей.

Логопедическое занятие № 1

Тема: Автоматизация звука «р» через формирование и расширение «семантического поля слова», развитие валентностей слова «корова».

Цели:

Образовательные:

- Формирование и расширение «семантического поля» слова и развитие валентностей слова «корова».

Коррекционные:

- Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях.

- Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

- Развитие фонематического восприятия.

- Уточнение и расширения словаря через формирование «семантического поля» слова и развитие валентностей слова «корова».

Воспитательные:

- Расширение знаний о домашних животных и воспитание любви к ним.

Оборудование:

Демонстрационное:

- Пиктограммы: слово-предмет, слово-действие, слово-признак.

- Карточки-слова, звуки.

- Сюжетные картины «корова».

- Мяч.

- «Чудо-дерево».

Раздаточный материал:

- «звуки, слоги, слова, предлоги» (фишки, палочки…).

- Фишки-сюрпризы по 5 штук.

Организационный момент:

Мы в кругу постоим,

Быстро звуки повторим.

Гласные:….

Согласные:…

А теперь мотор включай, свое место занимай (р-р)

Ну а звук то вы узнали?

Или просто так рычали?

- Звук «р»

- Характеристика звука «р» (согласный, звонкий, твердый, имеет мягкую пару).

Анализ акустико-артикуляционного образа (Показ «Артикуляционная гимнастика звука «р» с участием пальцев и кистей рук» - разминка для языка и пальчиков)

- Произносить мы будем «р»

Четко и уверенно

В слогах, словах и предложениях.

- Загадка:  Я живу зимой и летом

                   Не в лесу, а с человеком.

                   Если был уход хорош,

                   Лучше платы не найдешь.

                   Пить захочешь – напою,

                   Есть захочешь – накормлю.

                   Так скажите не тая,

                   Отгадайте, кто же я?

                                           (Корова)

- Сегодня на занятии мы расскажем друг другу все-все о корове, будем вспоминать /называть/ слова, но только те, в которых есть звук «р» в начале, середине или в конце слова.

- А вот дерево стоит,

У корней корова спит,

Что-то грустная с утра,

Родственников ждет она.

- (Подбор родственных слов и помещение их (карточек) в кроне дерева: коровка, коровенка, коровушка, коровища, коровник, коровяк…)

- (Уточнение, к какой пиктограмме отнесем эти слова: «гномик-предмет», «гномик-действие», «гномик-признак»)

- «Гномик-действие» ворчит,

Где мои слова?-кричит.

Мы сейчас подумаем

И слова придумаем.

- (Называние слов-действий: бродит, брыкается, обрывает, срывает, играет, взбрыкивает (ногами), уронила /роняет/ (забор), сбрасывает, крутит и т.д.)

- Составление словосочетаний со словами-предметами и действиями в соответствии с пиктограммами (предмет-действие):

  • Коровка бродит;
  • Коровка играет;
  • Коровенка взбрыкивает (ногами);
  • Коровища роняет забор (уронила забор);
  • Коровушка обрывает (срывает) листья.

- А «гномик-признак» заскучал,

Все слова он растерял.

Помоги-ка их найти,

Вопрос «какая?» впереди.

(Не забывайте звук «р»)

- (Называние слов-признаков: рогатая, красивая, сердитая, пестрая, стройная, травоядная, добрая, добродушная, робкая, радостная, разъяренная, безрогая, черная, красная, бурая, черно-белая, черно-пестрая, бело-черная и т.д.)

- Составление словосочетаний со словами признака внешнего вида, признака характера предмета в соответствие с расположением пиктограмм:

  • Безрогая, робкая коровка;
  • Черно-пестрая добрая коровушка;
  • Рогатая добродушная коровенка;
  • Черная сердитая коровища;
  • Пестрая радостная корова.

Физ.минутка:

- В кругу с мячом: бросающий мяч придумывает и называет 1 кличку для коровы: Красуля, Чернуха, Рыбка, Розана, Красуля, Чернуха, Ракета, Ракита, Розета, Пеструшка, Чернушка, Роза, Рада, Прага, Рыжуха, Красотка, Мороженка, Краснуха, Ромашка, Пеструха, Брошка, Рогалия и т.д.

- Работа с раздаточным материалом. Составление предложений, используя начало схемы предложения и пиктограмм.

Признак внешнего вида   признак характера   предмет   действие…

Заканчивают предложение дети.

- Выбирается самое удачное предложение и проводится анализ словесного состава.

- Проводится звуко-слоговой анализ слова «корова».

- Чистоговорочки для нас

Мы придумаем сейчас

Про корову, про траву.

Быстро выучим одну.

(придумывание чистоговорок, используя начало чистоговорок и конечное слово (читают с доски) совместно с учителем-логопедом)

ра-ра-ра корове есть траву пора

ры-ры-ры коровенки так добры

ру-ру-ру идет коровка по двору

ро-ро-ро несем коровушке ведро

яр-яр-яр идет к коровушке дояр

и так далее.

- Заучивание наиболее удачной.

Итог: отмечается правильное произношение звука «р» и интересные ответы детей.

Задание: дома побеседовать с родителями о корове. Вопросы прочитать на стенде «Хочу все знать».

Предварительная работа: беседы, экскурсии и т.д. в группах с воспитателями, с родителями по данным темам.

По этой теме проводится еще 2-3 занятия: о пользе молочных продуктов, домашних животных, профессий, о сравнении домашних и диких животных, об уходе за домашними животными.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Мир соленого теста» (тестопластика)…

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Мир соленого теста» (тестопластика) для детей 6-7 лет I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Лепка - одно из полезнейших...

Конспект ОД по сенсорному развитию во 2-й группе раннего…

Конспект ОД по сенсорному развитию во 2-й группе раннего возраста Тема: «Ёжик в гостях у ребят!» Цель: Развитие сенсорных способностей у...

Дидактическое пособие «Лэпбук по правилам дорожного движения»

Дидактическое пособие «Лэпбук по правилам дорожного движения»

Читайте также

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Мы к школе…

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Мы к школе готовы!» Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе. Программные задачи: 1. Развивать...

Конспект прогулки комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста «Закружился…

Конспект прогулки комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста «Закружился листьев пёстрый хоровод» Задачи: Познавательные: способствовать развитию представлений детей о деревьях, их внешнем виде, строении...

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте Что такое театр? «Театр – это лучшее средство для общения людей, для понимания...