Конспект образовательной деятельности в области «Музыка» по приобщению к музыкальному искусству «В гостях у Золушки»

(старшая и подготовительная группы)

Задачи.1

Воспитательные

Прививать интерес и любовь к музыкальному искусству, развивать художественно-эстетический вкус, воспитывать культуру слушания.

Развивающие

Накапливать багаж музыкальных впечатлений, вызывать яркий эмоциональный отклик, развивать музыкальную память, слух, вокально-хоровые навыки, способствовать развитию исполнительского мастерства.

Образовательные

Расширять знания детей о жанрах в музыке, обучать пению, игре на детских музыкальных инструментах, слушанию музыки, обогащать словарный запас.

Оборудование

Телевизор, DVD-проигрыватель, электронные носители, цифровое пианино, детские музыкальные инструменты.

Методы и приёмы

Словесные пояснения, наглядный материал, просмотр сцен из балета, разучивание.

Компоненты содержания

Область «Познание» - знакомство искусством балета;

Область «Музыка» - слушание отрывков из балета, песен «Золушка», «Добрый жук»; пение – песни «Золушка», «Добрый жук», танцевальное творчество – импровизация на музыку вальса, польки; элементарное музицирование – «Пиццикато» Л. Делиба.

Предварительная работа

Рассказ-беседа о композиторе С. Прокофьеве, сказке «Золушка» Ш. Перро, о жанре балета, симфоническом оркестре (сопровождение - показ слайдов), просмотр отдельных сцен из 1-го действия - Па-де-шаль, «Золушка», урок танца, гавот, сцена с часами, из 2-го действия – Трио с апельсинами, вальс-кода, из 3-го действия – пробуждение Золушки, па-де-де Принца и Золушки; разучивание песен; игра на музыкальных инструментах.

 

Содержание организованной деятельности.

Дети входят в зал под музыку из балета «Золушка» - сказочную тему Феи Зимы.

Тр. 1

На экране телевизора – сцена из балета.

Музыкальный руководитель (М.р.). Дорогие дети!Сегодня мы с вами побываем в гостях у Золушки, познакомимся с балетом композитора Сергея Прокофьева. Сергей Прокофьев начал сочинять музыку очень рано, в пятилетнем возрасте. Он был одарённым ребёнком и трудолюбивым с детства. Композитор сочинил много произведений в разных жанрах. Это оперы и балеты, произведения для таких инструментов, как фортепиано, скрипка, виолончель, он писал музыку для театра и кино.

Балет «Золушка» написан по сказке знаменитого сказочника…

Дети. Шарля Перро.

М.р. Сегодня мы познакомимся с некоторыми сценами из балета, вы услышите замечательную музыку, увидите, как в танце артисты балета передают характер героев сказки.

Видеофрагмент из балета «Па-де-шаль».

Мы с вами знаем, что у Золушки были две сестры, Худышка и Кубышка, так назвал их сам композитор. Они были злыми и капризными. Что же значит «па-де-шаль»? «Па» - это шаг, «де» - двое. Эти слова взяты из французского языка. «Па-де-шаль» - «Танец с шалью», которые исполняют сестры. Мы видим сцену – вся семья собралась в общей комнате, и каждый занят своим делом: Золушка сидит у камина, мешая угольки, чтобы в доме было тепло, отец сидит в своём кресле, мачеха любуется своими дочерьми, которые вышивают шаль. Но вдруг сёстры начинают ссориться, не могут поделить шаль. Музыка становится «колючей, злой, отрывистой», а когда сёстры падают на пол с шалью, музыка становится жалобной, передаёт их беспомощность, неожиданность от случившегося.

Сейчас вы увидите сцену, где Золушка мечтает о бале, и, услышите совершенно противоположную по характеру музыку. Золушка - добрая, нежная, отзывчивая, и музыка такая же плавная, трепетная, изящная.

Дети, теперь вы знаете, что музыка может быть и доброй, и злой по характеру, передавать нам настроение. Мы это не видим, каждый из нас чувствует внутри себя. Я вам предлагаю, с помощью рук, ног, тела, мимики передать характер этих мелодий.

Дети в движениях передают «злой» и «добрый» характер музыки.

Тр. 2

М.р. К нам в гости пришлаЗолушка. Она в песне хочет вам поведать свою историю. (Золушка – Арина Разгулова).

Песня «Золушка». Муз. А. Спадавеккиа сл. Е. Шварца.

М.р. Дети,а что же это такое – балет?

Ответы детей.

М.р. Да, балет – это спектакль, где роли исполняют балерины, танцоры, а музыку исполняют музыканты симфонического оркестра. Сейчас вы услышите «Вступление» из балета в исполнении оркестра.

Показ видеофрагмента.

М. р. Мы с вами тоже сейчас поиграем на музыкальных инструментах, только на детских, и мы с вами исполним настоящую балетную музыку.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Лео Делиб «Пиццикато» из балета «Сильвия».2

Появляется Фея.

Тр. 3

Фея. Я услышала прекрасную музыку и не смогла удержаться, чтобы не заглянуть и не посмотреть, кто же здесь так играет?

М. р. Здравствуй, добрая Фея! Оставайся у нас, и ты увидишь и услышишь, на какие чудеса способны наши дети.

Фея. С удовольствием.

М.р. Дети, балет – это один из крупных жанров в искусстве. А какие вы знаете жанры, кто-нибудь может ответить?

Ответы детей.

М.р. Молодцы! Да, вы знакомы с такими жанрами как марш, песня танец. А теперь вспомните, какие вы знаете танцы?

Ответы детей.

М.р. И сегодня мы с вами послушаем вальс.

(смотрят сцену из 2-го действия - «Вальс-кода».)

М.р. Дети, а чем же отличается вальс, например от польки.

Ответы детей.

М.р. Да, вальс – это плавный танец, отличается лёгкостью, «полётностью», обозначает он - «кружение», а считается на раз, два, три.

Фея. С помощью волшебной палочки я превращу всех в артистов балета – девочек в балерин, а мальчиков – в танцовщиков, и, сделаю так, чтобы все «летали» как пушинки, «порхали» как бабочки.

Дети импровизируют под музыку вальса.

Тр. 4

М.р. Дети, вам знакомы такие слова, как пачка, пуанты, балерина, танцор…

Блиц-опрос:

С каким жанром вы сегодня познакомились?   (Балет.)

Кто сочиняет музыку?     (Композиторы.)

Кто написал балет «Золушка»? (С. Прокофьев.)

Имя сказочника, сочинившего сказку «Золушка». (Шарль Перро.)

Назовите основных действующих лиц балета. (Золушка, Худышка, Кубышка, мачеха, отец, принц, Фея.)

Кто исполняет музыку в балете?         (Музыканты, симфонический оркестр.)

Кто руководит оркестром?       (Дирижёр.)

Как называют артистов балета? (Балерина, танцовщик.)

Из чего состоит костюм балерины? (Пачка, пуанты.)

С каким балетом вы ещё знакомы? («Щелкунчик» П. И. Чайковского.)

Сегодня мы с вами познакомились с балетом «Золушка» Сергея Прокофьева. Существуют ещё такие жанры в искусстве, вам хорошо знакомые, это - мультфильмы и кинофильмы. Музыку к кинофильму «Золушка» сочинил композитор А. Спадавеккиа. Сегодня вы услышали песню из этого кинофильма, которую исполнила Арина. А мы с вами начнём разучивать песню из этого же фильма «Добрый жук» композитора А. Спадавеккиа на слова Е. Шварца.

После прослушивания, дети определяют характер, жанр, в котором написана песня, затем начинается разучивание 1-го куплета.

В конце занятия детям импровизируют движения под музыку этой песни.

М.р. Ну вот и подошло к концу наше занятие,вы узнали много нового и хорошо потрудились.

Фея. А я вам приготовила подарки!

Фея раздаёт подарки детям и прощается.

Дети уходят в группы. Звучит песня «Добрый жук».

Тр. 5



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия учителя–дефектолога и учителя–логопеда. Восприятие сюжетного изображения по…

Конспект интегрированного занятия учителя–дефектолога и учителя–логопеда. Восприятие сюжетного изображения по картине «Утки и гуси» в подготовительной к школе группе Цель. 1. Формирование...

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико- ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет...

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Средняя группа Для методического объединения…

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Для методического объединения воспитателей – экологов «Экологизация видов деятельности в ДОУ» Средняя группа Цель: сохранение и укрепление здоровья...

Читайте также

Календарный план воспитательной работы - деятельность участников образовательных отношений

Календарный план воспитательной работы - деятельность участников образовательных отношений

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок»

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок» Конспект занятия педагога-психолога по программе «Волшебный песок»: развивающие занятия на основе песочной терапии. Тема занятия: Дикие...

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для…

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для нас он самый дорогой» - Ребята, давайте встанем в круг. Скажите...