Тематическое, коррекционно-развивающее занятие для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи

«В волшебном лесу»

Программное содержание: Формировать чувственную эмоциональную отзывчивость, сопереживание живой природе, воображени

Развивать подражательность, мимику, пантомимику; психомышечное чувство; кинестетические ощущения, пространственную ориентацию.

Способствовать развитию речемыслительной деятельности, интонационной выразительности, общей и мелкой моторики.

Продолжить работу по развитию музыкальных способностей, чувства ритма, темпа.

Осваивать приемы работы с варежковыми куклами.

Оборудование: Плоскостные деревья, картина «В лесу», «Чудесный мешочек» с набором природного материала(камешки, шишки, орехи, каштаны, желуди), полотняные мешочки с травами, атрибуты животных на голову, пиктограммы эмоций, иллюстрации с изображением различных способов взаимодействия с природой, перчаточные куклы: 2 лягушки, заяц, ежик, мышка.

Музыкальный материал: Записи русских народных песен, аудиокассета «Звуки природы».

1. Дети входят в театральную студию, приветствуют друг друга.

Коммуникативная игра «Поздоровайся, дружок!».

Бегали, ходили,

Озорными были,

А как встали в кружок,

Поздоровайся, дружок!

Дети здороваются с соседом справа, слева, ласково, громко, тихо, шепотом и т.д.

Педагог напоминает детям, что наступила самая чудесная пора: весна, конец мая.

Май веселый отшумит

И затихнет где-то,

Одуванчик отлетит

И наступит лето

Педагог показывает рукой вокруг: да, вот уже и одуванчики из ярко- желтых превращаются в серебристые шары, все зелено - и деревья и трава. Приглашает детей прогуляться в ближайший лесок:

Двигательная игра «Прогулка»

Дружно за руки возьмемся,      гуляют парами

В лес зеленый мы пойдем.

По полянке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Нагибайся, погляди-ка,             расходятся по поляне, «собирают ягоды»

Что краснеет под кустом?

Ты не прячься, земляника,

Все равно тебя найдем!

Комары звенят над нами,         отмахиваются от «комаров»

Комары кусают в лоб.             громко хлопают в ладоши

Мы воюем с комарами,

Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп.

Вот мы и в лесу, - говорит педагог, а что такое лес?

Сосны, ели, березы клены.

Это лес. Он наш друг зеленый.

Добрый друг: он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

Педагог обращает внимание на панно, где расставлены иллюстрации деревьев; называют знакомые, беседуют об их характерных особенностях, внешнем виде, пользе.

Имитационная игра «Деревья в лесу»

Ель отпустила ветки вниз,

А сосна расставила.

А рябина ягодки

Солнышку подставила.

Клен и строен и высок,

Шепчут листья весело.

А береза, словно косы,

Веточки развесила.

Лишь могучий дуб-крепыш

С ветром не играет.

Очень прямо он стоит,

Ствол не наклоняет.

Дети рассматривают картину «В лесу», отмечают, что растительность в лесу располагается в несколько ярусов: самые высокие растения в лесу - это деревья, пониже - кустарник, еще ниже - трава и, наконец, мох. Педагог предлагает изобразить некоторые из деревьев, их особенности.

Ритмопластика «Кактус и ива»

Ход игры: Дети хаотично двигаются по залу. По команде педагога «Кактус» останавливаются и принимают « позу кактуса» ( мышцы напряжены), По сигналу движение возобновляется, после чего следует новая команда «Ива» (мышцы слегка расслаблены)

Педагог сообщает, что они все вместе оказались на « лесной полянке», на которой разбросаны ветки, желуди, шишки, орехи, каштаны. Видимо, ночью здесь был сильный ураган. Педагог предлагает на ощупь, с закрытыми глазами определить, что находится рядом.

Инструментальное музицирование «Камешек, орешек, желудь, шишка»

Рекомендации. Ребенок, к которому подошел педагог с «Чудесным мешочком», должен назвать свою находку, определяя дерево, какому принадлежит плод. Заканчивается игра инструментальным музицированием с этими предметами.

Педагог замечает, что лес становится все гуще и гуще. Предлагает изобразить это явление и поиграть:

встать по отношению друг к другу, как деревья в названном лесу.

Музыкальная игра «Превращение»

Ход игры: Под спокойную музыку дети ходят или стоят с педагогом, на быструю, веселую - «превращаются в лес»: редкий - стоят на значительном расстоянии; густой - на близком расстоянии друг от друга; дремучий - становятся вплотную; непроходимый - переплетают руки; большой - становятся большой группой и т.д.

Па ветках многих растений, - говорит педагог,- растут листья, это лиственные деревья. Те деревья, ветки которых покрыты иголками, называются хвойными. Случается, в лесу растет какой-нибудь один вид деревьев. Например, ели. Это ельник. А как называется лес, состоящий….

Словесная игра «Какой это лес?»

Какой это лес, если там растут березы?    (березняк, березовая роща)

Какой это лес, если там растут дубы?       (дубрава, дубовая роща)

Какой это лес, если там растут осины?     (осинник)

Какой это лес, если там растут сосны?     (сосновый бор)

Какой это лес, если там растет ольха?      (ольховник, ольшаник)

Какой это лес, если там растут и хвойные и лиственные деревья? (смешанный)

Педагог выясняет, что есть у деревьев: ветви, ствол, листья, корни.

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

В поле дерево стоит,            руки над головой

Ветер ветки шевелит,           качает руками

Весной набухли почки,         пальцы сжимают в кулаки

Раскрылись все листочки.    разжимают пальцы, шевелят ими

Чтоб деревья подрастали,

Чтоб они не засыхали,          руки опускают вниз

Корни дереву нужны.           разводят пальцы в стороны

Для чего они важны?

Педагог подводит итог: да, все части у дерева нужны и важны, предлагает представить себя деревом, свои ощущения в мимике, жестах, движениях, чувствах.

Эколого - психологический тренинг «Если б я был деревом…»

(автор Мауро О,Коннор, книга «Свет жизни»)

Если бы я был деревом,

Мои ноги бы росли и росли

Все глубже в землю.

Эти длинные ноги были бы так хороши.

Они держали бы меня на месте когда дует ветер.

Они росли бы все глубже и глубже

И искали бы мне воду, чтоб пить,

Но самое лучшее - мне не нужны бы были ботинки,

Потому что мои ноги назывались бы КОРНИ.

Если б я был деревом,

Моя кожа стала бы твердой и жесткой

И даже стала бы шершавой.

Она бы была вся в буграх и бороздах.

Я даже чувствую, что она морщинистая.

Но это моя новая морщинистая кожа

Защищает меня от ран.

А дети поймут, что нельзя вырезать надписи и знаки

На этой новой коже, которая называется КОРА.

Как бы это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!

Если бы я был деревом,

Мои руки бы тянулись бы к солнцу.

И у меня росли бы новые руки одна за другой.

Как это здорово так высоко и далеко дотянуться

И быть приютом для птиц,

Чтоб они могли отдохнуть.

А если мне повезет, то они совьют на мне гнездо!

Эти новые и красивые длинные руки

Будут называться ВЕТКИ

Если б я был деревом,

Мои руки покрылись бы почками,

А внутри каждой свернутой почки

Была бы маленькая пищефабрика, ждущая света.

Каждую весну мои почки бы раскрывались,

Становились бы зелеными и нежными.

Внутри каждой делалась бы еда,

А в летний зной они делали бы прохладу и тень.

А осенью , когда холодает,

Они стали бы красными и золотыми,

А потом падали бы, танцуя на ветру.

Потому что эти производители еды - ЛИСТЬЯ

Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!»

Педагог напоминает детям пословицу - «Возле леса жить - голодным не быть» Чем же в лесу можно полакомиться? Да, ягодами, грибами, Какими? А какие лекарственные растения вы знаете? (малина, бузина, тысячелистник, ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник) Почему они так называются?

А какие запахи источают все эти растения!

Упражнение «Ароматная сказка»

Рекомендации: Педагог предлагает каждому ребенку полотняный мешочек, в котором «спрятана» ароматная сказка (крапива, календула, полынь, мята, хрен, морская капуста и т. д.). Ребенок должен понюхать, представить и объяснить, где живет герой сказки ( в поле, в лесу, в море). На первых этапах тренинга для обследования предлагается только один мешочек. Затем его заменяют другим. Когда у детей накопится чувсвенный опыт, можно дать сразу 2-3 мешочка с запахами, предлагая придумать «ароматную сказку», опираясь на возникшие ощущения и ассоциации.

Да, - говорит педагог,- какими только дарами не одаривает лес человека! Да вот, посмотрите сами и это только малая часть..

Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик - по дорожке.           сжимают и разжимают кулаки

Этот пальчик - по тропинке,

Этот пальчик - за грибами.

Этот пальчик - за малинкой.

Этот пальчик птиц увидел.

Птицы с шумом улетели,              встряхивают кистями

С ним играть не захотели сжимают и разжимают кулаки

Педагог напоминает, что в лесу бесчисленное количество птиц, зверей, животных.

Предлагает представить, что они все попали на карнавал, куда все звери пришли в масках. Узнать их можно только лишь по повадкам и движениям.

Театральный этюд «Лесной карнавал»

Рекомендации: Одни дети по очереди показывают какое-то животное, другие - отгадывают. Педагог дает дополнительную информацию о нем.

Усложнение: Детям предлагается придумать забавный танец улитки, дождевого червяка, сухого листочка, радуги под незнакомую музыку.

Педагог выясняет у детей: без чего не может существовать лес? Да, без солнца, которое дарит свет и тепло, воды, и почвы для роста корней, чистого воздуха, покоя и бережного к себе отношения.

Дидактическая игра «Можно - нельзя»

Ход: Дети анализируют варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зеленую - в знак одобрения поступка, красную - осуждая его).

Можно(нельзя): ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, или муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды. оставлять после себя мусор.

Педагог объясняет детям, что хозяин леса - Лесовичок- следит за порядком и чистотой. Он очень радуется, и чувствует себя счастливым человеком, если в лес приходят друзья природы. И огорчается, если правила поведения на природе нарушаются. Тогда он становится хмурым и нелюдимым. Педагог предлагает нарисовать фигурки Лесовичка,, превратив их в веселого Лесовичка и Хмурого Лесовичка, Для закрепления предложить отобрать карточки с изображением разнообразных способов взаимодействия человека с природой: веселому Лесовичку карточки, где правила природы соблюдаются и наоборот.

Рисование «Лесовичок радуется и Лесовичок сердится»

В заключении педагог напоминает детям, что друзей природы лес отблагодарит и откроет свои богатства и секреты. Предлагает послушать звуки леса.

Аутотренинг «В зеленом лесу»

В зеленом, зеленом, зеленом лесу,

Зеленый листок как флажок я несу.

Зеленая шишка под елкой лежит,

Зеленая музыка где-то звучит.

Зеленый кузнечик в Зеленой стране

Играет зеленую музыку мне.

Дети тихонько выходят из зала.

Вариант окончания сказки №2

Сценка для перчаточных кукол -Петрушек«А у нас в лесочке…»

(«Кукляндия М.И.Родиной, А.И.Бурениной, стр. 86)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в…

«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в логопедической практике в рамках реализации ФГОС ДО»

Практическая реализация информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении

Практическая реализация информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовательном учреждении являются инновационными ресурсами, которые...

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по стране дорожных знаков»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по стране дорожных знаков» Для детей средней группы Задачи: - Закрепить знание детей о правилах дорожного движения и дорожных...

Читайте также

Проект «Наш календарь природы»

Проект «Наш календарь природы» Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: экологический, исследовательский. Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы. Сроки реализации проекта: со 2...

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников…

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников в двигательной деятельности по реализации задач УМК и ФГОС»

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию «Веселые…

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию«Веселые посиделки» Цель: знакомство детей дошкольного возраста особенностями русского народного костюма, развитие интереса к...