Тематическое, коррекционно-развивающее занятие для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи

«Две гусеницы»

Программное содержание: Укреплять знания о сезонных явлениях, мире насекомых.

Формировать представления о неразрывной связи звука и движения, о возможных вариантах движения музыкальной линии; умение составлять ритмические цепочки.

Развивать моторику: общую, мелкую, артикуляционную, мимическую.

Закреплять произношение звуков (Ж), (Х), (Ф); работать над интонационной выразительностью речи.

Учить воспринимать музыку, развивать оценочный вкус.

Совершенствовать движения, умение сочетать музыку и движения.

Продолжить работу над освоением приемов работы с варежковыми куклами.

Оборудование: Плоскостная яблонька, пластмассовые игрушки жуков, пауков, муравьев, гусениц, объемная ромашка с «божьими» коровками, варежковые куклы-гусениц          ,иллюстрации

насекомых, головки двух гусениц и кружочки-брюшки с ритмическими формулами, рисунок разных линий для озвучивания; клубок ниток для игры.

Музыкальные записи: «Утро» Э.Грига, «Кузнечик» муз. Шаинского, «Две гусеницы разговаривают»муз., , фонограмма В.Успенского «О многих шестиногих»    

1. Дети входят в театральную студию под звуки пробуждающейся природы. Педагог обращает их внимание на «цветущую яблоньку», сообщает, что они находятся на опушке леса и предлагает поприветствовать друг друга «немыми» жестами, чтоб не нарушать тишины. Любуются «деревцем»

Динамическая пауза «Принцесса»

То не белый снег идет -       медленно поднимают и отпускают руки, встряхивая кистями,

Это яблоня цветет,               вращают кистями - «фонарики»

Яблоня - принцесса             качают поднятыми руками

На опушке леса.

Педагог предлагает сесть на «травку», послушать, посмотреть, что происходит вокруг.

(дети замечают жука-игрушку на «цветке», звучит фонограмма - «жужжание жука»)

Педагог:         Ой, посмотрите, на цветок

                        Прилетел и сел жучок.

                        Интересно, что он будет делать? Петь песенку. Попробуем и мы с вами.

                        Звуко - речевая игра «Ленивый жук» (Модель Т. Боровик)

Ход игры . Педагог показывает детям рисунок с разнообразными линиями: прямой, волнистой, спиралеобразной, зигзагообразной. Предлагает спеть вместе, ведя по линиям указкой

Я немного пожужжу -жж               --------------------------------------------------.

На ромашке полежу -жж

Муха в воздухе летает - вз

Я на муху погляжу - жж

Поглядел и есть пора - жж     ням   жж   ням   жж   ням

                                   ням     жж     ням   жж     ням   жж

2. Педагог замечает, что чем выше поднимается солнышко, тем больше звуков вокруг: все зашумело, зашептало, заговорило.

Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили»

Дили-дили, жили-дили!                  Произносят «динь-динь» в высоком регистре

Колокольчики будили                    на разной высоте

Всех жуков,                                      произносят «ж-ж- ж… на долгом выдохе

Пауков                                              произносят «х- х- х…» коротко

И веселых мотыльков         .         глиссандо на гласную «у» вверх и вниз

Дили-дил, дили-дили!                     - - - - -

Колокольчики будили

Всех зайчат,                                      произносят»бл-л-л…» в высоком регистре длительно

Всех ежат,                                         произнося «ф-ф-ф…» резко выдыхая

Всех ленивых медвежат,                --- ---«р-р-р…»

И воробушек проснулся,                - - - «чик-чирик»…в разных регистрах

И галчонок встрепенулся,              произносят «кра-кра!» громко в среднем регистре

Дили-дили, дили-дили!                  произносят «динь-динь» в высоком регистре на разной высоте

Встали все, кого будили.                кричат «Ура!» и поднимают руки

Весенний хоровод (по выбору)

Педагог замечает, что как только появляется травка и листья, тут же появляются и насекомые. Предлагает взять спрятанные у них под стульчиками картинки с разными насекомыми, рассмотреть их и отгадать про них загадки:

                        У нее четыре крыла,

                        Тело тонкое, словно стрела.

                        Большие, большие глаза,

                        А называют ее…(стрекоза)

                        Очень маленький на вид,

                        Надоедливо звенит,

                        Прилетает вновь и вновь,

                        Чтобы выпить нашу кровь.   (комар)

                        Он умелец и хитрец,

                        Сетку прочную плетет.

                        Если муха попадет,

                        Тут бедняге и конец.   (паук)

Подвижная игра «Паутина» (занятие №34)

                        Этот маленький скрипач

                        Изумрудный носит плащ.

                        Он и в спорте чемпион,

                        Ловко прыгать может он. (кузнечик)

Дети исполняют песню «Кузнечик» муз. В.Шаинского

                        Он строитель настоящий,

                        Деловитый, работящий.

                        Под сосной в лесу густом

                        Из хвоинок строит дом.   (муравей)

Двигательная игра «Муравьи» (смотреть занятие №34)

                        Сок цветов душистых пьет                                                                                  

                        Дарит нам и воск, и мед.

                        Людям всем она мила,

                        А зовут ее …(пчела)

3. Педагог обращает внимание детей на большую ромашку под яблонькой, усыпанную яркими жучками (сделаны предварительно детьми). Загадывает очередную загадку:

                        Надевает эта крошка

                        Платье красное в горошек,

                        И летать умеет ловко!

                        Это…(божья коровка)

Педагог предлагает взять каждому по одной, согреть их, спеть для них колыбельную песенку.

Дети исполняют песню «Божья коровка»

(Звучит фонограмма «О многих шестиногих» В.Успенского)

4. Педагог смеется и показывает детям на двух гусениц, сидящих на листочках яблони напротив друг друга: о чем-то беседуют увлеченно Интересно: о чем? (Ответы детей). Педагог предполагает, что они разговаривают о том, какие вкусные свежие листочки. Предлагает поработать над интонационной выразительностью речи.

Диалогическая скороговорка» «Гусеницы»

                        По листочку я ползу

                        И грызу его, грызу.

                        Ну, какой же это вред!?

                        Просто завтрак и обед!

Педагог сообщает о том, что композитор эту сцену увидел по-своему и написал музыкальную пьесу, которая так и называется

Дети слушают пьесу «Две гусеницы разговаривают» муз.

Педагог предлагает посчитать, сколько у этих гусениц ножек? Да, очень много, недаром их называют «сороконожками». Знакомит с правилами новой игры.

Двигательная игра «Сороконожка»

Шла сороконожка                            идут «паровозиком», пружинящим шагом,

По сухой дорожке.                          держась за плечи друг друга

Вдруг закапал дождик: кап!              останавливаются

Ой, намокнут сорок лап!                всплескивают руками: ужасаются

Насморк мне не нужен,                  грозят пальцем: нет, нет!

Обойду я лужи.                                идут, высоко поднимая колени

Грязи в дом не принесу,                 останавливаются, трясут правой ногой

Каждой лапкой потрясу                  трясут левой ногой

И потопаю потом                            идут пружинящим шагом,

Ой, какой от лапок гром!               чуть притопывая.    

Педагог напоминает правила знакомой игры: выкладывает головки двух гусениц, изображающих мальчика и девочку, предлагает назвать их Щетинка и Хохолок. Делит детей на две команды. Дирижер каждой команды берет любой «животик» и прикладывает к своей гусенице. Каждая команда под руководством своего дирижера проговаривает, прохлопывает, протопывает и проигрывает получившуюся ритмическую формулу.

Ритмическая игра «Гусеница»

(Сб. «Этот удивительный ритм» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой, стр.41)

Педагог выясняет у детей: какая польза от гусениц, как долго живет гусеница, где живет, знакомит со словами и движениями новой игры

Пальчиковая игра «Гусеница»

Этот странный дом без окон                      показывают «крышу» над головой

У людей зовется «кокон».                          обнимают себя за плечи.

Свив на ветке этой дом,                             рисуют спиральку в воздухе

Дремлет гусеница в нем.                            пальцы указательный и средний соединить: крошка

Спит без просыпа всю зиму,                      руки под щеку: «спит»

Но зима промчалась мимо -                       бегут на месте

Март, апрель, капель, весна…                   загибают пальцы: считают

Просыпайся соня-сонюшка!                      зевают

Под весенним ярким солнцем                   пальцы - лучики: солнце

Гусенице не до сна -                                   руки вперед: да, не до сна!

Стала бабочкой она!                                   машут руками - «крыльями»

5. Педагог обращает внимание на то, что в природе очень много самых разнообразных гусениц, которых можно найти в травке, на листочках и веточках деревьев. Найти и просто поиграть.

(дети «находят» варежковых кукол-гусениц на одну руку, «листочек» - на другую руку, выполняют с ними движения, иллюстрируя текст стихотворения)

Упражнение на развитие творческой инициативы «Гусеница»

                        Гусеница, гусеница в шубке золотистой,

                        Отправляйся, гусеница, под листок тенистый.

                        От лягушки под листком сможешь ты укрыться,

                        В голубой его тени не заметит птица.

                        Предстоит тебе скрутиться в кокон под листком,

                        Чтоб потом родиться снова мотыльком.

Вариант №2 (окончания занятия)

Упражнение «Кто кого обидел первый?

 (сценка с варежковыми куклами, «Кукляндия» М.И.Родиной, А.И.Бурениной стр.36)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор» Цель: - закрепить умения называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а так же...

Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный планшет»

Многофункциональное дидактическое пособие«Сенсорный планшет» Данное пособие способствует развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. Учит считать в пределах...

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству…

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству родного края Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию...

Читайте также

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на…

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на день святого Николая» Цель: Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа...

Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед»

Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 - 7 лет) Паспорт проекта Автор проекта Воспитатель: Полещук О.К МБДОУ «Детский сад «Сказка»...