Тематическое, коррекционно-развивающее занятие для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи

«Как гномики строили домики»

Программное содержание: Закреплять знания о сезонных явлениях, расширять кругозор.

Воспитывать коммуникативные навыки, дружный коллектив.

Способствовать развитию мелкой и общей моторики

Совершенствовать речь: дикцию, артикуляцию, интонационную выразительность; дифференцировать звуки (Х - Х»),(Г- К).

Продолжить работу над совершенствованием вокально-хоровых навыков, развитием музыкальных способностей, детского творчества: песенного, игрового.

Развивать интерес к театрализованной деятельности, основы актерского мастерства: мимику, пантомимику, умение перевоплащаться.

Оборудование Разноцветные колпачки с колокольчиками, фланелеграф, теарт картинок (Солнечный Зайчик, муравей, кузнечик, жук, пчела, паучок), клубок шерстяных ниток, предметы посуды из разных материалов, атрибуты на голову: Зайчик, Лисичка, Ежик, Мишка.

Музыкальные записи: песни «Разноцветный колпачок» муз. Струве, «Молоточек» муз. Витлина.

«Шествие гномов» муз.Э.Грига

1.Дети входят в театральную студию, приветствуют друг друга

Коммуникативная игра «Хоровод» М.Картушиной

Дети, взявшись за руки, идут по кругу хороводным шагом, поют на мотив р.н.п «Ах вы, сени»

                        Мы заводим, мы заводим,

                        Мы заводим хоровод.

                        Поздороваться желаем,

                        Удивим сейчас народ.

Затем останавливаются, поворачиваются друг к другу, образуя пары, и поют слово «Здравствуй!», прикасаясь друг к другу («здороваясь») ладошками, пальчиками, плечиками. Игра повторяется 2-3 раза, каждый должен поздороваться по-разному.

Педагог смотрит в окно удивленно:

                        Что такое за окном,

                        Сразу в доме побелело.

                        Это снег лежит ковром,

                        Самый первый, самый белый.

                        Вот о чем всю ночь свистел

                        За моим окошком ветер,

                        Он про снег сказать хотел

                        И про то, что зиму встретил.

Да, все признаки зимы налицо. Даже солнышко греет скупо  . И все-таки озорные солнечные лучики, пробиваясь сквозь толщу холода и мороза, посещают своих старых знакомых:      белочек, зайчиков, ребятишек, с которыми они все лето так весело играли, а вечером рассказывали об этом своей мама - Солнечной Зайчихе. Вот и сейчас один Солнечный Зайчик решил заглянуть к своему старому знакомому - Гномику, и посмотреть, как он встретил холодную зиму в новом домике, который он помог построить ему поздней осенью. Вы спросите: как это Солнечный Зайчик мог помочь гномику? А вот послушайте сказку: ведь в сказке все бывает

 (слышен нежный звон колокольчика)

Педагог приглашает детей в очередную сказку, где обязательно происходят всякие чудеса. А для начала предлагает надеть им волшебные колпачки с колокольчиками и превратиться в маленьких гномиков.

(Дети надевают разноцветные колпачки)

Игра - превращение «Гномики»

                        Глазками моргнули,

                        Рот в улыбке растянули,

                        Брови вверх подняли,

                        На носик пальчиком нажали         

                        И тихонечко сказали:

                        «Под горошкою в тиши

                        Живут гномы-малыши»

Педагог поражена необычным, сказочным видом гномиков, спрашивает невольно: «Ой, кто вы?!»

На что гномики отвечают:

                        Мы - добрые гномы лесные!

                        Приходим к вам в сказки

                        И в сны мы.

                        Мы елки в лесу охраняем,

                        И клады в земле добываем.

                        Мы добрые, старые гномы.

                        Теперь-то вы поняли, кто мы?!

Дети исполняют песню «Разноцветный колпачок» муз. Струве

 (Программа «Ладушки» подг. гр . Д 1тр.42)

Педагог рассказывает о том, что одни гномики живут под горошком, а другие - в огромной горе, как вот этот гномик.

Пальчиковая гимнастика «Гномик»

Как в огромнейшей горе                показать руками « гору»

Дремлет гномик на заре:                 сложить ладошки, закрыть глаза.

«Снурк-пш-ш, снурк=пш-ш!»

Восходит солнце над горой,          кулачок в кулачке поднять кверху, резко разжать пальцы

Словно шарик золотой.                  «рисуют» шар над головой

Поют птички: «Чик-чрик!»               сложить пальцы «клювиком»

Лежебока, встань, не спи!»            по очереди соединяют и раскрывают большой и остальные   

                                                           пальцы

Гном не слышит песни той,            покачать головой

Спит и спит весь день деньской:   махнуть рукой

«Снурк-пш-ш, снурк-пш-ш!»            сложить ладошки под щечку - «спать»

Но вот усатенький жучок               указательным и средним пальцем пошевелить - «усами»

Забрался к гному под бочок,         убрать руку за спину

Потом залез под мышку,                 убрать руку в подмышечную впадину

Усатенький плутишка.                    пошевелить «усами»

По шее к щечкам пробежал,           пробежать по шее пальцами

Усами нос пощекотал                      пощекотать нос

И скрылся вмиг под колпаком.      пробежать пальцами по голове

«А-пчхи, а-пчхи!»                           прикрыть рот ладошками

Проснулся гном.                              развести пуки в стороны, потянуться.

2. А другой Гномик, - продолжает педагог,- решил построить себе настоящий дом

                        Однажды теплым вечерком,

                        Когда в траве кузнечик                                                                                        

                        Лег спать, укрывшись лепестком,

                        Задумал гном построить дом

                        Из крохотных дощечек

Солнечный Зайчик увидел, что Гномику одному будет очень трудно построить дом и решил пригласить друзей на помощь. Кого он позвал, отгадайте:

                        Согнувшись под ношей тяжелой своей,

                        Тащит травинку в дом…(муравей)

Педагог спрашивает у детей: что могут нести муравьи для постройки домика? Много чего. Предлагает вспомнить

                        Считалка -скороговорка « Муравьи»

                        Дружно муравьи живут

                        И без дела не снуют:                                                                                             

                        Два - несут травинку,                                                                                          

                        Два несут песчинку,                                                                                                         

                        Два несут былинку,

                        Три несут иголки-

                        Сколько их под елкой?

Много муравьишек пришло на помощь, и каждый был занят делом.

Двигательное упражнение «Муравьи»

Муравей трудолюбивый                            шагают на всей стопе

Еле тащит прутик ивы.

Он устал, он изнемог,                                 шагают в приседе

Но другой ему помог.

Оба дружно, через ельник                         идут «змейкой» за ведущим, положив правую руку

Прутик тащат в муравейник          .            на плечо впереди стоящего товарища

Знает каждый муравей:                              маршируют

В жизни трудно без друзей,

А с товарищем всегда

Даже горе - не беда.

(Далее педагог использует фланелеграф, театр картинок)

Да,- говорит педагог, - и труды муравьев не пропали даром:

                        Он сгибается под ношей,

                        Он ползет уже с трудом,

                        Но зато какой хороший

                        Муравьи возводят дом! (на фланелеграфе-домик, муравей и т.д.)

3. А следующий помощник взял в руки молоток. Кто же это?

                        С ветки на тропинку,

                        С травки - на былинку

                        Прыгает пружинка -

                        Зеленая спинка.

                        Чемпион по прыжкам

                        Скачет, скачет по лужкам

Да, ребята, это кузнечик с молоточком в руках. А зачем ему молоточек?

Дети исполняют песню «Молоточек» муз.Витлина

 (Пособие «Этот удивительный ритм» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева,стр.58)

Педагог предлагает поиграть: придумать, выложить и сыграть ритмическую формулу на припев песни:туки-туки-туки-тук; тук-тук-тук-тук-тук и т.д.

Ритмическая игра «Молоток»

4. Ну, вот,- говорит педагог, - дом готов, теперь его необходимо покрасить. Красить дом Солнечный Зайчик пригласил таких насекомых:

                        Слышим мы гудящий звук-

                        То летит к нам майский…(жук).

Да вот беда,- сокрушается педагог,- майские жуки очень привередливые, поэтому их надо очень попросить: выразительно и вежливо

                        Словесная игра «Будьте добры!»

                        Будьте любезны и будьте добры!

                        Дом наш покрасьте, друзья-маляры!                                                                               

                        -Мы с удовольствием выкрасим дом,

                        Только вот кисти и краски найдем!         

Ой,- пугается педагог, по-моему, жукам не очень понравилось такое монотонное, невнятное обращение: сначала они удивились, потом рассмеялись, потом возмутились и, наконец, очень разгневались.

Мимический этюд «Жуки рассердились»

Педагог замечает, что она тоже не очень поняла, о чем они просили жуков, и что их обращение похоже на «бурчалку» Винни-Пуха, у которого не было никакой дикции, а главное, - артикуляции

Предлагает поработать над этим.

Вокальная импровизация «Бурчалки»

Ход игры: Педагог предлагает детям разные предметы посуды, выполненные из различных материалов: стекла, хрусталя, керамики, глины, дерева, железа.

Дети делятся на несколько групп. Каждая группа озвучивает определенный предмет. По сигналу педагога дети начинают исполнять вокальную импровизацию на определенном слоге и звуке (дзинь, та-та, трям-трям, стук-стук и т. д.), пытаясь голосом передать характерные тембровые особенности предмета, четко артикулируя.

Затем дети еще раз обращаются к жукам, более выразительно

Очень понравилось майским жукам, как вы обращались к ним на этот раз и вот они уже принялись за дело,- замечает педагог.

Пальчиковая игра «Маляр»

Размешаю краску я,                       водят указательным пальцем одной руки по ладони другой

Ярко-ярко красную.                       прижимают ладони друг к другу

Кисти в краску я макну,                 тыкают указательным пальцем в ладонь

Капли лишние стряхну.                  встряхивают кистями рук

Что за серая стена?                      пожимают плечами

Станет яркою она.                         мягкие движения руками: «красят»

Потихоньку, осторожно                 «рисуют» в воздухе два квадрата

Обведу я два окна.

До чего ж красивый дом!               соединяют прямые руки под углом - «крыша»

Вместе жить мы будем в нем!      скрещивают руки на груди

5. Теперь остается только повесить нарядные шторы на окна,- говорит педагог. С этой просьбой Солнечный Зайчик обратился к паучку - мастеру «кружевных» наук.

Подвижная игра «Паутина»

Правила: Под аудиозапись веселой музыки дети бегают по залу, с ее окончанием - останавливаются. Педагог ходит между ними, разматывая клубок шерстяных ниток, приговаривает:

                        Тина, тина, тина, тина,

                        Золотая паутина.

                        Восемь деток - паучат

                        По краям ее висят.

                        Посредине сам паук,

                        Доктор кружевных наук.

                        Паутина вся в росе,

                        Поскорее прячьтесь все!

Дети берутся за нить. Педагог останавливается и начинает сматывать клубок. Дети, не выпуская нити из рук, должны встать таким образом, чтоб нить не спуталась

6. Да,- говорит педагог, дом украшен, дело только за угощением для гостей. Как вы думаете, кому поручил это Солнечный Зайчик?                        

                        Мед душистый принесла

                        с луга вешнего …( пчела)

Педагог заключает, что домик получился на славу

                        И вот наш гном в своем дому

                        Справляет новоселье.

                        Сквозь темный лес, сквозь ночи тьму,

                        Со всех сторон спещат к нему

                        Любители веселья.

Педагог выясняет у детей: «На свое новоселье Гномик пригласил всех своих знакомых гномиков?» Конечно! Предлагает изобразить это волшебное зрелище в пластических свободных образах, соответствующих характеру и настроению музыки.

 Музыкально-пластическая импровизация «Шествие гномов» муз.Э.Грига

Педагог сообщает детям, что гномики та новоселье принесли подарки. А гномик, который жил под ягодкой земляничкой принес земляничное варенье, которое все очень любили ели с большим удовольствием.

Пальчиковый игротренинг

Стали гномы гостей                        указательным пальцем правой руки надавливают

Приглашать,                                     по очереди на подушечки пальцев левой руки

Стали гномы гостей

Угощать.                                           затем - наоборот

Каждому гостю                                «намазывать» варенье на кончик

Досталось варенье.                        каждого пальца

Пальчики склеило                           последовательно, начиная с большого, «склеить»

То угощение.                                    соответствующие пальцы на обеих руках

Плотно прижалась                           прижать ладони одна к другой

Ладошка к ладошке.

Гости не могут                                 плечи приподнять,

Взять даже ложки!                          руки слегка развести в стороны - «удивляться»

Солнечный Зайчик, - продолжает педагог,- тоже веселился с ними от души. Он прыгал с потолка на пол, скользил по лицам гостей, щекотал их за нос, отчего они все громко и весело хохотали:

                        Ритмическое упражнение «Смешинка»

                        на дифференциации звуков (Х - Х»)

                        Ха-ха-ха-ха-ха-ха-хак!

                        Ху-ху-ху-ху-ху-ху-хук!

                        Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хок!

                        Хе-хе-хе-хе-хе-хе-хек!

                        Хя-хя-хя-хя-хя-хя-хяк!

                        Хэ-хэ-хэ-хэ-хэ-хэ-хэк!

Рекомедации: Дети проговаривают слоги, хлопая в ладоши и ударяя по коленкам на последний слог.

Вот такую историю рассказал Солнечный Зайчик своей маме и вместе со своими солнечными братишками решил инсценировать стихотворение-сказку, которая им очень нравилась и немного была похожа на эту историю.

Инсценирование сказки-стихотворения «Мы большой построим дом»

(«Кукляндия» М.И. Родиной, А.И. Бурениной, стр 64)

А после,- сообщает педагог,- они тихонько улеглись спать и видели сказочные сны.

Релаксация «Сказочные сны»




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развивающее методическое пособие для физического развития детей «Спортивный кубик -…

Развивающее методическое пособие для физического развития детей «Спортивный кубик - занималка»

Сценарий праздника «День Защиты детей»

Сценарий праздника «День Защиты детей» 1 Вед.: Здравствуй, лето, Здравствуй, лето! Теплым солнышком согрето, Снова лето к нам пришло- Это очень хорошо! И этот первый...

Детско-родительский проект «Сказочный мир»

Детско-родительский проект «Сказочный мир» Средняя группа

Читайте также

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой…

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой край родной» Дети заходят в музыкальный зал под песню «Край наш...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос» Цель – закрепить знания детей...

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Представить реализацию технологии мнемотехника при организации занятий с детьми. Задачи: 1...