Тематическое, коррекционно-развивающее занятие для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи

«Про Капельку Капитошку»

Прогр. содержание: Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательность.

Закреплять знания об изменениях состояния и круговороте воды в природе.

Учить складывать бумагу в разных направлениях, аккуратно сглаживать сгибы.

Развивать чувство метра и ритма, расширять певческий диапазон.

Совершенствовать двигательные навыки, умение двигаться в соответствии с характером и структурой пьесы.

Развивать мелкую моторику рук; фонематическое восприятие; речевую активность, интонационную выразительность; умение правильно выполнять различные виды самомассажа.

Закреплять умения работать с куклами - картинками (на фланелеграфе)

Оборудование: Карточки-схемы, изображающие круговорот воды в природе, куклы -картинки: капелька Капитошка, облако, туча, молния, дождь, пар, град, снежинка, льдинка, капель; бубен, ритмические карточки с 2-тактными ритмическими рисунками, 4 карточки с зонтиками разного цвета; 2 бутафорские льдинки - белая и голубая;»лужа» (голубая ткань, лежащая на полу), «ручеек» - полоски.                                                          

Фонограммы песен «Облака», «Белые кораблики» М.Шаинского, пьеса «Вьюга и вальс снежинок» М.Минкова, пьеса «Весело журчит ручей»

1. Дети входят в зал, приветствуют друг друга

Коммуникативная игра «Повернись и поздоровайся» пред. занятие.

Педагог предлагает вспомнить, кого они называют вестниками Весны (птиц, ручьи, капель

                        Кап-кап - целый день

                        Песня раздается,

                        То сосулька плачет,

                        А весна смеется…

Капельки появляются при таянии сосулек, а еще они могут пролиться дождем из облака.

Педагог обращает внимание детей на небо: весной оно голубее и выше, а по нему плывут легкие, пушистые облака, которые напоминают сказочных животных, ковер-самолет…

                        Как хорошо - Весна пришла,

                        Легко дыханье ветерка,

                        И, нежась в солнечных лучах,

                        Плывут по небу облака

А иногда они напоминают белогривых лошадок, на которых можно покататься

                        Парный танец «Облака» муз. М.Шаинского

Вступление Дети парами идут по кругу, поворачиваются друг к другу

Мимо белого яблока луны,                        правой рукой описывают полукруг вверху

Мимо красного яблока заката                    левой рукой описывают полукруг вверху

Облака из неведомой страны                    рисуют двумя руками

К нам спешат и опять бегут куда- то.       меняются местами

Припев:

Облака,                                                         качают поднятыми вверх руками,

Белогривые лошадки,                                 «пружинка», руки согнуты в локтях, держат « вожжи»

Облака,                                                         качают руками

Что вы мчитесь без оглядки?                     «пружинка»

Не смотрите вы, пожалуйста,                    делают «лодочку»

Свысока,                                                       качают руками влево - вправо

А по небу прокатите нас,                           кружатся парами

Облака.

Мы помчимся в заоблачную даль              идут парами

Мимо гаснущих звезд на небосклоне       мальчик присаживается на колено, девочка обходит вокруг него, держась за руку

К нам неслышно спускается звезда           повторяются движения первых двух фраз

И ромашкой останется в ладони.

Припев:                                                         движения те же.

Заключение.                                                  перестраиваются в круг

2.А что происходит с капельками после того, когда они попадают на землю?

Педагог предлагает послушать рассказ, в процессе которого показывает карточки-схемы, иллюстрирующие превращения водяной капельки.

Далее содержание сказки излагается при помощи театра картинок-иллюстраций на фланелеграфе

Итак, жила-была на свете маленькая капелька, звали ее Капитошка.Это была очень жизнерадостная и добрая капелька, которая любила играть вместе со своими подругами - капельками. А не превратиться ли и нам в капелек?

Двигательная игра - превращение «Капелька»

Вместе, вместе весело играем,                   дети хлопают в ладоши

Вместе, вместе песни распеваем,              притопывают одной ногой

Повернись, улыбнись                                 поворачиваются вокруг себя, улыбаются

И в капельку превратись!                           друг другу, протягивают ладошки вперед

Педагог оглядывает детей, напоминает, что ей необходимо познакомиться с каждой капелькой лично роль ведущего можно поручить одному из детей.

Вокально-инструментальное музицирование «Как тебя звать?»

Ход игры: Педагог поет попевкуречитатив: «Как тебя звать?», играя ритм на металлофоне ребенку.

Ребенок отвечает, пропевая свое имя, играя на любом ударном инструменте.

Педагог уточняет, где же на первых порах живут все капельки? (в облаке). Знакомит со словами новой игры

Пальчиковая игра «Облака»

Маленькое облако                округлить руки, пальцы сцепить в «замок»

По небу плывет.                   качать руками влево и вправо

Маленькое облако

Ветерок несет.

Поднимает облако               поднять сцепленные руки и потянуться вверх              

На утес могучий,

Превращает облако              развести руки в стороны

В грозовую тучу.

3. А что же происходит с капельками дальше, в туче?

Коммуникативная игра «Туча»

Ход игры: На 1-ую часть любой муз. пьесы дети легким бегом двигаются по залу врассыпнуюили педагог легко встряхивает бубен, на 2-ую собираются в круг, берутся за рукипедагог ударяет в бубен, на 3-ю часть поют.

Пение попевки «Туча»

Ход игры: Дети кладут руки на плечи рядом стоящего товарища, поют:

Туча, ты туча, спустись пониже,               дети движутся по кругу

Чем туча ниже, тем земля ближе.

Бух!                                                               все приседают

Педагог напоминает детям, что движение грозовых туч по небу сопровождается разрядами молнии, раскатами грома, предлагает послушать

Слушание муз. пьесы «Гром и молния»

Цель: развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

 

Все вместе обобщают: да, страшновато даже стало. Педагог предлагает попробовать изобразить это грозное явление.

Фонопедическое упражнение «Гром»

Гром гремит на всю округу.                      «р-р-р…» - произносят сердито

Грому рады - ровно другу                          «р-р-р…» - произносят радостно

С треском, с грохотом гремит

Так, что все вокруг дрожит.                       «Тр-р-р…»делая голосом «волну» вверх и вниз

                                                                       по показу рукой

Ну и треск! Вот это гром!

О, гроза! Пожар кругом!                            «Ба-бах!» - на 1-ый слог руки внизу, произносят

                                                                      низким голосом, на 2-ой слог поднимают резко руки

                                                                       вверх и говорят более высоким голосом: «Бах!»

Так сверкнет вокруг вдруг ярко.

От грозы на небе жарко.                             Скользящие движения ладоней: «Ших!»

Гром народ благодарил,

Гром прохладу подарил                           «ф-ф-ф…» - сопровождая плавным движением  кистей рук сверху вниз

4. Педагог спрашивает: а во что же превратилась во время грозы капелька Капитошка? Правильно, в дождинку. Вот как весело стучит дождик по крыше, слышите?

Пение песни «Дождь» по выбору педагога.

Весна вступает в свои права…

                        Земля солнышком согрета,

                        Цветы цветут. Настало…(лето)                                                                           

Летом тоже идет дождик. Какой бывает летний дождь? (возможные варианты ответов: теплый, короткий, веселый, грибной, звонкий, солнечный, с радугой…) Предлагает изобразить песенку летнего дождя.

Песенка - импровизация «Дождик»

                        Звонко дождик хлещет в крышу -

                        Трам-та-там, трам-та-там!

                        Пляшут капли, слышу, слышу -

                        Трам-та-там, трам-та-там!

Педагог напоминает о том, что на земле после дождя остаются большие лужи, с которыми можно поиграть…

Словесная игра «Что делать после дождика?»

Ход игры: Педагог произносит одну строчку, дети продолжают, сохраняя нужную интонацию и логическое ударение.

Педагог - Что делать после дождика?

Дети:   -     По лужицам скакать!

            -     Кораблики пускать!

            -     По радуге кататься!

            -     Да просто улыбаться!

А еще, - продолжает педагог, - после дождя на земле много-много ручейков. Предлагает сделать из бумаги бумажные кораблик, чтобы пускать их в ручейках

педагог напоминает им, что прямоугольник нужно сложить по длине, отогнуть с двух сторон углы к середине, хорошо прогладить сгибы, затем готовый кораблик поставить на голубое полотно-ручеек, под музыкальное сопровождение - песня «Белые облака» муз. М.Шаинского- полюбоваться их плаванием

5. Но вот тяжелые тучи уплыли и из-за них

                        Солнце выплыло из тучи,

                        Лужу высушить спешит.

                        Наша капелька из лужи

                        В небо паром улетит.

Педагог замечает, что тучи уплывают очень неохотно и предлагает детям поторопить солнышко

Пение заклички «Солнышко»

Рекомендации: Дети поют закличку, сопровождая пение ритмичными ударами четвертями по показу педагога: хлопками в ладоши, по коленям, по плечам, прищелкиванием пальцами, притопыванием. Закличку можно исполнить несколько раз в разных тональностях, движения может показывать ребенок.

Педагог располагает на фланелеграфе изображение солнышка: улыбающегося, яркого; хвалит детей за то, что они так звонко и дружно пели, что солнышко засияло и на ладошку каждого из них посадило солнечного зайчика. Он очень быстрый, за ним трудно угнаться глазами.

Гимнастика для глаз»Солнечный зайчик»

Ход: дети прослеживают взглядом движения пальцев, ладони; голова при этом остается неподвижной.

Солнечный мой заинька,                            вытягивают вперед ладошку

Прыгни на ладошку,                                                                                                                    

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Солнечный зайчик                                      описывают пальцем большой круг

На пальчик твой сел.

Каждый на пальчик

На свой посмотрел.

Зайчик смеется и скачет опять,                  вытягивают вперед руку и медленно

Он на плече захотел поскакать.                 дотрагиваются до правого плеча

Заинька-зайка, ты не спеши,                      вытягивают руку перед собой и медленно

Ты на носу у меня посиди.                         ведут палец к кончику носа

Зайка смеется и пляшет опять,                   вытягивают руку вперед и медленно

Вновь на плече он решил поскакать.        касаются пальцем правого плеча

Зайка устал.                                                  Закрывают глаза ладонями

Солнце спряталось в тучки.

Мы же глаза свои спрячем за ручки.

Глазки у нас отдохнут и опять                   часто мигают глазами. В конце

Весело будут смотреть и моргать.             на несколько секунд крепко

Капелька наша уже не дождинка,             зажмуривают глаза

Капелька наша стала паринкой.

Чтобы скорее ей облачком стать

6. Педагог сообщает детям, что иногда в природе даже среди лета бывают заморозки и тогда с неба вместо дождя может посыпаться - что? Нет, не снег, а настоящий ГРАД. Иногда он может загубить урожай в огородах и на полях, может даже разбить оконное стекло.

А если град не очень сильный, то от него можно прикрыться просто ладошками, как в этой попевке

Пение попевки «Град - горошек» муз. М.Картушиной

Рекомендации: Дети поют попевку, прохлопывают ритм по ритмическим карточкам.

Скачет, скачет град - горошек.                  стучат указательным, пальцем одной руки по ладони другой

Сделай крышу из ладошек                         соединяют ладони под углом над головой

Сядь под ней посерединке -                       опустить «крышу» на голову

Не достанут здесь градинки!

7. Педагог продолжает рассказ о том, что время на месте не стоит, и вот уже…

                                   Птицы улетают,                                                                                         

                                   Солнце тускло светит,

                                   Листья опадают,

                                   В школу идут дети.

                                   Тополек листочек

                                   На дорожку бросил.

                                   Льют дожди уныло.

                                   Наступила…(осень)

А уж осенью от дождя ладошками не прикроешься, нужен зонтик.

Педагог предлагает вниманию детей карточки с изображением зонтиков четырех цветов, знакомит с правилами новой игры на внимание

Игра «Цветные зонтики»

                                   А пока мы отдыхаем,

                                   Все на ловкость поиграем.

                                   Вот зонты - четыре цвета.

                                   Вам игра знакома эта?

                                   Вот зонтик желтый подниму,

                                   Всех похлопать попрошу.

                                   Вверх зеленый подниму,

                                   Теперь потопать попрошу.

                                   Синий будем мы молчать,

                                   Красный - всем «Ура!» кричать.

8. Да, время мчится дальше, и вот уже за окном…

                                   Капля-капелька, послушай!

                                   Не ходи босой по лужам.

                                   По дорогам бродит осень,

                                   Холода в котомке носит.

                                   Побелеешь, снегом станешь,

                                   До апреля не растаешь.

Превратилась наша капелька в снежинку, потому что наступила - зима.

                                   Теперь дождинка не снежинка,

                                   А маленькая льдинка.

                                   Холодные льдинки, прозрачные льдинки

                                   Сверкают, звенят, играть зовут ребят.

Педагог знакомит детей с правилами игры

Подвижная игра «Льдинки, холод и мороз»

Ход игры: дети делятся на 2 подгр. Одна встает в круг около голубой льдинки, другая - около белой. На 1-ую часть иду по кругу, взявшись за руки, на 2-ую часть - «дует ветер», дети разбегаются в разные стороны. На 3-ю часть «ударил мороз» - дети вновь встают около своей льдинки. Чей кружок скорее соберется, та команда и победила

Педагог обращает внимание на порывистое дыхание детей, знакомит их с упражнением

Упражнение на восстановление дыхания

Рекомендации: После глубокого выдоха дети 1-ой подгр. делают энергичный вдох носом, не поднимая плеч, и начинают дуть на детей 2-ой подгр., стараясь сделать выдох по возможности продолжительным. Дети 2-ой подгр. легко на носочках убегают на места(«разлетаются от дуновения «ветерка»). Затем дети меняются ролями. муз. сопровождение -фрагмент «Вьюга» из пьесы «Вьюга и вальс снежинок» М.Минкова

Так в играх и забавах не заметили, как прошла зима.

                                   Кап-кап! - капелям не до сна.

                                   Бегут ручьи. Пришла… (весна)

Стало солнышко припекать, закапали с крыш сосульки. Как? Вот так!

Ритмическая игра «Шаловливые сосульки»

Рекомендации: После пения прохлопать ритм вместе с детьми.

Шаловливые сосульки                    дети поют стоя

Сели на карниз.                               садятся на стулья

Шаловливые сосульки                    поют сидя, голова прямо

Посмотрели вниз.                            наклоняют голову

Посмотрели, чем заняться?             пожимают плечами

Стали каплями кидаться.                взмахивают кистями рук одновременно на сильную долю

Целый день идет трезвон:              взмахивают кистями рук по очереди

Дили-дили, дили-дон!

Исполняется весенний хороводпо выбору педагога

И опять капелька Капитошка побежала вместе с ручейком. Пригрело теплое солнышко, превратилась она в паринку и вернулась на облачко.

Улеглась наша Капитошка на облаке, как на мягкой перине, и сладко заснула вместе со своими капельками-подружками.

Вот такие превращения-приключения происходят с капелькой каждый год.повторяют все сначала. А пока наша капелька спит, мы с вами прогуляемся вдоль ручейка. Только смотрите, не замочите ноги.

Малоподвижная игра «Ручеек»

Ход игры: На полу расстилается «ручеек» из ткани: то широкий, то узкий. Дети цепочкой выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечо впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где он начинается, и медленно двигаются вперед все вместе, меняя ширину поставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в «ручей» и встает в конец цепи. (муз. сопровождение - пьеса «Весело журчит ручей» кассета «Волшебство природы»). В заключении дети спокойно слушают журчание ручейка, выходят из зала «ручейком»:

                                   Бежит веселый ручеек,

                                   Преграды обойти он смог,

                                   Прохладу в жаркий день несет,

                                   Олень воды его попьет,

                                   Цветы и травы расцветут,

                                   Его везде и всюду ждут.

                                   Он добротой наполнен весь,

                                   А остановится он здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего…

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста Тема: «Мои любимые игрушки»

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое…

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое, наше лето!» Паспорт проекта Тема проекта: «Вот оно какое, наше лето!» Тип проекта:...

Проект «Наши добрые дела и поступки» в средней группе

Проект «Наши добрые дела и поступки» в средней группе Актуальность: Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для...

Читайте также

Наставничество при подготовке к участию в фестивале

Наставничество при подготовке к участию в фестивале Истинная педагогика наставляет подрастающее поколение на реализацию детской мечты во взрослой жизни. Несколько лет подряд...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и…

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура:...

Формирование духовно-нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми…

Формирование духовно–нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми фольклора