Конспект непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» (сюжетное рисование)
на тему «Мы на севере живем»
Решение задач образовательных областей:
- «Здоровье» - воспитывать опрятность, следить за своим рабочим местом;
- «Физическая культура»- физкультминутка способствует снятию напряжения, смена деятельности;
- «Социализация» - формирование моральных норм.
- «Труд» - воспитывать желание выполнить свой рисунок красиво и аккуратно, формировать представления о труде оленевода.
- «Безопасность» - закреплять правило работы с красками, водой.
- «Познание» - расширять представления о жизни людей, животных, живущих в гармонии с природой Севера. Воспитание любви к родному краю.
- «Коммуникация» - продолжать развивать речь, активизировать словарь (ягушка, малица, шапка, кисы).
- «Чтение художественной литературы» - приобщать к словесному искусству.
- «Художественное творчество» - закреплять навыки рисования сюжета, располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.
- «Музыка» - обогащает впечатления и музыкальный багаж детей, расширяет знания о национальной культуре.
Цель: Учить детей создавать несложный сюжет из жизни оленеводов. Закреплять умение рисовать простым карандашом и закрашивать, не выходя за контур рисунка. Закреплять умение передавать движение животного. Воспитывать доброжелательное отношение к жителям тундры, уважение к нелёгкому труду оленевода.
Материал и оборудование. Альбомные листы, карандаши, краски, кисточки, стаканы с водой, палитра, салфетки. Магнитофон, музыка на CD диске. Выставка рисунков на оформленная на ширме.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью людей и домашних животных на Крайнем Севере. Чтение художественной литературы о Севере. Знакомство с писателями и поэтами народов Крайнего Севера, с произведениями декоративно-прикладного искусства народов Севера.
В группе оформлена выставка рисунков из альбома Г. Сысолятина «Рисуют дети Ямала». До занятия дети подходят и рассматривают иллюстрации из альбома.
Ход занятия
Дети сидят за столами. Звонит телефон. Воспитатель поднимает трубку.
- Алло! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна. Я звоню из Москвы. Наша воспитательница много рассказывала про тундру. Скажите, правда ли, что в тундре живут олени?
Дети. Да, это правда. В тундре пасутся олени. Их так много, что невозможно сосчитать.
Алёна. Я оленей видела только на картинках и в зоопарке. Расскажите мне об олене. Зачем олень нужен в тундре человеку?
Дети. Олень очень нужен человеку. На оленях ездят. Из оленьих шкур делают одежду (ягушку, малицу, шапку, кисы), постели.
Воспитатель: Оленье мясо - хорошая еда. Из молодых весенних рогов (пантов) делают лекарство.
Дети. Ненцы гордятся оленями. У ненца нет лучшего друга, чем олень. Они друзья, потому что жару и холод терпят вместе. Вместе переживают все трудности. Оленевод и олень «заботятся» друг о друге. Олень кормит, одевает и возит человека.
Алёна. Ребята, а вы можете нарисовать оленя и отправить рисунки к нам в детский сад.
Дети внимательно слушают.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какой олень?
Дети: У оленя большие глаза, ветвистые красивые рога. Вытянутые большие голова и туловище, короткий хвост, длинные мощные ноги и широкие копыта. У него густая шерсть.
Воспитатель. Чем питается олень?
Дети. Олени сами себя кормят. Они любят белый мох – ягель. Зимой находят его под снегом. Разгребают копытом снег и находят себе еду. Когда ягель заканчивается, люди перегоняют оленей на новое место.
Воспитатель. Кто пасёт оленей?
Дети. Оленеводы пасут оленей.
Воспитатель. Правильно, дети. Оленеводы – это ненцы. Они очень давно живут на Ямале. Оленеводы-кочующие люди. Они постоянно кочуют вместе с оленями. А знаете ли вы, дети, где живут оленеводы?
Дети. В чуме. Чум – это жилище оленевода. Он сделан из шкур оленя.
Воспитатель. А теперь, дети, будем рисовать нашу тундру: оленей и оленеводов. (Воспитатель демонстрирует детям макет тундры, который был изготовлен детьми ранее)
Будем рисовать то, что вы можете рассказать про нашу тундру для того, чтобы наши друзья в Москве могли представить себе её, рассматривая ваши рисунки.
Звучит музыка «Оленёнок», дети рисуют.
Физминутка. «Лечу!»
На оленях золоторогих лечу.
На нарте поющей лечу.
Пучеглазые зайцы смотрят,
Удивляются, как я быстро лечу
Над землёю лечу!
Синюю весну на золотых рогах оленей несу!
Анализ детских работ.
Все дети нарисовали тундру. Лучшие работы они вместе с воспитателем укладывают в конверт для «отправки в Москву» для девочки Алены, чтобы она могла представить себе тундру.
Литература:
1. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Старшая разновозрастная группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Дыбина О.В. Занятия по ознокомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Лапцуй Л.В. Эдейка. Свердловск, Средне-Уральское кн. Изд-во, 1978.
5. М.С. Приходько. Хомаку. Картинный словарь русско-ненецкого языка. С-Петербург, «Морсар АВ», 2000.
6. Окотэтто Е.Н. Ненецкий язык в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов Ямала.-СПБ.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1998.
7. Шесталов Ю.Н. Сначала была сказка; Повесть, стихи, сказки, загадки, песни/Рис. А.Ковкина.-Л.:Дет.лит., 1984.
8. Ядне Н. Я родом из тундры.-М.: ППО «Известия», 1999.
Читайте также |
---|
Способы работы над формированием устной речи
Способы работы над формированием устной речи В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи...
Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе
Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе Цель: ознакомление детей с работой почтового отделения связи. Программные задачи: Развивающие: - развивать мыслительные операции: сравнение...
Дидактическая игра «Домик для друзей»
Дидактическая игра «Домик для друзей» Дидактическая игра «Домик для друзей» подойдет для детей 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие логического...