Непосредственная образовательная деятельность по рисованию нетрадиционным способом с элементами экологического воспитания (ознакомления с окружающим, развития речи)
Тема: «Путешествие в тундру по следам оленя»
(1 младшая группа)
Ход занятия
Цель:
- Расширять знания детей о родном крае;
- Воспитывать дружеские чувства к другой национальности, уважение к другой культуре, показать добрые чувства, которые бытуют в отношениях народа;
- Познакомить с картой мира; расположением на карте города Салехард;
- Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования через шаблон с помощью природного материала-уголька;
- Сформировать представление о животном тундры-северном олене;
- Показать значение оленя в жизни северных народов;
- Введение новых слов: тундра, ягель;
- Знакомить с подвижной игрой Севера «Прокачусь на нартах;
- Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание;
- Закрепить знания о национальной одежде народов ханты;
- Закрепить знания детей об особенностях климата в районах Крайнего Севера;
- Закрепить знания о цвете, форме.
Материалы: карта мира, мольберт, плотная бумага (ватман), трафареты со следами оленей, природный материал-угольки, влажные тряпочки (по количеству детей).
Развивающая среда: декорация зимней тундры, мягкая игрушка-олень, ягель, чум, нарты, ягоды брусники. Прослушивание музыкального диска «Музыка Ямала», «Гимн Ямала», «Суляко».
Звучит аудиозапись «Гимн Ямала».
В.: Я пришла к вам в гости из чума, где живут коренные жители Севера-ханты. Это очень трудолюбивый народ. Они занимаются оленеводством. На мне одета национальная хантыйская женская ягушка. Посмотрите, какая красивая ягушка, на ней вышит орнамент из сукна.
Ребятки, я хочу поговорить с вами о нашем родном крае. Скажите мне, пожалуйста, в каком городе мы живем?
Предполагаемый ответ детей: в городе Салехард.
В.: правильно, молодцы.
На стене висит карта мира.
В.: детки, посмотрите на карту мира. Вот здесь располагается наш родной город-Салехард. Салехард находится на Севере. На Севере долгая, снежная, холодная и суровая зима, а лето короткое. Наш город окружает тундра. Ребятки, давайте скажем вместе-тундра.
(Дети повторяют-тундра) В тундре мало деревьев, цветов и травы, но зато в тундре растет ягель.
Звучит аудиозапись песни «Суляко».
Ребята, а вы знаете, кто их животных тундры питается ягелем?
Предполагаемые ответы детей: олень.
В.: правильно, молодцы. Олень живет в тундре рядом с людьми и питается ягелем. А сейчас отгадайте загадку:
Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
Предполагаемый ответ детей: олень.
Ребятки, я предлагаю отправиться в тундру к нашему другу оленю. Его зовут Айхо. Вы согласны?
Предполагаемые ответы детей: да, согласны.
Но тундра очень большая и мы можем заблудиться. Чтобы этого не произошло, нам нужно нарисовать оленьи следы, по которым мы попадем в тундру.
Воспитатель просит детей подойти к мольберту: на мольберте расположена плотная бумага, к которой приложен трафарет с овальными следами оленя. Детки, давайте следы оленя переведем через трафарет. Следы будут овальной формы. Использовать будем уголек черного цвета, который я взяла в чуме. Сейчас я покажу, как это можно сделать быстро и просто. Далее, воспитатель показывает, как правильно взять в руки уголек (приготовленный заранее), приложить к трафарету, перевести и закрасить следы оленя угольком. Затем осторожно поднять трафарет, на ватмане остается яркий оттиск (овальный след оленя).
К рисованию приступают дети. Воспитатель каждый этап действия сопровождает объяснением, следит за последовательностью и качеством выполнения действий, в случае необходимости помогает и исправляет ошибки. По окончании рисования дети вытирают руки влажными тряпочками.
В.: Детки, полюбуйтесь своей работай! Какие вы молодцы! Что вы сейчас нарисовали?
Предполагаемые ответы детей: следы оленя.
В.: А какой формы получились следы?
Предполагаемые ответы: овальной формы.
Чем мы рисовали?
Предполагаемые ответы детей: угольком.
Каким цветом получились следы?
Предполагаемые ответы детей: черным цветом.
А каким методом мы сейчас рисовали?
Предполагаемый ответ детей: через трафарет.
В.: Молодцы, у вас получились красивые, овальной формы, черного цвета следы оленя.
Детки, а теперь представим, что мы маленькие оленята и поиграем рожками и копытцами (физкультминутка с элементами пальчиковой игры):
Вот это случай очень редкий,
На голове растут две ветки.
Устал копытом бить олень,
Ох, под снегом спрятан мох!
Ребятки, а теперь по следам мы сейчас попадем в тундру к оленю. Садитесь скорей в нарты и поехали!
Проводится подвижная игра «Прокачусь на нартах».
Подъезжаем к чуму, останавливаемся.
В.: Мы приехали к чуму, здесь живут ханты. А где же наш друг-олень Айхо? Давайте поищем. Дети находят оленя под елочкой возле чума. Олень здоровается с каждым ребенком. Рассматриваем оленя: большие, ветвистые рога, коротенький хвостик, широкие копыта, чтоб не проваливаться в снег, а главное мягкий, теплый мех, из которого шьют теплую одежду и утепляют зимний чум.
В.: Детки, а где живет олень?
Предполагаемые ответы: на Севере, в тундре.
А чем питается олень?
Предполагаемые ответы: олень питается ягелем, мхом.
А что мы сегодня переводили угольком через трафарет?
Предполагаемый ответ детей: следы оленя.
Воспитатель объясняет, что оленей нужно беречь, ухаживать за ними, не обижать, ведь олень для коренных народов Севера-ханты и пища, и одежда, и дом.
В.: Обращается к оленю: «Айхо, мы так долго к тебе шли, устали, замерзли и хотим отдохнуть. И я, на правах хозяйки хантыйского чума хочу пригласить вас отведать лесную ягоду клюкву.
Детки вместе с оленем усаживаются за накрытый стол, с приготовленной заранее в тарелочках ягодой. Малыши едят клюкву с сахаром, оленя угощают ягелем и ягодами.
Используемая литература:
1. Из Книги радуг ( http://m-p-detyam.narod.ru/)
Пантелеева М. Седой Ямал //Ямальский меридиан.- 2000.-№6.- С.48
2. Салдаева И. О Ямале //Вкус ягоды ямальской. Выпуск второй. ОАО «Внешторгиздат».- Москва. –2000.- С.85
3. Циваш О. Новая планета//Красный Север.- 2001.- 13 декабря (№135).- С.20
4. С.Н.Теплюк Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет.М.:Мозаика-Синтез,2008.
5. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.-3-е изд., испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2008.
6. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»./Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-3-е изд., испр. И доп.-М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
7. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.
8. Фотографии С.Б.Попов.
Читайте также |
---|
Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…
Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла!» Цель: создание условий для...
Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…
Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...
Верба – символ весны
Верба – символ весны Верба символизирует весну и пробуждение природы. Это растение быстро реагирует на первые солнечные и теплые весенние деньки...